Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".
18. Дайте обобщающую 
Геополитика – это научная дисциплина о разделе и переделе сфер влияния, об изменении государственных границ, о союзах и войнах между державами, объясняющая политические решения уровнем развития общества.
Геополитика как наука возникла в конце XIX в. Ее основатели – немецкие географы – исходили из представлений своего времени и своего места. Германии тогда действительно не хватало жизненного пространства и колоний для расширения товарных и финансовых рынков, размещения быстро увеличивающего населения.
Геополитика зародилась, 
развивалась как научная 
В середине XX века 
ввиду действия сразу многих факторов 
(опыт и итоги войны, новая международная 
система, военно-техническая и 
Спайкмен рассматривал 
геополитику как важнейший 
Спайкмен, внимательно 
изучивший труды Макиндера, предложил 
свой вариант базовой 
Геополитическую формулу Макиндера "Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над heartland’ом; тот, кто доминирует над heartland'ом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром" Спайкмен предложил заменить своей "Тот, кто доминирует над rimland доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией держит судьбу мира в своих руках."
В своих книгах "Американская стратегия в мировой политике" и "География мира" Спайкмен выделяет 10 критериев, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Они таковы:
1) Поверхность территории
2) Природа границ
3) Объем населения
4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых
5) Экономическое и технологическое развитие
6) Финансовая мощь
7) Этническая однородность
8) Уровень социальной интеграции
9) Политическая стабильность
10) Национальный дух
 Помимо переоценки 
значения rimland, Спайкмен внес еще 
одно важное дополнение в 
Особенно Спайкмен настаивал на роли интеллектуального фактора в этом "атлантическом континенте ". Западная Европа и пояс Восточного побережья Северной Америки (особенно Нью-Йорк) становятся мозгом нового "атлантического сообщества ". Нервным центром и силовым механизмом являются США и их торговый и военно-промышленный комплекс. Европа оказывается мыслительным придатком США, чьи геополитические интересы и стратегическая линия становятся единственными и главенствующими для всех держав Запада. Постепенно должна сокращаться и политическая суверенность европейских государств, а власть переходить к особой инстанции, объединяющей представителей всех "атлантических" пространств и подчиненной приоритетному главенству США.
Спайкмен предвосхитил важнейшие политические процессы создание "Северо-Атлантического Союза" (НАТО), уменьшение суверенности европейских держав в послевоенном мире, планетарную гегемонию США и т.д.
Основой своей доктрины Спайкмен сделал не столько геополитическое осмысление места США как "Морской Силы" в целом мире, сколько необходимость контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая и т.д. для окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил. Если в картине Макиндера планетарная дуальность рассматривалась как нечто "вечное", "неснимаемое", то Спайкмен считал, что совершенный контроль над rimland со стороны "морских держав" приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.
Российская геополитическая 
мысль формировалась с учетом 
западноевропейских школ - немецкой, французской 
и английской. Первый великий геополитик 
России — русский поэт и дипломат 
Федор Иванович Тютчев.  Он выступал за 
восстановление геополитического проекта 
Петра Великого «Россия плюс Европа». 
Чтобы не допустить столкновения России 
и Европы, призывал к расширению диалога 
с Германией. 
Русская школа геополитики имеет несколько 
течений. Наиболее мощное из них — евразийское. 
Его центральной задачей было отстаивание 
самобытных основ российской истории 
и культуры, разработка новых взглядов 
на русскую и мировую историю. Евразийцы 
рассматривали Россию как особый этнографический 
и культурный мир, занимающий срединное 
пространство Азии и Европы. 
Мировоззрение Савицкого, как и большинства других евразийцев, складывалось под влиянием трудов славянофилов, Данилевского и особенно Леонтьева. Это была разновидность революционного славянофильства, сопряженного с центральной идеей особости исторической идентичности “великороссов”, не сводимой ни к религиозной, ни к этнически славянской сущности. В этом аспекте они были более всего близки к Константину Леонтьеву, сформулировавшему важнейший тезис – “славянство есть, славизма нет”, т.е. “этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве”. Евразийское движение по набору излюбленных тем и концепций было удивительно близко к немецким консервативным революционерам. Так же, как и консервативные революционеры, евразийцы стремились сочетать верность истокам с творческим порывом в будущее, укорененность в русской национальной традиции с социальным модернизмом, техническим развитием и политикой нетрадиционных форм. На этом основано и осторожно позитивное отношение евразийцев к Советскому Государству и к Октябрьской революции.
Теория этногенеза и этнических циклов Гумилева имеет глубокий геополитический смысл для формирования российской геополитической науки.
Л.Н. Гумилев считал этносы биологическими явлениями и классифицировал их по стереотипу поведения, фазам этнического раз вития. По его мнению, этнос возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов и при наличии дополни тельного фактора — пассионарного толчка, который представляет собой микромутацию, вызывающую появление пассионарного при знака в популяции и приводящую к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах.
Суть теории Гумилева сводится к следующему:
1) основным действующим 
лицом истории являются этносы, 
поскольку они представляют 
2) универсальный 
критерий отличия этносов 
3) системными 
связями в этносе служат 
4) единство этноса 
поддерживается 
5) в зависимости от соотношения пассионарного импульса и инстинкта самосохранения Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии; гармоничные люди; субпассионарии;
6) статистически 
в этносе преобладают 
7) в зависимости 
от удельного веса 
8) вспышка этногенеза 
является результатом 
9) этносы имеют 
сложную структуру, включая в 
себя субэтносы, консорции и ко
10) поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты – определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей.
Еврази́йство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России.
Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский. Евразийцы «поддерживали антизападные, изоляционистские, империалистические и идеократические идеи раннего советского режима и видели в нем частичную преемственность царской империи».
Преобладающую эмоциональную 
сторону в евразийском 
Неоевразийство 
Идеи евразийства, 
практически забытые ко второй половине 
XX века, были во многом воскрешены историком 
и географом Л.Н.Гумилёвым и получили широкое 
распространение к началу XXI века. Гумилёв 
в ряде книг, — «Этногенез 
и биосфера Земли», «Тысячелетие 
вокруг Каспия» и «От 
Руси к России», — используя евразийскую 
концепцию и дополняя её собственными 
разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую 
его к ряду выводов, среди которых для 
нас наибольшую важность имеют следующие: 
во-первых, любой этнос представляет собой 
общность людей, объединенную некоторым 
стереотипом поведения; во-вторых, этнос 
и его стереотип поведения формируются 
в конкретных географо-климатических 
условиях и остаются устойчивыми длительный 
период времени, сравнимый со временем 
существования этноса; в-третьих, суперэтнические 
целостности формируются на основе обобщенного 
стереотипа поведения, разделяемого представителями 
различных этносов единого суперэтноса; 
в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической 
целостности представляет собой некоторый 
способ бытия, отвечающий определенным 
условиям существования.