Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритeтов путeшествий является экологичeский туризм. По одному из опрeделений, экологичeский туризм – это всe виды и формы туризма, при которых главной мотивациeй туриста к совершeнию путeшествия являeтся наблюдeние и общeние с природой, котороe способствуeт сохранeнию окружающeй срeды, культурного и природного наслeдия, оказывая на них минимальноe воздeйствие. Это заставляeт говорить о феномeне так называeмого экотуризма, особого сeктора туристской области, который, по нeкоторым оцeнкам, уже охватываeт болeе дecяти процeнтов туриcтского рынка, а тeмпы eго роста, в 2-3 раза прeвышают cоответствующие тeмпы во всeй индустрии туризма[8].

Оглавление

Введение.................................................................................................................стр.3
1 Теоретические аспекты развития автотуризма как части экотуризма..........стр.5
1.1 Виды и формы экотуризма.........…..………………………………..стр.5
1.2 История автотуризма, его виды и формы.........................................стр.7
1.3 География развития автотуризма и экотуризма.............................стр.12
1.4 Перспективы развития автотуризма в мире...................................стр.16
2 Анализ развития автотуризма в мире………………………….............…....стр.19
2.1 Популярные маршруты автотуризма……………………………..стр.19
2.2 Страны-лидеры в развитии автотуризма………………………....стр.21
2.3 Рекомендации по совершенствованию развития………………...стр.23
Заключение…………………………………………………………………......стр.27
Список литературы………………………………………………………….....стр.28

Файлы: 1 файл

Oleg_Kursovaya_rabota.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

Начало нового тысячелетия в России, было зафиксированно некоторой стабилизацией политической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки для развития автотуризма внутри страны. Количество личного автотранспорта у граждан страны стало устойчиво возрастать. Россияне стали активно осваивать зарубежные пространства, а так же активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские страны, прежде всего в Финляндию и Швецию .

Существуют несколько видов автотуризма:

    • Зимнее авто-путешествие
    • Экспедиция
    • Караванинг
    • Сафари
    • Джипинг

Зимнее авто-путешествие более рискованный и затрудненный вид. Пробираться по заснеженной дороге круглые сутки, согласитесь, сможет не каждый. Но в этом и вся прелесть. Зимой снега может навалить выше крыши, но искателей приключений это не останавливает. Отправляться в такое путешествие в одиночку категорически запрещено. Иметь при себе рацию, телефон, аптечку, предметы первой необходимости - обязательно. Плюс, небольшой запас пищи был бы как никогда кстати.

Если говорить об автотуре таком, как экспедиция, то это, определенно, для смельчаков. Один из самых опасных видов путешествия. Эти экспедиции проводятся высоко в горах, в расщелинах гор, по непроходимым дорогам. Такого рода путешественники не ищут легких путей. Стараются забраться все выше и дальше, и найти место, где еще не проходила нога человека, и, естественно, не оставалось следов автомобильных шин [14].

Караванинг также подходит для длительного путешествия, и путешествия в семейном кругу. В фургоне, в котором отправились в путь, вы проживаете, питаетесь, отдыхаете, развлекаетесь, периодически останавливаясь в интересах и красивых местах. Какой вид автотуризма очень удобен и прост. Проехать таким способом всю Россию не составит никакой сложности [13].

Сафари (Safari), однако, подходит не всем. Это автотур, с целью охоты или наблюдения за животными. Тут уж много удивительного, прокрасться в естественную среду обитания диких, и не только, животных, согласитесь, очень экстремально. От этого желающих нисколько не уменьшается. Скорее наоборот, таковых множество. Найдите определенный вид авто-путешествия для себя, не сомневаюсь, вам понравится [4].

Джипинг – это распространенный вид туризма за границей. В России же он пока что не смог приобрести популярности, несмотря на то, что это движение растет и в нем есть несколько преимуществ перед традиционным автотуризмом. Есть возможность путешествовать одной большой компанией, нет изматывающей физической нагрузки, и нет необходимости вести большой багаж. При этом остается ощущение странствий, которое можно разделить с близкими людьми и друзьями [3].

1.3 География развития  автотуризма и экотуризма

В Европе автотуризм приобретает несколько иной характер, там не столько популярны поездки на легковых авто, сколько на автодомах.

Эпоха автотуризма и путешествий в Европе началась в начале шестидесятых годов. Первые автодома изготавливались из дерева по простым чертежам и изначально это был дом на колесах совсем небольшого размера, часто прицеп округлой формы перевозимый автомобилем и имеющий одну ось.

Уолли Бьян (основатель компании Airstream Trailer)  продавал чертежи автодомов по сто долларов и вскоре сам собрал свой собственный трейлер на продажу. Продажи автодомов шли как нельзя лучше, ещё бы, ведь в этот период кемпинг как раз набирал обороты. Нововведение применённое в изобретении позволяло сделать пол ниже уровня колес и соответственно приподнять потолок, что позволяло ходить внутри жилого прицепа в полный рост!

Американцам понравился новый тип трейлеров и скупали их в огромных количествах. Каждая новая модификация трейлера становилась хитом.

К 1930 году он ушёл из журнала, в который отправлял новые чертежи для постройки автодомов, и все свое время посвятил изготовлению трейлеров. Первые автодома были сконструированы из дерева и фанеры, но там уже был биотуалет, печное отопление и водоснабжение. Трейлеры постепенно стали соответствовать нынешней моде и выглядеть более современно и динамично, чтобы лобовое сопротивление ветра было не таким сильным и улучшить аэродинамическую устойчивость трейлеров на скорости применялись авиационные технологии.

В 1934 появилось название трейлеров «Воздушный поток», так их называют до сих пор и встретить их можно на любых дорогах.

Такой автодом был непохож на современный, он походил на скорее на улитку, но именно на этих трейлерах и жилых прицепах автотуристы осваивали новые маршруты.

В 1936 году фирма Airstream Trailer предложила новую, не похожую на прежние трейлеры, модель «Strimer». Кухня-трансформер превращающаяся в кровать, собственное водоснабжение, генератор, аккумулятор и электричество, так же присутствовала система вентиляции воздуха и некий аналог современного кондиционера.

Начало второй мировой войны вынудила свернуть производство трейлеров. Автодома стали практически недоступны обычным работягам. Алюминий сильно подорожал, не хватало резины на шины и даже просто бензина. Предприятие по производству автодомов было закрыто и возобновилось лишь после войны.

В скоро времени спрос на трейлеры Airstream Trailers снова пошёл на взлет ,и Airstream стал одним из самых популярных производств автодомов в мире.

К началу 70-х, популярность трейлеров и домов на колёсах только росла. Автодом «Classik» создал новый, ранее недостижимый уровень качества автопутешествий. Новые технологии, материалы и оборудования в производстве домов на колёсах позволил их сделать очень технологичными и качественными. Трейлер на пневматической подвеске был выбран НАСА для жилища астронавтов, и с тех пор автодома на этой подвеске являются неотъемлемой частью жизни астронавтов на космодроме.

К 80-м годам появилась более совершенная схема изготовления автодомов, кузовы с соответствующим оборудованием и начинкой устанавливались такими известными производителями автомобилей как Mersedes-Benz, MAN и тому подобное.

Для появления автотуризма и караванинга с жилыми прицепами в России нужно время. У нас достаточно создать почву и условия для становления рынка автодомов и караванов в стране, развернуть производство или сборку кемперов на нашей территории, что позволит значительно снизить цены на трейлеры и автодома, а так же позволит обходиться без растаможивания (таможенные пошлины на границе составляют порядка 30% от стоимости прицепа или до 100% в цене автодома на базе грузовика или автобуса).

Развитие автотуризма в России на основе применения домов на колёсах и трейлеров не имеет альтернативы, так как инфраструктура туризма, где центром является трейлер, не требует значительных затрат на постройку гостиниц и коммуникаций. Путешествия и отдых в автодомах и караванах в ближайшее время ожидает большой рост [10].

Как уже было сказано, в США развитие автотуризм происходило намного быстрее нежели в СССР. В середине двадцатого века автотуризм у американцев пользовался особым успехом, и США буквально держала монополию на автомобильный туризм, так как в других странах автопромышленность не была соответствующе развита. Так и оставалось до шестидесятых годов прошлого века, пока не заработал машинный завод на Волге [11].

На данный момент, как в России, так и в мире в целом автотуризм набирает обороты, но в странах третьего мира он остался на прежнем уровне, в связи с неразвитым автопромом и экономическим состоянием стран. Появляются всё новые туристические маршруты, и всё больше желающих узнать новое и интересное.

Наша страна имеет довольно большой потенциал в области развития автомобильного туризма. По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.

География экологического туризма характеризуется определенным своеобразием. Если традиционные туристские потоки в международном туризме направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих туристов стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Здесь среди лидеров — Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, Бразилия, Филиппины, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. Практически каждая страна имеет возможности для организации экологических путешествий. В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто путешествуют по своим странам. И самыми популярными для посещений туристскими объектами в этих странах стали национальные парки. Некоторые из них настолько популярны, что посещение их приходится заказывать заранее.

По всему миру развитые и развивающиеся страны выделяют обширные участки своей территории под природные парки, стремясь привлечь экотуристов, а с ними и капитал. Например, в Кении использование в туризме национальных парков приносит в казну ежегодно до 450 млн долл.; это означает, что каждый лев приносит доход около 27 тыс. долл. в год, а стадо слонов — более 600 тыс. долл. Коста-Рика объявила природоохранной зоной около 30 % своей территории и в настоящее время туризм здесь является более важным источником дохода чем торговля бананами и кофе. Экотуризм на Галапагоских островах (Эквадор) приносит стране более 180 млн долл. в год. Стремление свести к минимуму изменения окружающей среды присуще экологическому туризму, более того, его развитие делает охрану природы экономически выгодной.

Экологический туризм представляет одну из наиболее динамичных и перспективных форм туристской деятельности. При условии грамотного развития он может сыграть важную роль в разрешении современного социально-экономического кризиса, так как содействует охране природы и традиционных культур. На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.

В развитии экологического туризма активное участие принимают международные организации. Среди них — Всемирный фонд любителей живой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF), ЮНЕСКО. Специальный комитет при ЮНЕСКО присваивает статус «памятник всемирного наследия» природным территориям, представляющим исключительный интерес и всемирную ценность. Эти территории правительства соответствующих стран обязаны сохранять в неприкосновенности, взамен они получают значительную научную и финансовую поддержку от международного сообщества [5].

 

1.4 Перспективы  развития автотуризма в мире

Автотуризм призван знакомить туристов с чем-то новым и необычным, будь то горы или дикие джунгли, при этом находиться в комфортных условиях или как минимум преодолевать большие расстояние, нежели идя пешком.

Рассмотрим некоторые аспекты, влияющие на развитие автотуризма. Предположим, что автотуризм в России существенно отличается от аналогичного вида туризма за рубежом, скажем, в той же Швеции. Условия столь отличаются, что, наверно, можно охарактеризовать его как некий вид экстремального туризма с элементами выживания. Так, например, в странах Европы кроме обычных видов страхования туристов и транспортного средства требуется автогражданское страхование исков третьих лиц. В России такого вида страхования ответственности по искам третьих лиц нет в принципе, а транспортные средства совсем недавно начали страховать, обязательное медицинское страхование в принципе не работает в местности, отличной от места постоянного проживания.

Путешествующий по Европе француз или англичанин может даже не знать, где находится в его машине запасное колесо. Заливая бензин в бак своего авто, он не задумывается о том, что может залить туда нечто иное или, по крайней мере, не того качества и сорта, которое обозначено на колонке. В пределах США и Европы действуют мощные информационные системы спутникового сопровождения путешествующих автотуристов (например, Never Lost). Автотурист обычно обращается в туристские компании для бронирования туристских услуг в пути или же пользуются услугами вездесущей американской ассоциации автомобилистов.

Прежде всего, нужно понять, в чём отличия человека, просто едущего на автомобиле, от автотуриста. Очевидно, основным различием является цель и метод их путешествия. В первом случае цель поездки бытовая или деловая, мало соответствующая классическим целям туризма. А в случае с автотуристом главной целью является отдых и удовольствие, познавательные или религиозные цели - знакомство с объектами экскурсионного показа, или и то и другое, вместе взятое.

Выходит что, основное отличие автотуриста и человека разъезжающего на машине - это цель поездки.

Далее нужно понять, чем автотурист отличается от обыкновенного туриста, путешествующего каким-либо другим образом. Прежде всего это турист-индивидуал. Чисто в теоретическом плане и редко в практическом автотуристы разъезжают группами. Чаще всего в машине едут двое-четверо человек (семья, родственники или группа близких по духу и мышлению людей). Во-вторых, по наибольшему количеству признаков автотуризм в России (именно в России) следует относить к самодеятельному виду туризма.

Как правило, туристский продукт состоит из нескольких основных принципов  туристских услуг: перевозка, проживание, питание и экскурсионное обслуживание. Также немаловажное значение для автотуризма имеют услуги нетипичного туристского профиля, в нашем случае - услуги инфраструктуры для автомобиля. Особое значение имеют магазины ,такие как промтоварные, магазины со спорт снаряжением, продуктовые и магазины для запасных частей автомобиля. Выходит что, туристский продукт имеет все основные признаки типичной модели по всем трем видам: услуг, работ и товаров. Остается только один вопрос, какие из этих элементов образуют туристический продукт, предлагаемый автотуристу [9].

Главным отличием автотуриста от обычного туриста является то, что важную составляющую тура ( этап перевозки и обеспечение транспортом )он берет на себя , пользуясь своим личным авто. Случается что автотурист самостоятельно организовывает проживание и питания, тогда у него появляется два варианта: а) поехать на свой страх и риск, «на авось» ; б) попытаться заказать услуги самостоятельно по телефону. Это больше относится к любителям палаточного отдыха и приготовления пищи на костре или на походном примусе. Но в большинстве случаях автотуристы пользуются рекомендациями тур операторов, услугами бронирования размещения, но всё же самостоятельно услугами инфраструктуры той местности, по которой он путешествует.

Информация о работе Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма