Эвристические методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность системного подхода в социально-экономических и политических исследовании;
2) определить научный инструментарий системного анализа;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях…………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы системного подхода…………………………...6
2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12
Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16
2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………16
2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19
2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22
2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24
2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27
2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………30
2.6 Конференция идей……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Делицоя.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

      Строго выполнять правила мозгового штурма.

      После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма:

      Количество идей предпочтительнее качества.

      Критика идей на этапе генерации запрещена.

      В группе генерации идей не должно быть начальства.

      Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

      Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

      Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

      Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

      Идеи излагайте кратко.

      Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

      При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

1.                Подготовка

o       Назначение ведущего.

o       Подбор участников для рабочих групп.

o       Подбор фактического материала.

o       Обучение и инструктаж участников.

o       Обеспечение деятельности участников.

2.                Выдвижение идей

o       Уточнение задачи.

o       Генерация идей.

o       Проработка и развитие наиболее ценных идей.

o       Запись предложений.

o       Редактирование списка идей.

3.                Оценка и отбор идей

o       Уяснение проблемы.

o       Определение критериев оценки.

o       Классификация и оценка идей.

o       Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

      Незначительные затраты времени на проведение.

      Легкость освоения и простота в обращении.

      Универсальность метода.

      Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки:

      Решение относительно простых задач.

      Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.

      Нет гарантии нахождения сильных идей.

 

 

 

 

      2.5 Метод «Коучинг»

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности. Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов:

1.      Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.

2.      Анализ текущей ситуации.

3.      Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.

4.      Составление плана действий.

5.      Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Особенности метода

В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии. По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге. Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование". По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

 

Дополнительная информация:

1.      Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.

2.      Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.

3.      Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.

4.      Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.

5.      По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.

6.      Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Достоинства метода

      Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.

      Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.

 

 

 

 

        2.6 Конференция идей

 

Другие названия: "Творческое совещание", "Круглый стол". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.

Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.

Цель метода

Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода

Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

План действий

I этап. Подготовка. Подбор участников. Предварительный подбор фактического материала. Определение времени и места работы. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Предварительная проработка рассматриваемых вопросов.

II этап. Проведение конференции. Ознакомление участников с правилами совместной работы. Обеспечение работы конференции. Все выдвинутые идеи фиксируются. Пресечение дискуссий. Поддержка оригинальных идей.

III этап. Подведение итогов. После окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добаить). Полученные материалы передаются на экспертизу специалистам. Оценка и ранжирование результатов экспертами. Разработка рекомендаций.

Условия успеха

Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

      Участие каждого в поиске идей, равно необходимо.

      Неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей.

      Хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху.

      Через 20 мин. участники конференции устают.

      Споры и дискуссии недопустимы.

      Решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы.

      В потоке идей не должно возникать пауз.

      Группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

      Он необходим на данном совещании.

      Он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения.

      Он не будет внедрять предложения.

      Все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами.

      Он имеет одинаковые права со всеми.

      За время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей.

      Лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства и недостатки метода

Легкость освоения и простота в обращении. Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. Нет гарантии нахождения сильных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         При выдвижении инновационной идеи необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных высказываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности достижения успеха.

Методики творческого мышления -- инструмент очень тонкий и сложный. Он требует как отработки механизма генерирования идей, так и настройки общей готовности к эффективной работе. Выработка механизма «настройки» -- вопрос самоорганизации самого творческого сотрудника. Часто настройка на «творческую частоту» уже порождает яркие идеи. Таким образом, в любом месте, где бы мы ни находились, -- идеи всегда окружают нас. Нужно только суметь их услышать. Остальное -- дело профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Головко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. Минск, Белорусская наука, 2001.
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. Обл. ООО НПЦ «Крылья», 2000.
3. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению. Учебное пособие для вузов. /Под ред. В.А. Персианова. -М.: -ЮНИТИ-ДАНА,2001.
4. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. - Ростов н/Д., Феникс, 2001.
5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.
6. Мухин В.А. Исследование систем управления. Учебник. М.: Экзамен, 2002.
7.  Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. - 365с. 

Информация о работе Эвристические методы исследования