Чёрная металургия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения мировой черной металлургии.
Актуальность темы. Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы,

Оглавление

Введение
Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии
История возникновения и развития черной металлургии
Общая характеристика черной металлургии
Отраслевая и территориальная структура черной металлургии
Территориальная дифференциация черной металлургии мира
Глава 2. География мирового рынка железной руды
Формирование мирового рынка железной руды
Структура современного рынка железной руды
Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Железорудная отрасль в некоторых странах мира
Заключение

Файлы: 1 файл

География черной металлургии.docx

— 105.26 Кб (Скачать)

На переговорах 1999/00 года сложилась аналогичная  ситуация, только в контексте растущих цен на железную руду. Австралийские добывающие компании оказывали давление на японских производителей стали с целью вернуть цены на железную руду на уровень 1998 года (в 1998/99 году цены упали на 11%). 27 января компания SNIM вновь привлекла к себе всеобщее внимание, заключив договор с крупнейшей компанией Франции Usinor (повышение цен составило 5,42% на рудную мелочь и 5,85% на кусковую руду). Французская компания пошла на скромное повышение цен, чтобы избежать более высокого их роста. Этот договор тут же повлек за собой серию новых соглашений между сталеплавильными компаниями Германии и их поставщиками в Канаде, Бразилии и Швеции.

Однако крупнейшие производители железной руды полностью  отвергли повторение сценария 1993 года, когда в качестве базовых цен  были приняты цены договора между SNIM и Sollac. Консолидация экспортеров железной руды позволила им поднять цены на более высокий уровень, нежели удалось участникам ранних соглашений. Тем не менее, этот уровень мог бы быть выше, если бы компании-производители железной руды действовали более организованно.

Система определения  цен на годичный период не всегда выгодна  участникам рынка, поскольку эти  цены не меняются в зависимости от различных событий влияющих на рынок в течение года. В результате добывающие руду компании не получили в этом году крупных прибылей от роста рынка стали. Кроме того существует некоторый "эффект запаздывания", поздней реакции цен на рынок. Немалую роль в этом играет и наличие крупных складских запасов руды у сталелитейных компаний и добывающих компаний. При сложившейся системе рынок железной руды более устойчив к изменениям, нежели рынок стали.

 

Роль ТНК на мировом рынке  железной руды

 

Рынок железной руды сильно сконцентрирован. На девять стран приходится около 95% мирового экспорта железой руды. Рынок считается  крайне стабильным, за последние десять лет основным постоянным изменением было уменьшение доли России и Украины  в мировом экспорте железорудного  сырья. Доля этих стран в мировом  экспорте железной руды уменьшилась  с 9% в 1990 году до 5% в 1998 г. За этот период суммарная доля Бразилии и Австралии  выросла более чем на 10% - до 67% мирового экспорта.

Концентрация  рынка железной руды в еще большей  степени видна при анализе  взаимосвязей компаний ее производящих. 9 компаний в 1997 году обеспечивали около 77% экспортных поставок железной руды, однако если учитывать состав акционерного капитала этих компаний, то количество крупных производителей значительно  уменьшается. Третьей по величине горнодобывающей  компании мира Rio Tinto принадлежит 53% австралийской компании Robe River и 59,3% акций канадской Iron Ore Canada (IOC) а также 100% акций австралийской компании Hamersley. Бразильской торговой компании-оператору Caemi принадлежит 84,7% акций компании MBR и 50% акций канадской QCM. Бразильская компания Samitry владеет 51% пакетом акций компании Samarco, а 42% акций Samitry владеет бразильская компания Belgo-Minera. Эта компания контролируется одной из пяти крупнейших европейских компаний-производителей стали Arbed. Компания Ferteco (третий по величине экспортер железных руд в Бразилии) принадлежит крупнейшей немецкой сталеплавильной компании Thyssen-Krupp Stahl. Крупнейшему экспортеру железных руд Австралии, компании BHPIO принадлежит 49% акций бразильской Samarco. В свою очередь одна из крупнейших японских торговых компаний-операторов Mitsui владеет пакетами акций в австралийских BHPIO и Robe River а также бразильской Caemi. В 2000 году произошла новая волна слияний между компаниями, производящими железную руду. Подобная структура владения сосредотачивает мощности по добыче железной руды в руках 3-4 промышленных групп, которые и оказывают влияние на рынок. Немалая доля акционерного капитала добывающих компаний в итоге принадлежит непосредственным потребителям железорудного сырья.

Из числа  общих характеристик экспортно-ориентированных  добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации  производства:

  • 1) Общая схема системы экспорта представляет собой цепочку месторождение - железнодорожный транспорт - морской порт - потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки.
  • 2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.
  • 3) Все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающиеся исключительно экспортом железорудного сырья. Чаще всего этот морской порт принадлежит компании, или близким к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта
  • 4) Некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.

 

Железорудная отрасль в некоторых  странах мира

 

Данная глава  посвящена подробному анализу территориальной  организации железорудной отрасли  в некоторых странах-экспортерах  железной руды. Каждая страна экспортер  характеризуется своими особенностями, однако подробно мы рассмотрим лишь самые  различные из них. Для остальных - отметим лишь общие особенности.

 

Бразилия

В Бразилии подтвержденные запасы железных руд  оцениваются в 11 млрд.т. (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс (среднее содержание железа - 30%, однако добываются и руды с содержанием железа более 60%) и Пара (месторождение Караджас - содержание железа более 60%). Крупный железорудный бассейн (Морру ду Урукум) расположен также в штате Мату-Гроссу.

Конституцией  Бразилии от 1891 года было утверждено положение  о том, что владелец земли является также и владельцем природных  ресурсов, содержащихся в ней. Также  было определено разрешение на их разработку иностранными компаниями. В 1981 году Бельгия, Франция, Великобритания и США скупили  множество месторождений железной руды практически за бесценок. Была основана английская компания Itabira Iron Ore Co., которая купила месторождения железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс и железную дорогу, ведущую от месторождений к порту Витория. Компания была выкуплена американским предпринимателем Персивалем Фаркухаром в 1919 году. Железная руда была впервые экспортирована из Бразилии в США в 1930 году. Однако регулярный характер экспорт железной руды стал приобретать лишь к концу 30-х годов. В 1930 году президент Бразилии Хетулио Варгас выступил за национализацию природных ресурсов страны. С 1940 года компания Itabira Mineracao начала стабильные поставки железной руды в США. Однако в 1942 году она была национализирована и переименована в CVRD (Compahnia Vale do Rio Doce). Уже к 1949 году на эту компанию приходилось около 80% всего экспорта железных руд из Бразилии. В 1952 году операции компании поставлены под прямой контроль правительства Бразилии. В 40-е гг. были основаны большинство современных добывающих компаний Бразилии. Рост экспорта потребовал наращивания пропускной способности порта в Витории - компанией CVRD были построены два рудных причала. В 1962 году компания заключает первые долгосрочные контракты на поставку железной руды. К этому времени она уже занимает 6-е место в списке крупнейших экспортеров железной руды. В 1966 году CVRD строит собственный рудный порт Тубарао. В 1969 году CVRD строит первый завод для производства металлизированных окатышей в порту Тубарао. На протяжении 70-х гг. компанией организуется геологическое подразделение и проводятся семилетние поиски новых месторождений железной руды (совместно с USGS). В это же время в порту Тубарао совместно с испанскими, японскими, итальянскими компаниями строятся заводы по производству металлизированных окатышей (суммарная мощность выросла до 22 млн.т. окатышей в год). В 1975 году CVRD стала самой крупной компанией в мире по объемам экспорта железных руд (доля рынка - 16%). В 1976 г. дублируется железная дорога Итабира-Витория, в 1978 г. начинается строительство железной дороги к месторождению Караджас в штате Пара, в 1985 г. начинается его промышленная разработка.

В настоящий  момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает не только месторождения  железных руд, но является также крупным  производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого  концерна достигают $900 млн. в год. В 1997 году компания CVRD была приватизирована. Условия аукциона были очень жесткими: суммарное количество акций принадлежащих  производителям и потребителям железной руды не должно превышать 45% голосующих акций, ни один покупатель не мог приобрести более 45% голосующих акций. Кроме того, количество акций принадлежащих  сталеплавильной компании производящей более 8 млн.т. в год или торговой компании-оператору с оборотом более 30 млн.т. в год не может превышать 10%. Победителем стал консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим производителем стали в Бразилии - корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего пакета). Остальные акции были приобретены группой пенсионных фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%), американским Nation's Bank и фондом Investvale. Правительство оставило за собой "золотую акцию", гарантирующую право вето.

Территориально, деятельность компании в области  железорудного сырья делится  на две не связанные системы - Северную и Южную. Северная система включает в себя месторождение Караджас в штате Пара, одноколейную железную дорогу (900 км.) от месторождения до принадлежащих компании морского порта Понта да Мадейра и завода окатышей (см. карту). Месторождение Караджас является уникальным по запасам железных руд при высоком содержании железа. В первый год работы (1985) добыча составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т., в третий - 35 млн.т. Северная система работает на полную мощность (около50 млн.т. в год). В ближайшем будущем производство железной руды увеличить будет невозможно из-за полной загрузки железнодорожной трассы и морского порта. Компания планирует модернизацию железной дороги, что позволит увеличить ее пропускную способность на 5 млн.т. в год.

Южная система  создана на основе железорудной провинции  Итабира в штате Минас-Жерайс. В нее входит несколько шахт в районе одноименного города (на карте не нанесены шахты Тимбопеба - производство железной руды 10 млн.т. в год, Брукуту - 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т. и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный завод мощностью 20 млн.т. в год и железная дорога E.V.F.M. от шахт до принадлежащего компании морского порта Тубарао (пропускная способность 80 млн.т.). В порту Тубарао расположены 7 заводов по производству металлизированных окатышей, суммарной мощностью 26 млн.т. в год. (2 завода принадлежит CVRD, остальные находятся в совместном владении с компаниями Японии, Испании, Италии и Южной Кореи). Южная система производит около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985 году на нее приходилось около 70 млн.т., однако в связи с началом разработки месторождения Караджас и истощением месторождений производительность шахт снизилась. СVRD планирует увеличить производство железных руд на южных месторождениях до 61 млн.т. к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит около 100 млн.т. товарных железных руд, около 70% которых поставляется на экспорт (Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по 9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и Великобритания и США - по 3%, другие страны Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань, Филиппины, Бахрейн и др.).

Вторым по величине производителем железных руд  в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 млн.т. железной руды. Компания была основана в 1965 году на основе месторождений штата Минас-Жерайс (шахты Агуас Кларас и Мутука). В настоящий момент компании принадлежит 6 железорудных шахт к юго-востоку от города Белу-Оризонти. Этот район является основным районом добычи для большинства добывающих железную руду компаний. Компания MBR экспортирует около 85% добываемой железной руды через принадлежащий ей порт Гуаиба недалеко от Рио-де-Жанейро. Пропускная способность морского порта около 25 млн.т. в год. Компании MBR принадлежит 33% акций железнодорожной компании MRS, такой же пакет акций принадлежит металлургической компании CSN, которая также ведет добычу железной руды в этом районе (около 7 млн.т. в год), 21% акций контролируют добывающие компании Ferteco и Usiminas. Компанией MBR владеют международная торговая компания-оператор Caemi Mineracao e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько сталеплавильных компаний Японии (10%). Компания компенсировала потери, связанные с истощением месторождений Агуас-Кларас и Мутука вводом рудников Капао-Шавьер, Тамандуа и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что увеличило ее производственные мощности до 32 млн.т. в год.

Компания  Ferteco произвела в 2000 году около 20 млн.т. железной руды, в 1999 году закончила строительство морского порта Сепетиба недалеко от Рио-де-Жанейро пропускной способностью 25 млн.т. в год. До этого Ferteco использовала железную дорогу CVRD до порта Тубарао, что увеличивало транспортные издержки компании. Теперь компания отгружает через порт Тубарао около 10 млн.т. в год, главным образом с шахты Фабрика, которая подсоединена к дороге CVRD. Вторая шахта компании использует новый порт. Экспорт компании составляет около 12 млн.т. (главным образом в Германию, на металлургический комбинат Thyssen Krupp Stahl - 6,7 млн.т.).

Компания  Samarco ежегодно производит около 11 млн.т. товарной железной руды. Компании принадлежат два завода по производству окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т. в год) в порте Понта-ду-Убу и рудник Эрмано, связанные рудопроводом. Кроме того, компании принадлежит обогатительная фабрика мощностью 9,5 млн.т. в год. 49% акций компании принадлежит австралийскому концерну BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция компании идет на экспорт.

Компания  Samitry производит около 12 млн.т. железной руды в год, около 90% произведенной продукции идет на экспорт (преимущественно в Бельгию).

Сталеплавильная компания CSN добывает руду на собственной  шахте Каса до Педро (около 7 млн.т. в год) только для внутреннего потребления.

В Бразилии также ведет добычу железных руд  консорциум Rio Tinto. На единственной шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится около 1,7 млн.т. железной руды в год.

Особенностью  развития железорудной отрасли Бразилии является огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран. Так, например, стоимость разработки месторождения  Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 млн.т. в год. На все бразильские компании в 1998 году приходилось 33,1% мирового экспорта железной руды. Сама территориальная организация отрасли очень похожа на типично колониальную структуру с сетью дорог, ведущих от месторождений полезных ископаемых к морским портам, откуда они отправляются на экспорт. Доля доходов страны от экспорта железной руды снизилась по сравнению с 1980 годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако все равно продолжает оставаться довольно высокой.

Правда, за последние  два года производство стали в  Бразилии выросло с 26,5 млн.т. в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году (за период с 1985 года по 1998 год производство стали в Бразилии выросло всего на 6,8 млн.т.). Если подобные темпы роста в сталеплавильной промышленности продолжатся, то Бразилия, возможно превратится в крупного экспортера стали, железная руда станет сырьем внутреннего потребления. Возможно некоторое уменьшение доли Бразилии на мировом рынке железной руды.

 

Швеция - домашняя шахта  Западной Европы

В начале 1998 года подтвержденные запасы железных руд Швеции составили 3 млрд. т. Среднее  содержание железа в руде - 51%. Отличительным  качеством железной руды является высокое  содержание магнетита, что удешевляет процесс обогащения. Швецию часто  называют "домашней шахтой Европы". Эта страна является самым древним  поставщиком железных руд в страны Западной Европы. Уже с середины XVII века она была главным экспортером  железных руд в Англию, Францию  и другие европейские страны.

Экспорт железорудного  сырья стал быстро расти с 1890 года, когда была основана компания LKAB (Рис.1). Железная руда, наравне с высококачественной древесиной долгое время были основными  продуктами экспорта Швеции, а железорудная отрасль доминировала в шведской экономике вплоть до середины 70-х. Это  объясняется, не только, высоким содержанием  железа в руде по сравнению с другими  европейскими странами, но и близостью  Швеции к потребителям сырья. В эпоху  высоких транспортных издержек это  было одним из определяющих факторов конкурентоспособности товара. Надо отметить, что во времена военных  конфликтов в регионе спрос на шведскую железную руду всегда находился  на высоком уровне, из-за перевода промышленности в военный режим. В то же время  несколько изолированное положение  страны уберегло ее от участия в  большинстве из них. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года обеспечил  неучастие в обеих мировых  войнах, что не только сохранило  производственный потенциал и трудовые ресурсы Швеции, но и обогатило  страну за счет поставок воюющим сторонам. Так, например, Швеция поставляла железную руду в фашистскую Германию.

Информация о работе Чёрная металургия