Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти. Основная цель демократического государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации определена система органов государственной власти, их компетенция, основные принципы функционирования. Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
1.2. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ. 8
2.1. Структура органов законодательной власти 8
2.2. Совет Федерации 11
2.3. Государственная Дума 12
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. 14
3.1. Система органов исполнительной власти 14
3.2. Правительство РФ. 15
3.3. Федеральные органы исполнительной власти. 16
ГЛАВА 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ 20
4.2. Органы законодательной власти субъектов РФ 22
ГЛАВА 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ 26
5.1. Органы исполнительной власти субъектов РФ 26
ГЛАВА 6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ И ЕЁ ОРГАНЫ. 28
6.1. Конституционный Суд Российской Федерации 30
6.2. Верховный Суд Российской Федерации 31
6.3. Арбитражный Суд РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

Файлы: 1 файл

система органов.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

В единую систему  исполнительной власти РФ наряду с  федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ.

В то же время  главы исполнительной власти субъектов  РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, в субъектах РФ система органов  исполнительной власти как бы раздваивается. Часть из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов  субъектов Федерации, другая часть  органов исполнительной власти субъектов  РФ структурно выводится за рамки единой исполнительной власти России, реализуемой Правительством Российской Федерации.

Глава 6. Судебная власть в РФ и её органы.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть Российской Федерации осуществляется в строгих процессуальных нормах. Конституцией Российской Федерации устанавливаются основные гарантии свободы человека (ст.46-51). Основные принципы судебной власти закреплены в главе 7 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом.

Принципы деятельности судебной власти:

    • законность - суды могут действовать только на основании действующего законодательства.
    • гласность (открытость) судебного разбирательства - каждый человек может присутствовать на слушании дела в суде. Закрытое заседание проводится в случаях прямо предусмотренных законом.
    • состязательность и равноправие сторон, т.е. наличие равных прав сторон - участников судебного разбирательства и их возможность оспаривать или доказывать необходимые для разрешения дела факты.

Судебная власть реализуется через систему органов правосудия, которую образуют:

    • Конституционный Суд РФ,
    • Верховный Суд РФ,
    • Высший Арбитражный Суд РФ,
    • Федеральные суды, к которым относятся:
    • суды общей юрисдикции (в том числе военные суды);
    • арбитражные суды
    • Суды субъектов федерации, к которым относятся:
    • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
    • мировые судьи.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ (ст.128 Конституции РФ).

6.1. Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Федеральный конституционный закон  от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» подчеркивает, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории РФ для всех видов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Одним из направлений Конституционного Суда Российской Федерации деятельности является также рассмотрение дел, связанных с защитой прав человека.

Ст.125 Конституции РФ устанавливает, что поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Важное место в работе Конституционного Суда Российской Федерации занимают и вопросы обеспечения соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации.

6.2. Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 126 Конституции РФ).

Верховный суд РФ действует в составе:

    • Пленума Верховного суда;
    • Президиума Верховного суда;
    • Судебной коллегии по уголовным делам;
    • Судебной коллегии по гражданским делам;
    • Военной коллегии

В штат Верховного суда входят свыше 120 судей, Председатель, первый заместитель и 5 заместителей Председателя, Председатель, заместитель председателя и 6 судей военной коллегии.

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание судебного департамента при Верховном суде РФ. Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, орагнов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного суда РФ с согласия Совета судей РФ.

 

6.3. Арбитражный Суд РФ

В условиях рыночной экономики особая роль отводится системе арбитражных судов.

Деятельность Арбитражных судов регламентируется Конституцией РФ, ФКЗ "Об арбитражных судах" от 28.04.1995 №1-ФКЗ, Регламентом арбитражных судов.

«Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

    • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
    • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    • арбитражные кассационные суды;
    • арбитражные апелляционные суды;
    • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации)» (ст. 3 №1-ФКЗ).

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений: о признании не действительными (полностью или частично) ненормативных актов, принятых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта, и др.

Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный суд рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Экономические споры между РФ и Субъектами РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ,  Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный суд действует в составе:

    • Пленума Высшего Арбитражного суда
    • Президиума Высшего Арбитражного суда
    • Судебной коллегии по рассмотрению споров. Возникающих из гражданских и иных правоотношений;
    • Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из админитсративных правоотношений.

Согласно ст.8 №1-ФКЗ от 28.04.1995 «Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.  Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"».

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов РФ, который является совещательным органом, рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ.

 

Заключение.

В курсовой работе были изложены основные принципы построения системы государства, трех ветвей её власти, функции и задачи основных органов власти. Дана общая структура органов государственной власти, показано каким образом осуществляется взаимодействие органов федерального уровня и регионального – субъектов РФ. 
Используемая литература:

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ