Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".
18. Дайте обобщающую
Геополитика – это научная дисциплина о разделе и переделе сфер влияния, об изменении государственных границ, о союзах и войнах между державами, объясняющая политические решения уровнем развития общества.
Геополитика как наука возникла в конце XIX в. Ее основатели – немецкие географы – исходили из представлений своего времени и своего места. Германии тогда действительно не хватало жизненного пространства и колоний для расширения товарных и финансовых рынков, размещения быстро увеличивающего населения.
Геополитика зародилась,
развивалась как научная
В середине XX века
ввиду действия сразу многих факторов
(опыт и итоги войны, новая международная
система, военно-техническая и
Спайкмен рассматривал
геополитику как важнейший
Спайкмен, внимательно
изучивший труды Макиндера, предложил
свой вариант базовой
Геополитическую формулу Макиндера "Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над heartland’ом; тот, кто доминирует над heartland'ом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром" Спайкмен предложил заменить своей "Тот, кто доминирует над rimland доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией держит судьбу мира в своих руках."
В своих книгах "Американская стратегия в мировой политике" и "География мира" Спайкмен выделяет 10 критериев, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Они таковы:
1) Поверхность территории
2) Природа границ
3) Объем населения
4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых
5) Экономическое и технологическое развитие
6) Финансовая мощь
7) Этническая однородность
8) Уровень социальной интеграции
9) Политическая стабильность
10) Национальный дух
Помимо переоценки
значения rimland, Спайкмен внес еще
одно важное дополнение в
Особенно Спайкмен настаивал на роли интеллектуального фактора в этом "атлантическом континенте ". Западная Европа и пояс Восточного побережья Северной Америки (особенно Нью-Йорк) становятся мозгом нового "атлантического сообщества ". Нервным центром и силовым механизмом являются США и их торговый и военно-промышленный комплекс. Европа оказывается мыслительным придатком США, чьи геополитические интересы и стратегическая линия становятся единственными и главенствующими для всех держав Запада. Постепенно должна сокращаться и политическая суверенность европейских государств, а власть переходить к особой инстанции, объединяющей представителей всех "атлантических" пространств и подчиненной приоритетному главенству США.
Спайкмен предвосхитил важнейшие политические процессы создание "Северо-Атлантического Союза" (НАТО), уменьшение суверенности европейских держав в послевоенном мире, планетарную гегемонию США и т.д.
Основой своей доктрины Спайкмен сделал не столько геополитическое осмысление места США как "Морской Силы" в целом мире, сколько необходимость контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая и т.д. для окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил. Если в картине Макиндера планетарная дуальность рассматривалась как нечто "вечное", "неснимаемое", то Спайкмен считал, что совершенный контроль над rimland со стороны "морских держав" приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.
Российская геополитическая
мысль формировалась с учетом
западноевропейских школ - немецкой, французской
и английской. Первый великий геополитик
России — русский поэт и дипломат
Федор Иванович Тютчев. Он выступал за
восстановление геополитического проекта
Петра Великого «Россия плюс Европа».
Чтобы не допустить столкновения России
и Европы, призывал к расширению диалога
с Германией.
Русская школа геополитики имеет несколько
течений. Наиболее мощное из них — евразийское.
Его центральной задачей было отстаивание
самобытных основ российской истории
и культуры, разработка новых взглядов
на русскую и мировую историю. Евразийцы
рассматривали Россию как особый этнографический
и культурный мир, занимающий срединное
пространство Азии и Европы.
Мировоззрение Савицкого, как и большинства других евразийцев, складывалось под влиянием трудов славянофилов, Данилевского и особенно Леонтьева. Это была разновидность революционного славянофильства, сопряженного с центральной идеей особости исторической идентичности “великороссов”, не сводимой ни к религиозной, ни к этнически славянской сущности. В этом аспекте они были более всего близки к Константину Леонтьеву, сформулировавшему важнейший тезис – “славянство есть, славизма нет”, т.е. “этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве”. Евразийское движение по набору излюбленных тем и концепций было удивительно близко к немецким консервативным революционерам. Так же, как и консервативные революционеры, евразийцы стремились сочетать верность истокам с творческим порывом в будущее, укорененность в русской национальной традиции с социальным модернизмом, техническим развитием и политикой нетрадиционных форм. На этом основано и осторожно позитивное отношение евразийцев к Советскому Государству и к Октябрьской революции.
Теория этногенеза и этнических циклов Гумилева имеет глубокий геополитический смысл для формирования российской геополитической науки.
Л.Н. Гумилев считал этносы биологическими явлениями и классифицировал их по стереотипу поведения, фазам этнического раз вития. По его мнению, этнос возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов и при наличии дополни тельного фактора — пассионарного толчка, который представляет собой микромутацию, вызывающую появление пассионарного при знака в популяции и приводящую к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах.
Суть теории Гумилева сводится к следующему:
1) основным действующим
лицом истории являются этносы,
поскольку они представляют
2) универсальный
критерий отличия этносов
3) системными
связями в этносе служат
4) единство этноса
поддерживается
5) в зависимости от соотношения пассионарного импульса и инстинкта самосохранения Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии; гармоничные люди; субпассионарии;
6) статистически
в этносе преобладают
7) в зависимости
от удельного веса
8) вспышка этногенеза
является результатом
9) этносы имеют
сложную структуру, включая в
себя субэтносы, консорции и ко
10) поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты – определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей.
Еврази́йство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России.
Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский. Евразийцы «поддерживали антизападные, изоляционистские, империалистические и идеократические идеи раннего советского режима и видели в нем частичную преемственность царской империи».
Преобладающую эмоциональную
сторону в евразийском
Неоевразийство
Идеи евразийства,
практически забытые ко второй половине
XX века, были во многом воскрешены историком
и географом Л.Н.Гумилёвым и получили широкое
распространение к началу XXI века. Гумилёв
в ряде книг, — «Этногенез
и биосфера Земли», «Тысячелетие
вокруг Каспия» и «От
Руси к России», — используя евразийскую
концепцию и дополняя её собственными
разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую
его к ряду выводов, среди которых для
нас наибольшую важность имеют следующие:
во-первых, любой этнос представляет собой
общность людей, объединенную некоторым
стереотипом поведения; во-вторых, этнос
и его стереотип поведения формируются
в конкретных географо-климатических
условиях и остаются устойчивыми длительный
период времени, сравнимый со временем
существования этноса; в-третьих, суперэтнические
целостности формируются на основе обобщенного
стереотипа поведения, разделяемого представителями
различных этносов единого суперэтноса;
в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической
целостности представляет собой некоторый
способ бытия, отвечающий определенным
условиям существования.