Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово-экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.
Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи:
дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей Монголии и России;
рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами;
раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений;
определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско-российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…………3

Исторические аспекты монгольско-российского
торгово-экономического сотрудничества……………………………..……………………..5

Договорно-правовая база торгово-экономических
отношений Монголии с Россией….……………….…………………...………………..……8

Характеристика торгово-экономических связей
Монголии и России на современном этапе………..........................…………………….…10

Вопрос о задолженности Монголии по кредитам
бывшего СССР....................................................……………………………..……………....12

Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........………………………………………………………………………….………..14

Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….……………………………………………………….…..16

Перспективы развития торгово-экономических связей
Монголии с Россией……………………………………………………………………..….19

Заключение……………………………………………………………………………….….21

Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Россия и монголия.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Для всех очевидно, что  в 90-е годы Россия значительно ослабила свои позиции в Монголии потеряв, прежнее влияние на разработку местных  природных ресурсов. При этом известно, что именно Россия в свое время внесла наиболее весомый вклад в геологоразведку и оценку имеющих  в Монголии месторождений.

В 2000 г. в Монголии геологоразведочным работам по урану продолжали заниматься совместное предприятие «Гурван  сайхан». Совместное предприятие было организовано в 1994 г. на основе соглашения о полезных ископаемых от 15 января 1994 г. между американской «Энерджи Фьюэлз эксплорешн компани» (70%), Министерством геологии и полезных ископаемых Монголии (15%) и российским государственным геологическим концерном «Геологоразведка» (15%). Цель СП – проведение поисковых и разведочных работ на уран в Восточно-Гобийском регионе Монголии с последующей разработкой открытых месторождений с целью получения прибыли.

Добыча нефти ведется  на месторождении Зун-Баян-Улан, разведанном Россией, где было пробурено около 200 скважин глубиной до 3 км. Из них до 100 скважин восстановлено, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку, Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли австралийская, канадская и французские компании. Достигнута принципиальная договоренность об открытии представительства российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе и начале геологоразведочных работ.

Характерно, что как  раз в горнорудной промышленности  и Россия, и Монголия стараются  идти навстречу друг друга в области  либерализации торговли. Так, например, межправительственным соглашением  предусмотрено освобождение от таможенных пошлин продукции ГОК «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» при ввозе ее на территорию России.

В свою очередь, российская сторона  ставит перед Монголией  вопрос о невзимании с этих совместных предприятий торгового налога на потребляемую электроэнергию, материалы, запчасти, нефтепродукты, строительно-монтажные работы. Все это свидетельствует о том, что обе страны понимают, насколько важно и необходимо для активизации их двустороннего сотрудничества устранить барьеры в виде высоких таможенных пошлин и налогов.

На данный момент Монголия заключила соглашение по взаимозащите и поощрении инвестиций с 30 странами и соглашения о предотвращении двойного налогообложения с 19 странами, с 9 из которых эти документы ратифицированы. Это Россия, КНР, Республика Корея, Великобритания, Франция, ФРГ, Индия, Турция и Вьетнам. Монголия присоединилась к Вашингтонской конвенции по разрешению спорных вопросов и Сеульской конвенции по страхованию инвестиций, а также является полномочным членом Агентства по гарантии многосторонних инвестиций Мирового Банка. Так что российские инвесторы имеют возможность пользоваться услугами этого агентства. Монголия заключила торговые контракты с 68 странами мира (по данным 2000 г.) и стала членов Всемирной торговой организации с 1997 г.

Правительством Монголия приглашает потенциальных инвесторов активно участвовать в приватизации государственной доли в имуществе 27 компаний. Инвесторы тоже имеют возможность приобретать акции монгольских компаний, зарегистрированных на монгольской бирже через лицензирование в брокерских посреднических компаниях.

По-видимому, настало  время не только создать благоприятные  условия для деятельности отдельных, пусть даже самых крупных, совместных предприятий, но и осуществить широкий  комплекс мер по либерализации монгольско-российского сотрудничества в сфере торговли и инвестиций.

Таким образом, бизнесмены из России, используя свою находчивость, смекалку, а также близость культур, образа жизни и характеров наших  народов, смогут найти выгодный бизнес в Монголии.

 

Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с  Россией.

Поскольку проблема задолженности  Монголии российской стороне стала  камнем преткновения двусторонних отношений, то ее решение для Правительства  Монголии должно быть первоочередной задачей. Российские компании могут в счет погашения долга выкупать акции совместных с Монголией предприятий.

Основным направлением деятельности объединения будет  дальнейшее совершенствование плавикошпатового производства с целью обеспечения  стабильности достигнутого уровня производства. Запасы плавикового шпата позволяют объединению работать еще как минимум 30 лет. Главная цель – наиболее эффективно поддерживать и развивать это производство, снижать себестоимость плавикового шпата, повышать его качество, расширять ассортимент. Необходимые для этого финансовые ресурсы ежегодно выделяются участниками из прибыли.

Либерализация взаимной торговли. Уровень и темпы роста  торговли двух стран не удовлетворяют  обе стороны. С одной стороны,  это резкое увеличение российских транспортных тарифов, таможенных пошлин и налогов на некоторые виды товаров, занимавших видное место в монгольском экспорте, что привело к значительному росту цен и потере потребительского спроса. С другой стороны, надо признать и о необходимости повышения качества поставляемых в Россию монгольских товаров, которые отвечали бы требованиям международных норм. К примеру, Монгольская сторона способна в 5 раз увеличить продажу в Россию мяса – с 12 млн. долл. в год до 60 млн. Монгольская мясо дешевле американского на 15%, и его объемы способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Для этого необходимо отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины, перевозки по железной дороге, взаимодействия ветеринарных служб и т.п.

Центральный вопрос приграничного  сотрудничества – необходимость обустройства и развития инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран.

Немаловажно и создание правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель, принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При этом большое значение придается Соглашению о принципах сотрудничества между субъектами РФ и аймаками Монголии, которое было подписано во время визита президента России В.В. Путина в ноябре 2000 г.

Создание свободной  экономической зоны на границе двух стран. Из них самым подходящим для  создания экономической зоны является Кяхта – Алтанбулаг (около Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города Монголии, т.е. Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки Туманган. В нем должны принять участие Южная Корея, Америка, Япония, Монголия и Россия. 

Участие российских организаций  в модернизации и технологическом  обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка  минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний.

Шанхайскую организацию  сотрудничества (ШОС) и организацию  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что "перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт".

Несомненно, наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов. Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены осуществить проект газификации  Монголии. Дочернее предприятие "Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость этого проекта - около 70 млн. долларов.

В долгосрочной перспективе  Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока  и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ, Китай, Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в АТР.

Есть также возможности  сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных ископаемых, а также участие в строительстве  трансмонгольской автомагистрали "Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы  проект охватывает 1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72% населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия». (см. Приложение 8).

 В 7-10 июля 2003 года  в Улан-Баторе пройдет первая  Монгольско-Российская Ассамблея  по развитию экономического сотрудничества  под названием «Монголия и  Россия. Перспективы сотрудничества».  Она организуется при поддержке  Правительства Монгольской Республики, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс».

Цель форума — формирование благоприятной среды для создания устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике.

Основное внимание в  работе форума будет уделено сотрудничеству в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело, горно-энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, развитие регионального взаимодействия между приграничными областями Монголии и России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специальное изучение торгово-экономических  отношений Российской Федерации  и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на взгляд автора, выводов и обобщений.

1. Торгово-экономическое  сотрудничество Монголии с Российской  Федерацией осуществляется на  протяжении более 80 лет. Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства, сотрудничества. Следует отметить, что благодаря экономической помощи СССР в Монголии была создана национальная промышленность, достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико-экономическом содействии бывшего СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу экономики Монголии.

2. На рубеже 80-х и  90-х гг. во взаимоотношения России  и Монголии наших стран произошли  коренные перемены, связанные   с распадом СССР и переходом России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией.  В соответствии с данным Договором Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Данный подход определил характер торгово-экономических связей двух стран на перспективу.

3. В настоящее время  Россия является вторым (после КНР) торговым партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы (минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском импорте товаров из России также превалируют две товарные группы (до 50% приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары). Представляется, что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в Монголию по данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%. Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий.

3. В настоящее время  в отношениях между Россией  и Монголией существует ряд  нерешенных проблем экономического  характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен бывшего  СССР, являются задолженность Монголии  перед Россией и проблема управления  совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт». Успешное решение данных проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран. Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.

Информация о работе Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией