Эвристические методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность системного подхода в социально-экономических и политических исследовании;
2) определить научный инструментарий системного анализа;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях…………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы системного подхода…………………………...6
2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12
Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16
2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………16
2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19
2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22
2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24
2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27
2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………30
2.6 Конференция идей……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Делицоя.doc

— 213.50 Кб (Скачать)


Содержание

   ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Системный  подход  в социально-экономических  и политических исследованиях…………………………………………….6

1.1 Понятие  и принципы системного подхода…………………………...6

2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8

1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12

Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16

2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………16

2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19

2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22

2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24

2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27

2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………30

2.6 Конференция идей……………………………………………………..34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………….37

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….38             

 

 

 

 

 

 

Введение

Системный подход  - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов,  (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.

Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому объекту, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом объекте. Системный подход не может существовать без системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Он опирается на комплекс общенаучных, математических, статистических, естественнонаучных методов. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формаль­ных и неформальных (качественных, содержательных).

Неформальные методы помогают найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно раз­решить. Одним из подметодов неформальных методов системного анализа являются эвристические методы, к которым мы обратимся в данной исследовательской работе.

Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности,  решающие, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

  Эти методы появились в науке сравнительно недавно, но они уже являются одними из базовых и эффективных. Сейчас, в период глобализации, применение этих методов просто необходимо – в  этом заключается актуальность темы данной исследовательской работы.  Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству. Поэтому перед нами возникает проблема дальнейшего использования эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.

Объектом данной  работы являются –  системный подход в исследовании социально – экономических и политических  процессов.

Исходя из этого предмет исследования  - это эвристические методы, использующиеся в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Цель данной работы -  показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1) раскрыть сущность системного подхода  в социально-экономических и политических исследовании;

2) определить научный инструментарий системного анализа;

3) дать характеристику  неформальным методам исследования социально-экономическим и политическим процессам;

4) понять сущность и необходимость эвристики, как науки;

        5) раскрыть понятие эвристических методов;

6) изучить группы эвристических методов.

Методологическая база, используемая для раскрытия предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на принципах диалектической логики – принципах всестороннего рассмотрения предмета, единства анализа и синтеза, объективности и т.д.

Теоретической основой исследования являются научные труды и исследования отечественных учёных в области  системного анализа. Особый интерес представляют учебные пособия Попова В.М «Системный анализ  в управлении социально-экономическими и политическими процессами» и Кулюткина Ю.К. «Эвристические методы в структуре решений». Авторы решают данную проблему системно, дедуктивно (от общего к частному), что легко для понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Системный подход  в социально-экономических  и политических исследованиях

1.1. Понятие  и принципы системного подхода

    В наше время происходит невиданный прогресс знания,  который,  с  одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений  из различных  областей  жизни,  и  тем  самым   поставил   человечество   перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного  в  изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В  наиболее  общем виде  под  системой  понимается  совокупность   взаимосвязанных   элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.     Изучение объектов и явлений  как  систем  вызвало  формирование  нового подхода в науке — системного подхода.

    Системный подход как общеметодический принцип используется в  различных отраслях   науки   и   деятельности   человека.   Гносеологической   основой является общая теория систем, начало которой положил  австралийский  биолог  Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон  Берталанфи  начал изучать организмы как определённые системы,  обобщив  свой  взгляд  в  книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он  разработал  системный подход  к  изучению  биологических  организмов.  В  книге  "Роботы,  люди  и сознание" (1967) он перенёс  общую  теорию  систем  на  анализ  процессов  и явлений  общественной  жизни.  1969  -  "Общая  теория  систем".  Берталанфи превращает свою теорию систем  в  общедисциплинарную  науку.  Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных  в различных  дисциплинах,  исходя  из   которых можно   вывести   общесистемные закономерности.

  

    Определим черты системного подхода:

   1. Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

   2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого  изучения  предмета:

             изучение самого предмета —  «собственный»  уровень;

            изучение  этого  же предмета как элемента более широкой  системы  —  «вышестоящий»  уровень;

            изучение этого предмета в соотношении с составляющими    данный  предмет

элементами — «нижестоящий» уровень.

   3. Системный подход  требует рассматривать  проблему  не  изолированно,  а   в  единстве связей с окружающей средой, постигать сущность  каждой  связи   и отдельного элемента, проводить ассоциации между  общими  и  частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

Системный  подход — это подход к исследованию  объекта  (проблемы,  явления, процесса) как к системе, в котором  выделены  элементы,  внутренние  и  внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты  его функционирования,  а  цели  каждого   из   элементов,   исходя   из   общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что  системный  подход  —  это  такое  направление методологии  научного  познания  и  практической  деятельности,   в   основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально-экономической системы.

      Сущность системного подхода состоит во взаимосвязанном комплексном изучении сложных объектов как целостных систем с определенными системными целями и  в согласовании целей системы и ее частей подсистем в процессе функционирования. Далее рассмотрим
основные принципы системного подхода[1]:

        Целостность,  позволяющая  рассматривать  одновременно  систему  как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

        Иерархичность строения, т.е.  наличие  множества  (по  крайней  мере двух)  элементов,  расположенных  на  основе  подчинения  элементов  низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого  принципа  хорошо  видна на примере любой конкретной организации.  Как  известно,  любая  организация представляет   собой   взаимодействие   двух   подсистем:   управляющей    и управляемой. Одна подчиняется другой.

        Структуризация, позволяющая  анализировать  элементы  системы  и  их   взаимосвязи в рамках  конкретной  организационной  структуры.  Как  правило, процесс  функционирования  системы  обусловлен  не  столько    свойствами   ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

           Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания  отдельных  элементов  и системы в целом.             

 

                                                                     

1.2.    Научный инструментарий системного анализа

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Он опирается на комплекс общенаучных и специальных методов – научный инструментарий,  и является каркасом, объединяющим все необходимые знания, методы и действия для решения сложных проблем. Можно выделить следующие инструменты системного анализа:

Неформальные методы исследования:

        Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего,  стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

        Методы экспертных оценок – это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

        Метод сценариев - является одним из методов прогнозирования, дает возможность определить вероятные тенденции развития событий и возможные последствия принимаемых решений с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Метод предусматривает участие в разработке сценариев.

  Диагностические методы представляют собой  хорошо отработанные приемы массового обследования предприятий и органов управления.

Графические методы:

        Метод деревьев взаимосвязей – заключается в дезагрегировании исследуемой системы  на составные элементы  с возможной  последующей числовой оценкой их относительной значимости.

                     Матричные формы[2] представления и анализа информации не являются специфическим инструментом системного анализа, однако широко используются на различных его этапах в качестве вспомогательного средства, Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления информации, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внутренние связи между элементами, помогает выяснить и проанализировать ненаблюдаемые части структуры.

                     Сетевые методы - используются в системном анализе главным образом на этапе построения комплексных программ развития. Элементы нижних уровней деревьев целей, перегруппированные по признаку временных логических взаимосвязей, можно преобразовать в сеть. Анализ этих сетей может послужить для дальнейшей корректировки деревьев целей. Более сложные многомерные сети используются для распределения сфер ответственности, распределения работ по конкретным исполнителям в организациях, ориентированных на цель.

Методы моделирования:

                     Кибернетические – применяются при исследовании случая, когда действие системы в окружающей среде вызывает некоторое изменение в окружающей среде, а это изменение проявляется на системе через обратную связь

                     Описательные – дают возможность сжато изложить информацию и воспроизводить её.

Информация о работе Эвристические методы исследования