Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово-экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.
Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи:
дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей Монголии и России;
рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами;
раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений;
определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско-российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…………3

Исторические аспекты монгольско-российского
торгово-экономического сотрудничества……………………………..……………………..5

Договорно-правовая база торгово-экономических
отношений Монголии с Россией….……………….…………………...………………..……8

Характеристика торгово-экономических связей
Монголии и России на современном этапе………..........................…………………….…10

Вопрос о задолженности Монголии по кредитам
бывшего СССР....................................................……………………………..……………....12

Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........………………………………………………………………………….………..14

Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….……………………………………………………….…..16

Перспективы развития торгово-экономических связей
Монголии с Россией……………………………………………………………………..….19

Заключение……………………………………………………………………………….….21

Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Россия и монголия.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

В середине 70-х гг. началось освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство города Эрдэнэта, которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана совместная монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г. уже вступила в строй.

Достаточно отметить, что если в 1975 г. в суммарной продукции  промышленности и сельского хозяйства  на долю индустрии приходилось 67%, то в 1980 г. – более 76% продукции.

В целом в Монголии к 1978 г. при финансово-технической  помощи Советского Союза было построено  более 450 промышленных, сельскохозяйственных и культурных объектов, в том числе  предприятия энергетической, горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности, строительной индустрии.

СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и потребительского назначения. По данным на начало 1980 г. он поставлял  более 90% всех импортируемых МНР  машин и оборудования, 70% товаров широкого потребления. Монголия в свою очередь, поставляла в СССР и страны социализма сырье и изделия из шерсти, меха кожи, продукцию мясной промышленности, некоторые виды биопрепаратов. На рынке социалистических стран довольно высоким спросом пользовались экспортируемые из Монголии такие промышленные товары широкого потребления, как ковры, овчинно-меховые и кожаные изделия, шерстяные ткани и одеяла. Вывоз этих товаров увеличился в 1979 г. почти в два раза по сравнению с 1970г. Таким образом, экономики СССР и Монголии были очень тесно переплетены друг с другом.

В то же время монгольская  экономика во все большей степени  попадала в зависимость от, как  тогда говорили, «старшего брата» Советского Союза. Через различные  формы сотрудничества, в первую очередь через оказание кредитной и финансовой помощи Монголии, Советский Союз, исходя из господствовавшей в тот период идеологии, фактически ставил во все большую зависимость Монгольскую Народную Республику. В отношениях между странами превалировали идеологические принципы и многие проблемы взаимоотношений, в том числе и финансовые, решались под маркой «интернациональной солидарности» и списывались на «братскую дружбу и взаимопомощь». Никто не хотел видеть многих сложных проблем, которые до сих пор являются трудноразрешимыми во взаимоотношениях наших стран.

Конечно, именно благодаря  СССР и социалистическим странам  Монголия сделала рывок в экономическом  развитии, за короткий срок были достигнуты небывалые результаты в промышленности и других отраслях хозяйства страны, в решении социальных проблем, а также в росте материального и культурного уровня жизни монгольского народа.

 В то же время  экономика Монголии была целиком  и полностью ориентирована на  экономику СССР, и последующие  события показали, что такая однобокая ориентированность привела к исключительно сложным проблемам.

Справедливости ради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет Советского Союза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была создана экономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран. СССР выступала донором по отношению к Монголии, давая ей кредиты в том количестве, в каком она нуждалась в тот момент. Все это привело к тому, что у определенной части руководства Монголии сформировались элементы иждивенчества, готовности существовать за счет помощи извне.

 

 

 

 

 

Договорно-правовая база торгово-экономических 

отношений Монголии с Россией.

В последние годы имевшаяся  договорно-правовая база внешнеэкономических  связей Монголии c РФ подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.

Существовали несколько  основополагающих договоров, на основе которых регулировались торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним относятся:

- Договора от 5 ноября 1921 г. между правительством Советской России и народным правительством Монголии об установлении дружественных связей между Россией и Монголией;

-Договор о равноправии  в торговле между Монголией  и Советским Союзом от 1923 г.;

- Протокола о взаимной помощи между СССР и МНР от 1936 г.;

- Договора от 27 февраля 1946 года о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР;

- Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1966 г.

Торгово-экономическое  сотрудничество Монголии и России на современном этапе базируется на следующих договорах:

- Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г.

  • Улан-Баторской Декларацией от 14 ноября 2000 года.

Основным документом, определяющим договорно-правовую базу российско-монгольских торгово-экономических  отношений, является Договор о дружественных  отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г.

В соответствии с условиями  этого Соглашения, стороны будут  проводить в отношении друг друга  открытую  экономическую политику и будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В  этих целях они обязуются взаимно  предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования, поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран.

Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать  развитию приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то, что  Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась  содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного права.

В договоре сказано, что  страны будут уделять особое внимание взаимному созданию условий для  осуществления совместных программ и проектов в целях использования современных технологических достижений, сотрудничества в области внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками Монголии, республиками в составе Российской Федерации, другими административно-территориальными образованьями всех уровней, а также между государственными смешанными и частными предприятиями, учреждениями и организациями для развития сотрудничества.

В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что «Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово-экономического сотрудничества, президенты Монголии и России поручили соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам».

Существенную роль в  координации двустороннего сотрудничества играет монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя государствами.

Межправительственные  обязательства предусматривают  экспорт Монголией в РФ медного  концентрата и поставки из России нефтепродуктов и электроэнергии. Кроме  того, эти протоколы содержат индикативные списки взаимных поставок широкого круга товаров.

Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и  подкомиссии при монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План совместной деятельности по активизации торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации».

Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации торговли, созданию более благоприятных условий для экономического сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих разрешения на протяжении многих лет.

По итогам официального визита председателя правительства  РФ М. Касьянова в марте 2002 г. было принято совместное Коммюнике, подписан ряд соглашений и протоколов. В совместном Коммюнике главы правительств двух стран выразили позиции по главным принципиальным направлениям двусторонних отношений и сотрудничества, при этом не обошли стороной и «острые» углы.

В частности, всесторонне  рассмотрен вопрос урегулирования проблемы задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии Советским Союзом. Во время обмена мнениями была достигнута договоренность о том, что при решении вопроса долга необходимо учитывать исторические условия возникновения задолженности, объективные возможности монгольской экономики и международные тенденции, а также специфику двусторонних дружественных отношений. Было выражено общее стремление позитивно решить этот затянувшийся вопрос так, чтобы он не препятствовал обновленным отношениям между Монголией и Россией.

Значение коммюнике  в том, что в нем изложены общие  принципы решения актуальных проблем  сотрудничества.

2002 г. состоялись визиты  как министров экономики и  финансов, так и торговли  и  промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому кругу вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых документов, свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних связей.

В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством Монголии с Россией, в последние годы предпринимались:

  • значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и сотрудничества;
  • активизации диалога на всех уровнях;
  • повышения взаимопонимания и взаимного доверия;
  • дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества;
  • проведения последовательных шагов в направлении позитивного решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей;
  • активизации приграничного и регионального сотрудничества между Монголией и Россией;
  • экономических связей с областями, краями, республиками России;
  • ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на практике.

За истекшие после  подписания договора десять лет в  отношениях между Россией и Монголией  достигнуто немало позитивных результатов. С расширением взаимодействия постоянно обновляется правовая база двусторонних связей.

Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние  десять лет более 100 межправительственными  и межведомственными договорами, соглашениями и планами. Проведена  ревизия межгосударственных документов, подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми историческими условиями.

Все эти организационные  меры привели к определенному  оживлению торговли между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих  стран придают большое значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических связей. Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних отношений.

 

Характеристика  торгово-экономических связей Монголии и России на современном этапе.

В конце 80- нач. 90-х гг. рухнула система социализма. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами и не только бывшими противниками, но и бывшими союзниками.

На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития. В соответствии с этими глобальными изменениями произошли изменения в приоритетах и целях внешней политики Монголии, в том числе и по отношению к своему бывшему союзнику и ближайшего партнера - России.

Если раньше Россия, как  правопреемница Советского Союза, имела  возможность быть основным донором  по отношению к Монголии, то на начальном  этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную, материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В июле 1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом которого Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был основным экономическим партнером Монголии.

В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества.

За годы экономической  реформы произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении  внешней торговли Монголии. Географические распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с развитыми и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и Азии, доля которых во внешнеторговом обороте страны существенно увеличилась. Об изменениях в географическом распределении монгольского экспорта и импорта свидетельствуют данные Приложении 2 и 3.

В последние годы более ¾ общей стоимости экспорта Монголии приходится на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии доля товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия – 40,0%; кожевенное сырье, пушнину и изделия из них – 10,9%, а на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8%. Более полная характеристика товарной структуры экспорта Монголии представлена в Приложении 4.

Информация о работе Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией