Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа
Цель данной работы - показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность системного подхода в социально-экономических и политических исследовании;
2) определить научный инструментарий системного анализа;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях…………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы системного подхода…………………………...6
2.1 Научный инструментарий системного анализа……………………...8
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……..12
Глава 2. Разновидности эвристических методов……………………..16
2.1 Понятие «эвристика» , «эвристический метод», характеристика эвристического метода………….....………………………………………16
2.2 Корабельный совет……………………….……………………………19
2.3 Метод фокальных объектов…………………………………………...22
2.3 Метод 6 шляп…………………………………………………………..24
2.4 Мозговой штурм……………………………………………………….27
2.5 Метод «Коучинг»………………………………………………………30
2.6 Конференция идей……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………
1. Объявить участникам очередность выступлений.
2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").
4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").
6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").
7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
8. Реализация решений.
1. Высказываться по проблеме должны все.
2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.
3. Вопросы задает только "капитан".
4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".
5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
6. Итог работы подводит "капитан"
Рис.1 Схема совещаний
Получение новой информации и идей, необходимых для принятия решения.
Легкость освоения метода и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Предназначен для решения сравнительно простых задач. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
Нешаблонность выдвигаемых идей.
Универсальность метода.
Непригодность при решении сложных задач.
МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Совершенствуемый объект
Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1. Очки: солнечные, защитные, модные.
2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
2.4 Метод 6 шляп
Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"
Автор метода: Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.
Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.
1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Наглядность, простота освоения и применения.
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
2.5 Мозговой штурм
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
Групповой процесс выдвижения идей.
Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.