Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа
Цель данной работы - показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность системного подхода в социально-экономических и политических исследовании;
2) определить научный инструментарий системного анализа;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях…………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы системного подхода…………………………...6
2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12
Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16
2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………16
2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19
2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22
2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24
2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27
2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………30
2.6 Конференция идей……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях……………………………………………
1.1 Понятие и принципы системного подхода…………………………...6
2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12
Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16
2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………
2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19
2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22
2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24
2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27
2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………
2.6 Конференция идей……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….38
Введение
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.
Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому объекту, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом объекте. Системный подход не может существовать без системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Он опирается на комплекс общенаучных, математических, статистических, естественнонаучных методов. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формальных и неформальных (качественных, содержательных).
Неформальные методы помогают найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Одним из подметодов неформальных методов системного анализа являются эвристические методы, к которым мы обратимся в данной исследовательской работе.
Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности, решающие, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Эти методы появились в науке сравнительно недавно, но они уже являются одними из базовых и эффективных. Сейчас, в период глобализации, применение этих методов просто необходимо – в этом заключается актуальность темы данной исследовательской работы. Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству. Поэтому перед нами возникает проблема дальнейшего использования эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Объектом данной работы являются – системный подход в исследовании социально – экономических и политических процессов.
Исходя из этого предмет исследования - это эвристические методы, использующиеся в исследовании социально-экономических и политических процессов.
Цель данной работы - показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность системного подхода в социально-экономических и политических исследовании;
2) определить научный инструментарий системного анализа;
3) дать характеристику неформальным методам исследования социально-экономическим и политическим процессам;
4) понять сущность и необходимость эвристики, как науки;
5) раскрыть понятие эвристических методов;
6) изучить группы эвристических методов.
Методологическая база, используемая для раскрытия предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на принципах диалектической логики – принципах всестороннего рассмотрения предмета, единства анализа и синтеза, объективности и т.д.
Теоретической основой исследования являются научные труды и исследования отечественных учёных в области системного анализа. Особый интерес представляют учебные пособия Попова В.М «Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами» и Кулюткина Ю.К. «Эвристические методы в структуре решений». Авторы решают данную проблему системно, дедуктивно (от общего к частному), что легко для понимания.
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях
1.1. Понятие и принципы системного подхода
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.
Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.
Определим черты системного подхода:
1. Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
изучение самого предмета — «собственный» уровень;
изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень;
изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет
элементами — «нижестоящий» уровень.
3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в котором выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Сущность системного подхода состоит во взаимосвязанном комплексном изучении сложных объектов как целостных систем с определенными системными целями и в согласовании целей системы и ее частей подсистем в процессе функционирования. Далее рассмотрим
основные принципы системного подхода[1]:
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
1.2. Научный инструментарий системного анализа
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Он опирается на комплекс общенаучных и специальных методов – научный инструментарий, и является каркасом, объединяющим все необходимые знания, методы и действия для решения сложных проблем. Можно выделить следующие инструменты системного анализа:
Неформальные методы исследования:
Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Методы экспертных оценок – это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.
Метод сценариев - является одним из методов прогнозирования, дает возможность определить вероятные тенденции развития событий и возможные последствия принимаемых решений с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Метод предусматривает участие в разработке сценариев.
Диагностические методы представляют собой хорошо отработанные приемы массового обследования предприятий и органов управления.
Графические методы:
Метод деревьев взаимосвязей – заключается в дезагрегировании исследуемой системы на составные элементы с возможной последующей числовой оценкой их относительной значимости.
Матричные формы[2] представления и анализа информации не являются специфическим инструментом системного анализа, однако широко используются на различных его этапах в качестве вспомогательного средства, Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления информации, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внутренние связи между элементами, помогает выяснить и проанализировать ненаблюдаемые части структуры.
Сетевые методы - используются в системном анализе главным образом на этапе построения комплексных программ развития. Элементы нижних уровней деревьев целей, перегруппированные по признаку временных логических взаимосвязей, можно преобразовать в сеть. Анализ этих сетей может послужить для дальнейшей корректировки деревьев целей. Более сложные многомерные сети используются для распределения сфер ответственности, распределения работ по конкретным исполнителям в организациях, ориентированных на цель.
Методы моделирования:
Кибернетические – применяются при исследовании случая, когда действие системы в окружающей среде вызывает некоторое изменение в окружающей среде, а это изменение проявляется на системе через обратную связь
Описательные – дают возможность сжато изложить информацию и воспроизводить её.