Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритeтов путeшествий является экологичeский туризм. По одному из опрeделений, экологичeский туризм – это всe виды и формы туризма, при которых главной мотивациeй туриста к совершeнию путeшествия являeтся наблюдeние и общeние с природой, котороe способствуeт сохранeнию окружающeй срeды, культурного и природного наслeдия, оказывая на них минимальноe воздeйствие. Это заставляeт говорить о феномeне так называeмого экотуризма, особого сeктора туристской области, который, по нeкоторым оцeнкам, уже охватываeт болeе дecяти процeнтов туриcтского рынка, а тeмпы eго роста, в 2-3 раза прeвышают cоответствующие тeмпы во всeй индустрии туризма[8].

Оглавление

Введение.................................................................................................................стр.3
1 Теоретические аспекты развития автотуризма как части экотуризма..........стр.5
1.1 Виды и формы экотуризма.........…..………………………………..стр.5
1.2 История автотуризма, его виды и формы.........................................стр.7
1.3 География развития автотуризма и экотуризма.............................стр.12
1.4 Перспективы развития автотуризма в мире...................................стр.16
2 Анализ развития автотуризма в мире………………………….............…....стр.19
2.1 Популярные маршруты автотуризма……………………………..стр.19
2.2 Страны-лидеры в развитии автотуризма………………………....стр.21
2.3 Рекомендации по совершенствованию развития………………...стр.23
Заключение…………………………………………………………………......стр.27
Список литературы………………………………………………………….....стр.28

Файлы: 1 файл

Oleg_Kursovaya_rabota.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чайковский государственный институт физической культуры

Факультет специализированной подготовки

 

Кафедра менеджмента организации

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «География»

тема: «Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма»

 

 

Автор:

студент 1 курса, гр.19  _________________________________  О.Н.Черных

подпись, дата

 

Руководитель:

к.п.н. Доцент _______________________________________  Т.В.Кугушева

подпись, дата

 

 

 

 

 

 

 

Чайковский, 2014 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.................................................................................................................стр.3  
1 Теоретические аспекты развития автотуризма как части экотуризма..........стр.5

1.1 Виды и формы экотуризма.........…..………………………………..стр.5

1.2 История автотуризма, его виды  и формы.........................................стр.7

1.3 География развития автотуризма  и экотуризма.............................стр.12

1.4 Перспективы развития автотуризма  в мире...................................стр.16

2 Анализ  развития автотуризма в мире………………………….............…....стр.19

2.1 Популярные маршруты автотуризма……………………………..стр.19

2.2 Страны-лидеры в развитии автотуризма………………………....стр.21

2.3 Рекомендации по совершенствованию  развития………………...стр.23

Заключение…………………………………………………………………......стр.27

Список литературы………………………………………………………….....стр.28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритeтов путeшествий является экологичeский туризм. По одному из опрeделений, экологичeский туризм – это всe виды и формы туризма, при которых главной мотивациeй туриста к совершeнию путeшествия являeтся наблюдeние и общeние с природой, котороe способствуeт сохранeнию окружающeй срeды, культурного и природного наслeдия, оказывая на них минимальноe воздeйствие. Это заставляeт говорить о феномeне так называeмого экотуризма, особого сeктора туристской области, который, по нeкоторым оцeнкам, уже охватываeт болeе дecяти процeнтов туриcтского рынка, а тeмпы eго роста, в 2-3 раза прeвышают cоответствующие тeмпы во всeй индустрии туризма[8].

Вот лишь нeсколько нeмаловажных причин столь активного развития экологического туризма:

1. На сегодняшний день практически во всех рeгионах мира насущной задачей являeтся сохранeние благоприятной окружающeй срeды.

2. Люди по причинам урбанизации, индустриализации стали испытывать  возрастающую потребность в общeнии с природой.

Одна из задач экотуризма – научить людей любить и уважать природу, понимать ее законы, относиться к ней бережно.

Большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации концепций устойчивого развития туризма и путешествий. Рациональное использование природных и культурно-исторических туристских ресурсов, позволит избежать многих негативных последствий массового туризма [8].

Одним из популярных направлений экотуризма является автотуризм - путешествие с использованием различных автотранспортных средств. Люди стали чаще пользоваться транспортом для путешествия и отдыха, но в большинстве стран это хаотичное явление, не затрагиваемое государством или частными предпринимателями. Лишь в некоторых странах существуют маршруты для путешествия на автомобиле, в связи с этим, перед государством встает важная задача решения этой проблемы, так как это направление может принести колоссальную прибыль, как в России, так и за рубежом [8].

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования автотуризма.

Цель: На основе теоретического анализа развития автотуризма в мире разработать рекомендации по его совершенствованию.

Задачи:

    1. Изучить теоретические аспекты автотуризма как составляющего экотуризма
    2. Провести анализ развития автотуризма
    3. Разработать рекомендации по совершенствованию автотуризма в мире

Объектом исследования: автотуризм, как одно из направлений экотуризма.

Предмет исследования: развитие автотуризма на основе экологического туризма

Основой исследования в данной работе является опыт ведущих государств мира в этой сфере и публикации на интернет форумах 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И  ЭКОТУРИЗМА

 

1.1 Виды и формы  экотуризма

Экологический туризм (или экотуризм) — это особая форма путешествий, в которых отдых на природе сочетается с познанием ее объектов и явлений. Термин экотуризм был предложен мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллос-Ласкурьей в 1980-е гг., когда в приоритетах туристов наметились явные перемены. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение стало отдаваться тенистым лесам, а вместо больших городов — поселениями традиционных народностей.  

Экологический туризм определяется как форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий. К нему относятся путешествия к относительно неискаженным или не загрязненным областям с уникальными природными объектами [16].

Экологический туризм — особый сектор туристкой отрасли, который, по оценкам, охватывает около 12 % туристского рынка при темпах роста в 2-3 раза превышающих темпы роста всей индустрии туризма. Ежегодно на нужды экотуризма производится товаров и услуг на сумму 55 млрд долларов, что составляет 25 % международной торговли в сфере услуг и 12 % валового мирового продукта [5].

В основу развития экологического туризма положены три главных принципа. Первый — часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; второй — обязательным является соблюдение в путешествии природоохранных требований, которые формулируются в специальных законах; третий — туристская экологическая поездка совершается с исследовательскими и познавательными целями. Таким образом, одной из важнейших характеристик экологического туризма является экологическое просвещение [5].

Выделяют несколько разновидностей экологического туризма:

Научный экотуризм — позволяет получать информацию об удаленных и малоизученных районах. Она используется в научных исследованиях, а также при планировании развития и организации самого экологического туризма. Чисто научным экотуризмом занята небольшая часть туристов. В последнее время в научных полевых исследованиях, не требующих высокой квалификации, все чаще стала использоваться помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор яиц редких видов черепах где-нибудь в Коста-Рике или учет численности копытных в заповедниках России[12].

Познавательный экотуризм. Каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного и научного, экотуризма становятся отдельные, наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, такие как слоны, львы ,а так же другие крупные виды хищников и копытных в Восточной Африке и Азии. До войны в Руанде среди иностранных туристов был очень популярен специально созданный заповедник для горилл.

Рекреационный экотуризм позволяет помимо познавательного, реализовать рекреационный элемент экотуризма, который включает спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха. В развитии рекреационного экотуризма большую роль играют такие природные объекты как горы, каньоны, пещеры, реки, озера. Все большее распространение получает агротуризм (или агроэкотуризм) — туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на хуторах и фермах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы и США [12].

Наиболее популярными видами деятельности экотуристов являются (в порядке убывания) — пешие походы, наблюдения за птицами, кино- и фотосъемка, экосафари, проживание в палаточных городках, посещение гор и альпинизм, рыбалка, водный туризм (плоты, байдарки, каноэ), ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, спелеотуризм, наблюдение экзотических бабочек.

Объектами экотуризма могут быть не только природные, но и культурные достопримечательности, природно-антропогенные (сформированные при участии человека) ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой [5].

Экологический туризм, несомненно, является важной сферой в жизни общества. На законодательном уровне это характеризует Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения [17].

1.2 История автотуризм, и его виды и формы.

Путешествия на автомобиле стали совершаться по мере развития автомобиля в начале двадцатого века, но после второй мировой войны этот вид туризма, принявший название «автотуризм», приобрел наибольшую популярность, в этот период производились новые модели личного транспорта, а государства строили протяженные автострады .

Этот вид туризма стал наиболее привлекательным из-за возможности самому планировать свою поездку, без посторонней помощи и не подстраиваясь под расписание поездов и самолетов. На сегодняшний день эти услуги предоставляют специализированные агентства, которые занимаются разработкой маршрутов и подбором хостелов, отелей, кемпингов.

 Свое  начала автотуризм имел в США, где в середине двадцатого  века благосостояние граждан  и налаженное автомобилестроение  способствовали развитию данной отрасли. После полного восстановления во Франции, Германии, Швеции и Швейцарии так же начинает развиваться автотуризм.

Стабилизация обстановки в России и последующее улучшение благосостояния населения вновь дает нам возможность обсуждать такое явление , как автотуризм[15].

Развитие массового автотуризма на просторах бывшего СССР можно приурочить к вводу в строй в начале 60-х годов прошлого века советского автомобильного гиганта на Волге. В конце 50-х была совершена попытка внедрить прокат автомашин для населения, но она не увенчалась успехом. Уже к началу семидесятых годов в стране сложились устойчивые традиции автотуризма и инфраструктура. Стало модным ездить на личном автомобиле в отпуск даже на весьма далекие расстояния, например, из Мурманска на побережье Черного моря. Стиль отдыха и его особенности на автомобиле были отражен в советском кинематографе тех времен. На основных автомобильных дорогах и туристских направлениях в европейской части СССР ,была создана сеть стоянок для туристов(кемпинги). В большинстве своем они представляли собой летние домики с минимумом удобств, общим туалетом ,и общим блоком для приготовления пищи. Конечно же, основным их достоинством было то, что они располагались на пользующихся спросом маршрутах и предоставляли место для стоянки личных авто у туристов, а так же символической охраны. Начали разрабатываться и продаваться через книготорговую сеть дорожные атласы и специальные буклеты по автомобильным туристским маршрутам в виде схем-карт и кратких легенд к объектам экскурсионного показа, расположенным на маршруте. С помощью этих пособий автотурист мог ориентироваться на местности, рассчитывать свой дневной автопробег от одной ночевки до другой, найти заправочные станции и прочее.

В те далекие годы, автотурист, пускающийся в дальнее путешествие, рисковал даже из-за небольшой поломки своего авто остаться ночевать на дороге. Правда уже в то время широко была развита водительская взаимовыручка. Даже тот факт что сеть заправочных станций не была достаточно развита ,не была помехой для автомобилистов. На дороге запросто можно было купить пять-десять литров бензина, да и стоил он совсем недорого. Но был фактор сдерживающий развитие автотуризма в СССР, это отсутствие широкой сети станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие, очереди на ремонт автомобилей. Следует отметить, что в годы до перестройки социальная напряженность в обществе не была столь сильной, а значит можно было практически без риска заночевать в палатке или в машине на перегоне. Стал складываться образ  путешествия на автомобиле с целью отдыха на природе, например, на эстонском побережье Чудского озера , в придюнной зоне на протяжении двадцати лет 70-80-х годов практиковался летний отдых в кемпингах для автотуристов, где отдыхали множество ленинградцев, москвичей и мурманчан, прибывавших сюда на собственных автомобилях. Они ставили палатки в простейших кемпингах, местные жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов подвозилось на автолавках. Но, несмотря на некоторые трудности, автотуризм активно развивался. В конце концов, человек покупает автомобиль для того, чтобы на нем ездить и путешествовать[15].

В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические события и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма. Первое - это событие мирового масштаба - распад Советского союза. Так же в Россию был разрешен ввоз автомашин из-за границы и российский рубль стал конвертируемым. В начале 90-х годов в Россию хлынул поток автомобилей из-за границы. Если в начале это были дешевые и поддержанные автомобили, то постепенно класс ввозимых автомобилей улучшался. В стране сложилась необычная ситуация. С одной стороны, количество автомашин резко увеличились, что должно было привести к бурному развитию автотуризма, но с другой стороны, политическая и экономическая ситуация не способствовала развитию автотуризма и негативно сказывалась на гражданах. Так же резко обострилась социальная напряженность в обществе. Во время разгула криминала 90-96 гг. путешествия по дорогам России были сопряжены с реальной опасностью не только для имущества, но и для жизни. Результат не заставил себя ждать: произошла полная утрата зародившихся в советское время традиций и инфраструктуры автотуризма. Большинство стоянок для туристов были просто заброшены из-за полной невостребованности. Из-за появления новых государственных границ, ранее разработанные ,и проверенные маршруты оказались труднодоступными, а таможенные и приграничные преграды не столько трудными, сколько непредсказуемыми. Пересечение границы на своем авто стало существенным препятствием, из-за  неприспособленности контрольно пропускных пунктов с обеих сторон границы к наплыву путешественников, процесс пересечения границы мог занимать три, а то и четыре дня. Прибалтика и Кавказ практически выпали из ареала путешествий. Новые туристские маршруты не создавались. Последней каплей в уничтожении автотуризма послужил дефолт 98г., вызвавший коллапс социальных отношений, кризис недоверия к власти и банковской системе [15].

Информация о работе Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма