Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".
Цели: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка к 1985 г.; координация экономической политики в отношении иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью совместных программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов.
ЛА-ПЛАТСКАЯ ГРУППА — ORGANIZACION DE LA CUENCA DE LA PLATA
Образована на основе Договора об экономической интеграции и совместном освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г.
Государства-члены (5): Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай.
Цели: оптимальное использование и охрана природных ресурсов бассейна Ла-Платы.
В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества — “Акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. Парагвай.
ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА — EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)
Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.
Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Боливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.
Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.
АМАЗОНСКИЙ ПАКТ — EL РАСТО AMAZONICO
Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазонии и вступил в силу в 1980 г.
Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонки, защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)
Образована в 1951 г. на конференции министров иностранных дел Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.
Цели: Экономическая и политическая интеграция государств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.
КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) — CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)
Политическая и экономическая организация по сотрудничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.
Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).
Государства-члены (13): Антигуа и Барбуда, Багамские острова (член только Сообщества, но не Общего рынка), Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Ассоциированные члены: Британские и Виргинские острова, Терке и Кайкос.
Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в области просвещения и здравоохранения.
КАРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (КОР) — CARIBBEAN COMMON MARKET (ССМ, CARICOM)
Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Договору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.
Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые таможенные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Карибских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспективы членства КС-КОР в НАФТА.
АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) — ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)
Соглашение об учреждении АКГ было подписано представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.
Государства-члены: Ангилья, Антигуа, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Монтсеррат, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
Цели: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна.
ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) — ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)
Предшественницей ОАГ была Панамериканская система — совокупность органов и организаций, действовавших под контролем США в первой половине XX в.
ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.
Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-членами; организация совместных действий для отражения агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.
Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцов США начали еще в первой четверти XIX в.
В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.
Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. В качестве важнейшей внешней причины можно назвать глобализацию мировой экономики. Это один из ключевых мирохозяйственных процессов современности. Происходит качественная трансформация мировой экономики. Кроме того, глобализация выступает как одна из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих.
К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а так же, как и в Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи - общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении — к их голосам страны “семерки” прислушиваются, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и т.п. развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).
Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, — незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа.
Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др.
Геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут “вглубь”, переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с африканскими и латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые исходя прежде всего из геостратегических интересов России должны подготовить федеральную программу развития связей с этими континентами. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды.
Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.
Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание иные интересы.
Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.
Субъекты международного конфликта: к ним относятся коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.
Атрибутом, основной характеристикой субъектов конфликта до последнего времени является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы.
Понятие силы государства не сводится только к его военной силе. Пожалуй, первым комплексную характеристику силы дал Г.Моргентау. Он выделял в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал, национальный характер, национальную мораль, степень поддержки населения; качество дипломатии; качество правительства
Вторым атрибутом субъекта конфликта является его положение. Под этим понимаются позиции субъекта конфликта в общей системе отношений. Велика роль в конфликтах (прямая или косвенная) поддержка субъектов конфликта со стороны других субъектов международных отношений, а также условий реализации потенциала субъектов конфликта.
Объект конфликта: под ним понимается интерес, оспариваемый субъектами конфликта, выраженный в их обоснованном или ложном праве на что-то.
Конфликтные отношения. По своему характеру отношения между политическими субъектами делятся на союзные, партнерства, противоборства и враждебные. Для конфликта свойственны отношения противоборства и враждебности.
Виды международных конфликтов:
Так как основным субъектом международных конфликтов являются государства, выделяют следующие виды международных конфликтов:
1. межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
2. национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
3. внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют следующие международные конфликты:
1. конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами);
2. конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
3. конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
4. территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
5. религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние.