Чёрная металургия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения мировой черной металлургии.
Актуальность темы. Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы,

Оглавление

Введение
Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии
История возникновения и развития черной металлургии
Общая характеристика черной металлургии
Отраслевая и территориальная структура черной металлургии
Территориальная дифференциация черной металлургии мира
Глава 2. География мирового рынка железной руды
Формирование мирового рынка железной руды
Структура современного рынка железной руды
Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Железорудная отрасль в некоторых странах мира
Заключение

Файлы: 1 файл

География черной металлургии.docx

— 105.26 Кб (Скачать)

Современный этап развития мировой черной металлургии характеризуется бурным ростом отрасли в целом ряде стран Азии и Южной Америки, ставших на путь быстрого индустриального развития. Они становятся мощными конкурентами стран Западной Европы, США.

Азия превратилась в ведущий регион черной металлургии  мира по объемам получения всех главных  видов продукции отрасли. Япония, а вслед за ней КНР, Республика Корея, Индия и о. Тайвань совершили  мощный прорыв в ее развитии. В 1995 г. все государства региона суммарно давали 50% кокса в мире, почти 45% чугуна, до 40% стали и проката. КНР и Япония являются крупнейшими в мире производителями черных металлов. Однако уровень развития отрасли очень неодинаков в отдельных странах. Так, Япония по получению стали в расчете на душу населения (800 кг в 1995 г.) далеко опередила все крупные государства Западной Европы и США. КНР не достигла даже низкого среднемирового показателя 125 кг. Это остается важным стимулом роста отрасли в КНР и других новых индустриальных странах Азии.

В регионе имеются  разнообразные виды сырья и топлива  для черной металлургии. Однако степень  обеспеченности ими неодинакова  не только для отдельных стран, но и для Азии в целом. КНР располагает  очень большими ресурсами коксующихся  углей и рядом легирующих, а  также рассеянных металлов. Однако ее железные руды в основном низкого  качества. Индия имеет месторождения  богатых железных руд, есть ресурсы  коксующихся углей и ряда легирующих металлов. Япония практически лишена всех видов металлургического сырья  и топлива для обеспечения  своей металлургии. Страны региона  в известной степени могут  взаимно покрыть свои потребности  в этих видах сырья и топлива. Однако уже достигнутые объемы получения  черных металлов настолько велики, что требуют привлечения недостающих  ресурсов извне.

Особенность макроструктуры металлургии региона  — большая роль первичных стадий цикла (добыча железной и руд легирующих металлов, получение кокса). Это наиболее дешевая продукция в отрасли, которая преобладает в КНР  и Индии. В Японии, Республике Корея, на о. Тайвань на основе привозного сырья и топлива сложились  мощные финальные стадии металлургии  — выплавка стали и изготовление проката. Сильны различия и в производстве чугуна и стали:

в КНР до 1995 г. чугуна получали больше, чем стали (это свидетельствует о еще далеко не завершившемся структурном формировании отрасли); в Республике Корея, наоборот, стали выплавляли в 1,7 раза больше, чем чугуна.

Сильно различаются  по странам региона технический  и технологический уровни черной металлургии. Так, Япония уже в начале 70-х гг. полностью прекратила мартеновское производство, а КНР в 1996 г. все еще этим способом выплавляла до 15% стали. Хорошо обеспеченная топливом, занимающая второе место в мире по выработке электроэнергии КНР получает в электропечах только 22% стали, а лишенная энергоресурсов Япония — 32%. Эти показатели еще выше в Республике Корея — 38% и на о. Тайвань — 47%. Среди этих новых стран-продуцентов особое место занял Китай, вырвавшийся в лидеры мира по выжигу кокса, выплавке чугуна в 1991—1993 гг. и по выплавке стали в 1996 г. Такая новая индустриальная страна, как Республика Корея по уровню развития отрасли превзошла любую из стран Западной Европы, кроме ФРГ. При этом Республика Корея заметно приблизилась к последней по получению чугуна и стали и обогнала по коксу

В Восточной  Европе страны — члены СЭВ в 60-е гг. совершили первый прорыв в мировой черной металлургии, заметно оттеснив западные регионы в этой отрасли индустрии. Уже в 1970 г. регион по добыче железной руды, получению кокса, чугуна и стали опередил и Северную Америку, и Западную Европу В последующие годы рост черной металлургии Восточной Европы был еще значительнее. По производству стали на душу населения Чехословакия, Румыния, СССР и Польша в 1,5-2 раза превосходили Францию, Великобританию, Италию или США. СССР вышел на первое место в мире по выплавке черных металлов, достигнув самого высокого в истории отрасли показателя развития для отдельной страны; в 1988 г. было выплавлено 115 млн. т чугуна, 163 млн. т стали, изготовлено 21 млн. т труб.

Превращению Восточной Европы в ведущий регион черной металлургии мира по объемам получения продукции отрасли способствовали:

1) тесное  экономическое сотрудничество стран  — членов СЭВ на основе совместных  плановых мероприятий в черной  металлургии;

2) большой  спрос на продукцию отрасли  в машиностроении, строительстве;

3) полная  обеспеченность региона сырьем  и топливом, прежде всего за  счет их поставок из СССР, а  также использования ресурсов  каждой из стран СЭВ.

Однако при  стремительном росте объемов получения металлургической продукции запаздывали кардинальные структурные преобразования отрасли. Существенно отставало внедрение новой техники и инновационных технологий. Так, в крупнейшей стране региона — в СССР выплавка стали в кислородных конвертерах в 1988 г. составляла 34% (в США — 58%), в электрических печах 13% (в США — 37%), непрерывная разливка стали 17% (в США — 60%). В ряде государств Западной Европы эти показатели были еще выше, чем в США,

Распад СССР и СЭВ привели к дезинтеграции  стран Восточной Европы. Это нанесло  большой ущерб их металлургии: объемы производства упали в каждой из них  в несколько раз. Так, выплавка стали  в Российской Федерации (51 млн. т, 1995 г.) снизилась до уровня ее получения  в РСФСР в 1965 г., т.е. страна была отброшена  на 30 лет назад. Украина по выплавке стали скатилась к уровню 1959 г. Общее состояние черной металлургии  характеризуется низким использованием производственных мощностей (65-70%), высоким износом оборудования (50-60%) и низкой рентабельностью, которая составляет 4-5%. Это результат резкого снижения инвестиций в отрасль.

Развитые  капиталистические государства восстановили былые ведущие позиции в мировой черной металлургии. Особенно заметно это проявилось в выплавке стали и получении проката, т.е. наиболее важных видов продукции отрасли.

Внешняя торговля товарами черной металлургии. Роль продукции  отрасли в мировом экспорте невелика — около 3%. Это обусловлено невысоким  уровнем цен на ее товары. Особенность  отрасли: на экспорт идут и сырье (железная руда и легирующие металлы), и конечная продукция (прокат). Роль промежуточных продуктов металлургии невелика. В 1995 г. на экспорт шло 45% всей добываемой в мире железной руды (400 млн. из 890 млн. т), проката более 20%, а чугуна лишь 2%. На Бразилию и Австралию приходилось 65% всего мирового экспорта железной руды. Из 640 млн. т изготовленного в мире проката экспортировалось около 140 млн. т. Сложился широкий (чаще всего внутрирегиональный) межстрановой торговый обмен разными видами проката. Избыточными по прокату были Восточная и Западная Европа, а дефицитны Азия (особенно КНР) и Северная Америка (США).

 

Глава 2. География мирового рынка  железной руды

 

Формирование мирового рынка железной руды

 

Стандартная экономическая схема черной металлургии предполагает размещение производства вблизи источников сырья, с целью уменьшения транспортных издержек. Поэтому средневековые европейские страны, обладавшие богатыми ресурсами железной руды, являлись крупными экспортерами железа. К середине XVII века одним из главных экспортеров высококачественного металла в страны Западной Европы была Швеция. Надо отметить, что торговля железными рудами практически отсутствовала. Высокие транспортные издержки делали их транспортировку экономически неоправданной вплоть до XX века. Эти факторы определяли географическое положение сталеплавильного производства вблизи месторождений железной руды. Наличие месторождений железной руды во многом определило экономическое превосходство Германии, Англии, Франции над остальными европейскими странами. Черная металлургия являлась типично сырьевой отраслью с тяготением к источникам сырья, что определяло ее географичность и упрощало анализ. Подобная территориальная структура существовала вплоть до 1970-х гг.

Сейчас объем  мирового экспорта железной руды составляет около 45% объема добычи. Причем средняя  длина перевозок на тонну руды превышает 5600 морских миль. Доля транспортных издержек в стоимости руды доходит  до 70% . Надо отметить, что основные страны-импортеры (страны Западной Европы, Япония) железной руды, являются также основными импортерами  энергоресурсов и коксующегося угля. Эти страны также являются крупнейшими  экспортерами стальной продукции. С  другой стороны многие страны-экспортеры железорудного сырья и каменного  угля практически не развивают свои сталеплавильные мощности, наращивая  экспорт сырьевых ресурсов.

Что стало  причиной формирования подобного территориального разрыва между производством  железной руды и выплавкой стали? Черная металлургия по-прежнему остается географичной отраслью промышленности, но факторы, определяющие географию отрасли, изменились. На наш взгляд территориальный разрыв между сталеплавильной и железорудной отраслями, стал не столько следствием конкурентной борьбы через снижение производственных и транспортных издержек, что окончательно вывело в лидеры Австралию и Бразилию, сколько следствием появления централизованного рынка железорудного сырья и исторически сформировавшихся рыночных механизмов, определяющих отношения между производителями и потребителями железной руды. Несомненно, снижение транспортных издержек оказало огромное значение на развитие отрасли, однако на географию современной торговли железорудным сырьем такие факторы, как географическое положение, производственные и транспортные издержки, и даже, богатство месторождений оказывают гораздо меньшее влияние, чем раньше.

Россия является одним из крупнейших участников мировой  торговли стальной продукцией. В результате экономических реформ начала 90-х, сформировался существенный разрыв цен на внутреннем и внешнем рынках страны. Сейчас черные металлы являются одним из основных экспортных товаров России. Это был единственный способ выжить для громадного металлургического комплекса оставшегося после СССР. Однако Россия испытывает серьезное противодействие со стороны иностранных компаний производителей стальной продукции. Уже в 1997 году против России проводилось около 40 антидемпинговых расследований, из них 34 - против металлургических предприятий. Это приводит к серьезному ослаблению российских производителей металлопродукции на мировом рынке. Сейчас против России действует более 90 ограничительных квот, большинство из которых касается именно продукции металлургического комплекса. Антидемпинговые разбирательства против России ведутся в 46 странах мира. В настоящий момент многие отечественные производители стали пытаются заменить часть экспортного рынка растущим национальным рынком. Тем не менее, размер этого рынка пока недостаточно велик.

Россия обладает крупнейшими в мире подтвержденными  запасами железной руды (16,9% мировых). С  учетом современного состояния рынка  стали, положения России на этом рынке, и тенденции перемещения сталелитейных  мощностей в развивающиеся страны, интересным представляется потенциал  России в качестве экспортера железорудного  сырья на мировой рынок. Целью  этой главы является анализ мирового рынка железной руды, конкурентных преимуществ основных стран-экспортеров  и изучение возможностей применения их опыта для России.

Датой начала формирования мирового рынка железной руды можно считать 1892 год, когда  в Соединенных Штатах Америки  была начата разработка богатейшего  месторождения железных руд Месаби (среднее содержание железа около 62%) в штате Миннесота. Это привело к резкому падению цен на железную руду на национальном рынке (с $5-6 за тонну до $2-3). За 1890-е гг. цена упала на 60%. Доля Миннесоты в производстве железной руды в США выросла с 6% в 1890 г. до 51% в 1905 г. Доля железной руды в стоимости стальной продукции (в США) в это время составляла 44% (58% стоимости сырья). Резкое снижение цен привело к резкому росту экспорта продуктов обрабатывающей отрасли из США (на 90% за 1895-1900 гг.), их доля в экспорте страны также увеличилась с 20% до 50%, причем основной рост пришелся на продукцию черной металлургии. За 1890-1913гг. стоимость экспорта продукции этой отрасли выросла с $25,5 млн. до $304,6 млн. Основным конкурентом США в то время была Англия. Стоимость экспорта стальной продукции в Западную Европу всего за пять лет (1895 - 1900 гг.) выросла с $8,5 млн. до $45,8 млн., причем почти половина экспортных поставок приходилось на Англию. Конкурентоспособность английской сталеплавильной промышленности оказалась под угрозой. Если в период с 1895 по 1913 гг. производство железной руды в США выросло почти в 4 раза, то в Англии рост едва превысил 25%. Удар был особенно силен в 1912 году, когда сталеплавильная промышленность Англии практически остановилась на два месяца из-за забастовки железнодорожников и угольщиков. Открытие месторождения Месаби оказало экономический эффект на рыночные цены, равный 30-ти летнему периоду улучшения производительности в черной металлургии.

Все это вынудило Англию искать источники железорудного  сырья вне пределов страны, в результате, к 1913 году Англия импортировала уже  около 43% потребляемой железной руды (во второй половине XIX века эта доля не превышала 5%), преимущественно из Испании. Надо отметить, что железная руда из Миннесоты практически не экспортировалась, более того, южные штаты преимущественно  потребляли руду, импортированную из Кубы. Это произошло не столько  вследствие высоких транспортных издержек, сколько вследствие концентрации месторождений  железных руд Миннесоты в руках  корпорации U.S.Steel, которая в период с 1984 по 1907 год скупила около 75% всех месторождений штата. Кроме того, компания установила контроль над железнодорожной сетью и транспортной системой Великих Озер. Расследование об антиконкурентной практике компании U.S.Steel показало, что цены на железную руду устанавливались в основном путем соглашений между заинтересованными сторонами, а не в результате конкуренции производителей. Прибыль железорудных шахт превышала 33%. Тем не менее, подобная система просуществовала до начала 1980-х гг. Вышеописанные события не привели к формированию централизованного рынка железной руды, более того конкуренции на этом рынке еще не наблюдалось, что, наверное, было и невозможно из-за высоких транспортных издержек. Однако конкуренция на мировом рынке стали, подвигла крупные сталеплавильные компании на поиски более дешевого железорудного сырья.

Надо отметить, что интерес к удаленным железорудным месторождениям многие развитые страны начали проявлять еще в начале века. Так, например, Бельгия, Франция, США и Великобритания скупили  многие месторождения в штате Минас-Жерайс в Бразилии еще в 1891 году, однако первая экспортная поставка железной руды была осуществлена этой страной лишь в 1930 году. Толчком к развитию грузопотоков железной руды на большие расстояния стало несколько факторов. Во-первых, развитие железнодорожного и морского транспорта привело к снижению транспортных издержек (морские суда водоизмещением более 60 тыс.т. и скоростью выше 50 км/час появились лишь в начале века). Во-вторых, рост экономики стран Западной Европы после второй мировой войны требовал огромного количества стали. Развитие торговли продуктами железорудной отрасли в Азиатском регионе связано в первую очередь с экономическим подъемом Японии в 60-х гг. Тем не менее, фактор географического положения сталеплавильных мощностей и месторождений железной руды все еще играл определяющее значение. Конкуренция добывающих компаний была минимальна. Свидетельством этому является сохранение высокого уровня добычи небогатых и тяжелых в разработке месторождений железной руды во многих странах Западной Европы. Так, например, Франция еще в 1980 году производила около 30 млн.т. железной руды. Несмотря на истощение богатых железом месторождений, в США (штат Миннесота) продолжалась добыча бедных таконитовых руд (среднее содержание железа в рудах этого штата упало к 1965 году до 27%, к 1980 - до 20%). Важным фактором развития торговли являлось также снижение стоимости железной руды в стоимости конечной продукции до 10% .

Информация о работе Чёрная металургия