Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:09, реферат
В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово-экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.
Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи:
дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей Монголии и России;
рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами;
раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений;
определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско-российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии;
Введение…………………………………………………………………………….…………3
Исторические аспекты монгольско-российского
торгово-экономического сотрудничества……………………………..……………………..5
Договорно-правовая база торгово-экономических
отношений Монголии с Россией….……………….…………………...………………..……8
Характеристика торгово-экономических связей
Монголии и России на современном этапе………..........................…………………….…10
Вопрос о задолженности Монголии по кредитам
бывшего СССР....................................................……………………………..……………....12
Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........………………………………………………………………………….………..14
Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….……………………………………………………….…..16
Перспективы развития торгово-экономических связей
Монголии с Россией……………………………………………………………………..….19
Заключение……………………………………………………………………………….….21
Список литературы………………………………………………………
Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001 году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и текстильных изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен на готовые изделия, что было связано со снижением международной инвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а также сопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье.
В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого снижения мировых цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры экспорта.
Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производится или производится в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большей степени с помощью импорта.
Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных параметров импорта (см. Приложение 4).
Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы, является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте Монголии составила в 2001 г. 30,2%, что на 28% ниже показателя 1999г. Вместе с тем стоимостные объемы монгольского импорта этой группы товаров значительно сократились, что обусловлено сокращением объемов капиталовложений в стране.
Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме товарооборота первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%), третье – США (15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония (4,0%). Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Вместе с тем, несмотря на диверсификацию внешнеэкономических связей и политику открытости Россия остается одним из главных партнеров Монголии.
Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и Россией в течение последних 5 лет был относительно стабильный (в среднем 235,8 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное отрицательное сальдо торгового баланса Монголии с 1992 г.
Общий объем экспорта из Монголии в Россию в 2002 году составил 43,0 млн. долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на сумму 17,1 млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.), молибденового концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового шпата – 126,7 тыс. т (10,3 млн. долл.).
Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн. долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл., продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии.
В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив США и Южную Корею. Однако доля Монголии в товарообороте России ничтожно мала (в 2000г. в общем товарообороте – 0,2%, экспорте – 0,2%, импорте – 0,1%).
Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта из России.
Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние годы, обусловлено следующими факторами:
- введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты;
- низкой конкурентоспособностью
монгольских товаров на
- высокими транспортными
расходами на ввозимые и
- переориентацией монгольского
экспорта на южного соседа (резкий
скачок монгольско-китайской
- ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции;
- усложнением системы расчетов между странами;
- конъюнктурными изменениями на мировом рынке.
Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, на продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях Монголии.
В последние годы меняется роль России в удовлетворении импортных потребностей Монголии в ряде товарных позиций. Что касается формирования спроса на отдельные виды российской машинотехнической продукции, то в Монголии несколько ослабевает технологическая привязанность ее промышленности, транспорта, сельского хозяйства к российским изделиям. В то же время страна продолжает закупки в Россия запасных частей, узлов, комплектующих к энергетическому, электротехническому, горно-шахтному оборудованию. Высоки потребности в российском оборудовании для энергетической и горнодобывающей промышленности.
В последнее время с участием западных фирм на территории Монголии ведутся работы по разведке и добыче нефти с последующей ее переработкой. Однако получение Монголией собственного горючего потребует достаточно длительного времени, и в ближайшем будущем Россия сохранит роль основного поставщика нефтепродуктов.
Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР.
Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”, является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской экономики. Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. США.
По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе с другими проблемами, в том числе с вопросом массовой репрессии в Монголии. Они, наоборот, считают, что Россия должна Монголии – за каждого репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во власти, трудно было решить эту проблему.
Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно гибко относится к этой проблеме.
В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы придерживаемся четырех принципов:
а) учитывать историю возникновения долга;
б) он не должен стать сильным бременем для Монголии;
в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом, Никарагуа и ГДР через Парижский клуб;
г) Россия будет поддерживать увеличение мощи монгольской экономики, с тем чтобы Монголия была достаточно развитой страной, чтобы разрешить этот вопрос”.
Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата” за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми.
Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР
2 876 700 коров, 35 137 000 овец по средней цене соответственно 38 и 6 рублей. Эти цены были 4-5 раза меньше чем цены на внутренных рынках СССР. С 1970 г. коровы и овцы продавались по цене соотвественно 50,3 и 8,8 рублей, с 1975 г. – за 146-164 и 24 рублей. Из-за разницы цен только с двух наименовании товаров Монголия потеряла порядка 3 млрд. рублей.
Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной договоренности и конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не имеет никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не особо справедливыми.
Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым бременем для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для страны с государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к другим странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой доли задолженности к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех экономических мощностей Монголии. Поэтому, выплатить долг без особой “бремени” просто невозможно. С другой стороны, затягивание долговых обязательств на десятилетия невыгодно не только для России, но и для Монголии.
Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например, за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И. Сталина. Но Монгольское правительство должна иметь в виду то, что это репрессия и русскому народу нанесла неисчислимые бедствия. При таком подходе к делу, Россия вправе потребовать компенсацию за убитых солдат в ходе Халхин-гольской битвы, за уничтоженные в ходе войны военной техники, за огромные средства которые были затрачены на битву с японцами и т д.
Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность Монголии является прямым следствием политики СССР, и в том числе массовой репрессии 1937 г. При населении 700 тысяч человек в ходе репрессии были уничтожены 30 тысяч человек. Число осужденных к тюремному заключению и ссылке не поддается никакому учету. Поэтому, эта крупномасштабная карательная операция привела к острой нехватке рабочей силы, упадку Монгольской экономики, что привело к иждивенческому отношению и накоплениию огромного долга.
Кроме этого существует ряд проблем так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная передача некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный советскими воинскими частями природе Монголии и т д.
Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время “строительства социализма”. Об этом свидетельствует тот факт, что Российская сторона при предыдущих раундах переговора по проблеме задолженности неоднократно делала различного рода уступки.
Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов. За это время Российская сторона, с начала 1990-х годов неоднократно заявляла о приемлемости погашения определенной части задолженности. В частности, в 1995 году Россия заявляла о готовности к списанию 85% существующей задолженности. В уже 1999 году премьер министр М.Касьянов в своем официальном письме к Правительству Монголии уведомил о возможностии списания только 70% задолженности. Но при этом согласились “для пересчета задолженности в переводных рублях в доллары США применять коэффицент 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “в качестве дополнительной меры по облегчению долгового бремени Монголии установить коэффициент пересчета один к одному”. Но каждый раз Монгольская сторона считала неприемлемыми условия погашения долга.
Таким образом, в настоящее время проблема заключается в окончательном согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа. Инструментом для разрешений данной проблемы должны стать взаимные успупки.
При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото, плавиковый шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том числе определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. Одним из путей решения этой проблемы может быть отдача в концессию серебряного месторождения Асгат, которое располагается на российско-монгольской границе.
В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае.
Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-за высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал 186,7 миллион тонн нефти и заработал 28.7 миллиардов долларов. Золото-валютный запас Центрального банка в этом году достиг величины 52,7 миллиардов долларов.
Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг продиктовано не финансовой необходимостью. Оно скорее всего является финансовым рычагом решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП “Эрдэнэт”.
Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи.
Межрегиональное сотрудничество, включающее приграничные отношения двух стран, всегда было традиционным для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из существенных резервов для расширения торгово-экономического и сотрудничества двух стран.
К нему относится прежде всего сотрудничество монгольских приграничных аймаков и российских регионов Сибири и Дальнего Востока (области, республики). В настоящее время на долю этого сотрудничества приходится свыше 70% экономических связей между двумя государствами.
Приграничная бартерная торговля сыграла важную роль в начале 1990-х гг., когда она известной степени заменила межгосударственную, что было вызвано отсутствием свободно конвертируемой валюты у обеих сторон, резким сокращением экспортных запасов. И в настоящее время традиционные дружественные отношения Монголии с Россией чрезвычайно важны для приграничных регионов обеих стран.
Общая граница связывает Монголию (северные аймаки) с Бурятией, Иркутской областью, Алтайским краем (западные аймаки – Баян-Улэгэйский, Кобдоский и Убсанурский).
Информация о работе Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией