Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".
Как устройство межгосударственных отношений трактуется мировой порядок известным исследователем проблемы английским ученым X. Буллом: «Под мировым порядком понимается характер или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой - жизненно важными, с третьей - общими для всех». Согласно Буллу, иерархия этих целей такова:
сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз.
обеспечение независимости и суверенитета каждого государства.
сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.
Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами.
Мировой порядок можно определить как такое устройство международных отношений (межгосударственных), которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.
Имеются следующие основные измерения мирового порядка: горизонтальное, вертикальное и функциональное.
Горизонтальное измерение - это, прежде всего отношения между основными актерами мировой политики. Поддержание порядка в международной системе обеспечивается благодаря балансу сил, наличию общих интересов и ценностей.
Вертикальное измерение
миропорядка - это отношения между сильными
и слабыми актерами. Гарантом существования
жесткой иерархической организации международных
отношений выступает, прежде всего, фактор
силы. Именно сила обеспечивала жесткую
иерархическую организацию международных
отношений в рамках империй.
Основу функционального измерения мирового
порядка составляют такие факторы, как
дипломатия и стратегия акторов - экономическое
взаимодействие между ними, моральны,
ценности и политические амбиции лидеров,
транснациональные сообщества деловых
людей, ассоциации ученых, специалистов
и т. д. Каждый из указанных факторов может
играть стабилизирующую и дестабилизирующую
роль в международных отношениях.
Мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, стабильности, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более высоким формам организации международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового порядка было связано либо с итогами войн, следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, либо с распадом некоторых крупных государств. Как следствие в сравнении с предшествующим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных субъектов международных отношении и конфигурация связей между ними.
Развитие Китая можно свести к нескольким группам факторов:
1)самая важная из них — ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы;
2)фактор, до сих пор не оцениваемый в России, — планомерное государственное регулирование инвестиций и развития экономической сферы жизни общества;
3)планирование (в первую очередь) освоения высоких технологий, динамично растущего 4)экспортного потенциала;
5)самый крупный в Евразии рынок;
6)ускоренное наращивание военной мощи;
7)все большее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.
Как заявляют сами китайцы: XXI век — век Китайской цивилизации. Китайская цивилизация, считают они, по своим основным характеристикам, в первую очередь гуманистическим, превосходит другие цивилизации, и это обеспечит торжество Китая в XXI в. Безусловно, Китай уже вошел в круг держав, определяющих основополагающие векторы развития геополитических полей и сил.
Многие эксперты подчеркивают, что к концу XX в. снизилась роль Китая в качестве своеобразного балансира между двумя военно-политическими блоками, которую играла КНР в 60-х годах. Один из блоков был разрушен, а другой стал решающей геополитической силой.
В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбержения.
Один из основателей геополитики Карл Хаусхофер относил Японию к «островным странам с континентальным типом мышления». Он полагал, что Япония представляет собой противоположность— Англии. Оснований для такого противопоставления: Англия всегда отгораживалась от Европы, противопоставляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, с Кореей и обязана континенту практически всем — от письменности до орудий труда и производства.
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697г. русский землепроходец В.В. Атласов.
После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России.
Необходимо подчеркнуть такой немаловажный момент из истории Японии. В 1633, 1636, 1639 гг. последовали три указа японского правителя о «закрытии страны». Япония была закрыта для иностранцев, особенно европейцев. (Впервые европейцы — португальцы — попали в Японию в 1542 г.). Особо отмечаем, что страна была закрыта не только для европейцев, но и для соседей за исключением китайцев. Самим японцам было запрещено строить большие суда и ходить дальше указанной прибрежной зоны. «Открыл» Страну восходящего солнца американский крейсер под командованием капитана М.Перри в 1854г. Для европейцев были открыты порты Симода и Хакодате.
Итак, три ключевые проблемы в российско-японских отношениях решаются в конце XX в.:
первая — «северные территории» (Японское правительство всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России.),
вторая — экономическая (В проекте освоения энергоресурсов не соблюдается взаимовыгодное сотрудничество.),
третья — военно-политическая и геополитическая. (Проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток.).
Политика Японии, начиная с эпохи Мэйдзи, но особенно в 30-е годы XX в., отражала и сейчас отражает особенности ее географического и политического положения. Островное расположение, перенаселенность, недостаток природных ресурсов, с одной стороны, а с другой — мощная, динамично развивающаяся промышленность, острая потребность в сырье и рынках сбыта предопределили стремление Японии занять достойное своему потенциалу место под солнцем. Сделать это было непросто.
В последнее время в мире все больший интерес вызывает феномен “исламского возрождения” в странах Ближнего и Среднего Востока Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г в Иране По таким показателям, как напряжение общественных сил, накал страстей в самом Иране и в мире, число жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира Велико влияние революции на все страны исламского мира.
Две параллели - конспирологическая и геополитическая как бы задают основания этой теме. Первая - выход на метачеловеческий, мистический план истории, связанный с древними царствами и тайными вероучениями, второй - план конкретных действий и сугубо прагматической мотивации.
Что реально стоит за картиной исламской геополитики?
Здесь присутствуют три радикально отличных типа традиции. Первая - общепрофанный суннизм, то есть религия масс, эгалитарный и агрессивный экзотеризм.
Социальный идеал - теократическая республика, на деле - крайне пластичная приспособленность практически к любым социальным условиям.
Два других типа - исмаилитский и джафаритский (то есть признающий цепь двенадцати имамов) шиизм.
Низаритский исмаилизм и ортодоксальный (иранский по преимуществу) шиизм - совершенно различные метафизические типы; при этом оба тяготеют к монархическому имперскому принципу. Ни в одной из традиций, аутентично сохраненных сегодня, не выражен с такой яркостью основной инстинкт индоевропейской мифологии - вера в возвращение последнего Императора. В этом сходятся буквально все индоевропейские традиции, но только в шиизме этот инстинкт достигает такой полноты, которая реально алхимически воспроизводится в перманентную революцию, во взрыв против направления истории.
Исмаилитский и классический шиизм отличает принцип отношения к территории.
Сам принцип подхода к территории (в натуральном политическом смысле) может много сказать о типе сознания традиции, которая эту территорию “осваивает”.
Для исмаилитов это был “принцип плацдарма” - пиратский, экстенсивный способ. Им было все равно, с какой территории начинать свою революцию - это вопрос случая. Они были, конечно, типичными “космополитами” в сегодняшнем понимании. Низаритские государства проводили свою геополитику, понимая ее исключительно как захват плацдармов для строительства крепостей. Туземцы в-общем рассматривались ими как историческое недоразумение.
Такое государство работает исключительно на то, чтобы “взорвать мир”. Ближайший аналог исмаилизму из современных политических гуру - один из основных теоретиков большевизма Троцкий (его теория перманентной революции). Государство здесь - бочка с бензином или ящик с динамитом, не больше. Единственная цель - взорвать мир.
Иранский шиизм был органично-национален. Здесь ясно видно архетипическое совпадение между религиозной идеологией и менталитетом нации, причем с самыми глубинными его пластами. При таком сочетании единственно могла возникнуть культура, то есть то, чего не оставил исмаилитский имамат.
Сегодня Латинская Америка занимает особое место на политической арене мира, являясь регионом, экономические ресурсы и возможности которого привлекают все ведущие экономические силы. США, Европейский Союз и АТР конкурируют между собой в регионе, пытаясь завоевать доверие латиноамериканских государств. Первенство США здесь неоспоримо. Это связано, конечно, прежде всего с географической близостью и с последовательностью политики США, уже давно сотрудничающих с государствами региона. Однако, Азиатско-тихоокеанский регион также прикладывает усилия для сохранения, а в некоторых случаях и возобновления контактов с государствами Латинской Америки.
Латинская Америка представляет собой самое слабое звено в экономической сети Запада, но в тоже время нет сомнений, что ее рынок является крайне привлекательным для главных действующих сил современной экономики США, ЕС и АТР. Поэтому именно сейчас развернулась главная борьба за сотрудничество с Латинской Америкой.
В настоящее время существуют следующие региональные политические и экономически союзы стран Латинской Америки.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЛАСТ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE LIBRO COMERCIO (ALALC)
Была образована на основе Договора Монтевидео I, подписанного Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Парагваем, Перу, Чили и Уругваем и вступившего в силу в 1961 г. (сроком на 20 лет). Присоединились: Колумбия и Эквадор (1961), Венесуэла (1966), Боливия (1967).
Цели: устранение ограничений и пошлин в торговле. В рамках ЛАСТ были созданы 3 субрегиональных союза: Ла-Плат-ская и Андская группы (1969 г.), Амазонский пакт (1978 г.).
В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ).
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE INTEGRACION (ALADI)
Образована на основе Договора Монтевидео II, подписанного странами-членами ЛАСТ и вступившего в силу в 1981 г.
Цели: создание общего рынка стран Южной Америки и Мексики. В отличие от ЛАСТ, процесс интеграции ЛАИ предусматривает дифференцированное продвижение к созданию общего рынка с учетом уровня экономического развития стран-участниц.
В рамках ЛАИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна реки Ла-Плата, 1969 г. (члены — Аргентина, Бо-158 ливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай), Картахенское соглашение, 1969 г. (члены — Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны, 1978 г. (члены — Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор).
СИСТЕМА АНДСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САИ) — SISTEMA DE INTEGRACION ANDINA (SIA)
Сформировалась на основе Андского пакта. Включает два самостоятельных блока учреждений: для политического сотрудничества и для экономической интеграции.
В развитие Картахенского соглашения 1969 г. об учреждении Андской группы субрегиональной интеграции был принят документ под названием “Андская стратегия”, декларировавший развитие Андского экономического пространства, углубление международных связей, вклад в единство Латинской Америки. Тогда же был принят “Акт мира”, предусматривавший углубление процесса интеграции, создание Андского общего рынка (зона свободной торговли, таможенный союз) к 1995 г.
АНДСКИЙ ПАКТ (АП) — ACUERDO DE INTEGRACION SUBREGIONAL ANDINA (AISA)
Создан на основе соглашения, вступившего в силу в 1969 г.
Государства-члены (5): Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В 1976 г. из состава вышло Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама.