Применение эвристических методов в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время работая в системе управления важно быть гибким, использовать творческие, креативные подходы. Эвристические методы дают возможность поиска новых конструктивных решений.
Цель данной работы – определить важнейшие особенности эвристических методов и их возможность применения в исследовании систем управления.

Файлы: 1 файл

Primenenie_evristicheskikh_metodov_v_issledovanii (1).docx

— 298.64 Кб (Скачать)

Применение эвристических методов в исследовании систем управления

 

 

Содержание

 

Введение

 

В настоящее время работая в системе управления важно быть гибким, использовать творческие, креативные подходы. Эвристические методы дают возможность поиска новых конструктивных решений.

Цель данной работы – определить важнейшие особенности эвристических методов и их возможность применения в исследовании систем управления.

Объектом данной работы являются эвристические методы, применяемые в исследовании систем управления

Работа состоит из 2 глав.

В первой главе будут рассмотрены системы управления, само понятие, объект управления, субъект управления, виды и основные параметры систем управления, их место и роль в организации.

Во второй главе будут рассмотрены эвристические методы исследования систем управления, их виды и применение

  1. Системы управления

    1. Понятия системы управления, объект управления, субъект управления

Среди специалистов в области управления имеет хождение ряд формулировок понятия «система управления» (И. Ансофф, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Д.М. Розенберг, Р.А. Фатхутдинов и др.). Наиболее емкой, на наш взгляд, является следующая1: система управления – это совокупность элементов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования информации в процессе реализации концепции управления, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации [2].

Критерием принадлежности некой системы к системе управления может служить следующее положение: если данная система является неотъемлемой частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления (Виханский и Наумов, 1996). То есть, управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления.

Г. Эмерсон утверждал, что «правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гения …». Современные принципы управления или принципы управления организацией, определяющие требования к системе, структуре и организации процесса, в наиболее полном виде сформулировали Г. Кунц и С. О’Доннел (1981) [2]. Наиболее важные из них:

    • оптимального сочетания централизации и децентрализации;
    • коллегиальности;
    • научной обоснованности;
    • плановости;
    • сочетания прав, обязанностей и ответственности;
    • частной автономии или свободы действий;
    • иерархичности и обратной связи.

В самом общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия между двумя участниками, один из которых в этом взаимодействии – субъект управления, а второй – объект управления (Рисунок 1).

 

 

Рисунок1. Субъект и объект управления

Два момента характеризуют взаимодействие между субъектом и объектом управления:

  • субъект управления направляет объекту управления импульсы взаимодействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Эти импульсы чаще всего называются управленческими командами;
  • объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

В процессе взаимодействия необходимо наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять, а также наличие у объекта управления готовности и возможности выполнять команды, которые формируют отношения управления (Виханский и Наумов, 1996).

В рамках организации субъектом управления, то есть носителем власти, является руководитель, который в силу принятой в организации концепции управления (уровня централизации и децентрализации) может делиться полномочиями и ответственностью с нижестоящими по управленческой иерархии руководителями.

Что же касается СУ, то в качестве объектов управления могут выступать подразделения организации, специалисты, писаные и неписаные правила функционирования организации, используемые в процессе производства ресурсы и т.д. [4]

    1. Виды и основные параметры систем управления. Место и роль системы управления в организации

Системы управления имеют два вида: открытые и закрытые. Основное различие между этими двумя видами систем управления заключается в том, что в закрытых системах блок управления является составной частью той системы, которой он управляет, а в открытых не является. Примером открытой системы может служить кухонный вентилятор. Управляющее воздействие (в данном случае включение и выключение вентилятора в соответствии с необходимостью) создается за счет энергии человека или какого-то прибора, который не входит в состав вентилятора. В этом качестве, скажем, может выступать некий часовой механизм.

Эффективность работы открытой системы в значительной мере зависит от свойств, которыми обладает управляющее устройство. Если система управляется человеком, ее эффективность зависит от человека.

Если на процесс управления большее влияние оказывает ход самой управляемой операции, чем влияние внешней среды, то такая система является закрытой. Классический пример управляющего устройства такого типа – комнатный обогреватель с термостатом, автоматически регулирующим температуру по установленным заранее параметрам. Для закрытых систем характерно наличие обратной связи. Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию. Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь [10].

Принцип обратной связи основан на обратном воздействии результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может быть главной (внешней) и внутренней (местной), а также отрицательной и положительной. Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

Открытые и закрытые СУ могут быть классифицированы в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе. Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами. Известна классификация СУ в зависимости от характера управляющего воздействия:

  • программная или жесткая;
  • регулируемая;
  • саморегулирующаяся;
  • адаптивная.

Программные или жесткие – это такие СУ, в которых существует и действует единственная прямая связь между субъектом управления и объектом управления, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению. Ее разновидностью является административно-командная система. Регулируемая система использует информацию о реакции объекта на управление, административные и экономические методы управления, интересы людей. Саморегулирующиеся – это такие СУ, в которых регулирование осуществляется без вмешательства внешних сил. Адаптивные СУ – это открытые системы, где объект управления подвержен возмущающему воздействию среды и реагирует на них адекватно; субъект управления находится за пределами объекта или является вышестоящим по отношению к нему [14].

Можно также классифицировать процессы управления в зависимости от того, в какой точке системы вырабатывается управляющее воздействие. На одном полюсе такой классификации находятся системы, имеющие либо устройства типа «черного ящика»2, либо людей, которые способны непосредственно в месте возникновения первичной информации воспринимать ее, сравнивать с эталонами и корректировать отклонения; на другом – системы, где все управление сосредоточено в центре. При этом информация по каналам обратной связи поступает от периферийных точек в центр. Из центра, когда это необходимо, к месту выполнения операции передается корректирующее воздействие. В системе, включающей людей, управление может быть децентрализовано только в том случае, если цели ее периферийных элементов согласованы с целями всей организации. Это означает, что лица, принимающие участие в управлении, должны усвоить цели и задачи системы (Джонсон Р. и др., 1971).

Известны следующие основные параметры системы:

  • структура;
  • организованность;
  • связь;
  • состояние системы;
  • поведение системы (Рисунок 2).

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Основные параметры системы

Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию [2].

Оценка роли и места СУ с позиций управленческого процесса характерна для О.С. Виханского и А.И. Наумова (1996). СУ организацией осуществляет определенного типа взаимосвязанные действия по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. СУ – это подсистемы, подразделения и специалисты. Управление эквивалентно всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. Содержание, набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

  • типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.);
  • размеров организации;
  • сферы ее деятельности (производство рыночных и нерыночных товаров, работ и услуг);
  • уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, средний уровень, нижний уровень управления);
  • функций организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих других факторов.

Р.А. Фатхутдинов (1997) рассматривает СУ как совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую в рамках сложившейся организационной структуры. Однако он не рассматривает отдельно субъект и объект управления. Он выделяет 13 подходов, раскрывающих разные аспекты менеджмента и дополняющих друг друга:

  • системный;
  • комплексный;
  • интеграционный;
  • маркетинговый;
  • функциональный;
  • динамический;
  • воспроизводственный;
  • процессный
  • нормативный
  • количественный
  • административный
  • поведенческий
  • ситуационный
 

Итак, управленческая деятельность – это не только и не столько динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления [2]. Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике, функциях и динамике (Рисунок 3).

Рисунок 3. Управление организацией

 «Статика» СУ здесь рассматривается как одномоментный срез в виде пространственной ее структуры или каркаса организации. В процессе деятельности СУ структура обеспечивает реализацию «функций», и эта же структура обеспечивает стабильность осуществления «процесса» управления или преобразования «входа» (ресурсов) в «выход» (продукцию).

В то же время в статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации.

В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса).


  1. Эвристические методы исследования систем управления и их применение

В данной главе курсовой работы будут рассмотрены все виды эвристических методов и их применение.

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Положение эвристических методов в общей структуре исследования систем управления в

Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика".

Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации, конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью полного удовлетворения потребностей моделей.

В литературе под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов. Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного - но не всегда оптимального - решения творческой задачи, возникшей, например, из-за не разработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях.









 

Рисунок 4. Эвристические методы исследования систем управления

 

    1. Метод активизации технологии творчества

Метод активизации технологии творчества позволяет решить проблему (поставленную ситуацию) поэтапно и может быть представлен в следующем виде:

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 


 


 

 

 


 


 

 

 

 



 

 

 

 

 

Рисунок 5. Этапы применения метода активизации технологии творчества

 

    1. Ассоциативные методы

Эти методы основываются на применение в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Семантика (франц. sémantique от греч.σημαντικός — обозначающий), также семасиология - наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений [8].

К ассоциативным методам относятся:

·     Метод каталога;

·     Метод фокальных объектов;

·     Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Для большего количества идей решения проблемы прибегают к метафорам. Метафоры служат подсказкой для генерации идеи. Для расширения идей и повышения их оригинальности прибегают к гирляндам ассоциаций.

Если на объект исследования перенести, перенести свойства(критерии) других объектов, резко возрастает число неожиданных альтернатив решений. Эта идея стала основой метода каталога, и усовершенствованного метода фокальных объектов. Дальнейшим развитием метода фокальных объектов стал метод гирлянд ассоциаций. Он помогает найти больше количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.

 

 

    1. Метод мозгового штурма (атаки)

Мозговой штурм (англ. brainstorming) - это одномоментный обмен мнениями группы людей, находящихся в одной комнате. Этот прием работает на той основе, что идеи всех присутствующих одинаково хороши, и ничья идея не может быть лучше других.

Здесь необходимо также придерживаться одного правила: никто не имеет права критиковать чужие идеи. Доброжелательность позволяет участникам беседы чувствовать себя более раскованно, они более откровенны и охотнее делятся своими идеями.

Автор метода мозгового штурма - Алекс Осборн[2].

Подготовка мозгового штурма:

  1. Сформировать группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие «подвижным», активным умом.
  2. Сформировать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разослать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (брифинг). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка:

·     Доска и мел;

·     Листы бумаги на планшетах и фломастеры;

·     Разноцветные стикеры;

·     Ноутбук в связке с проектором и т.п.

  1. Назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг. Выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.
  2. Назначить продолжительность первого этапа, обычно около часа. Участники должно быть известно, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в отведенный промежуток времени.
  3. Поставить задачу - что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифинге, который роздан в печатном виде.

 

 

Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Рисунок 6. Мозговой штурм

 

 

Советы специалистов Института организационного консультирования:

  • Проводить мозговую атаку лучше в отдельном помещении. Чтобы все участники чувствовали себя равноправными, их нужно рассадить за «круглым столом».
  • Чтобы достичь максимального погружения в процесс генерации идей, во время мозгового штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить, кому бы то ни было беспокоить участников.
  • Каждый из участников должен высказаться. Если идеи у него иссякли или он не готов их озвучить, он передает слово по кругу.
  • Мозговой штурм - это работа в режиме нон-стоп. Паузы между высказываниями не должны быть дольше 30 сек.
  • Идеи надо высказывать в сжатом виде, даже если в ход идут метафоры и ассоциации.
  • Можно предложить участникам высказать свои соображения о полюсах и минусах конкретной идеи. Эти мысли нужно фиксировать на доске или листах бумаги.
  • Комментарии ведущего («это свежая идея», «очень интересное предложение») стимулируют рождение новых идей у следующих участников.
  • В конце этапа генерации идей надо объявить, что мозговой штурм закончен, или объявить перерыв перед аналитическим этапом работы.
  • Все без исключения идеи надо тут же записывать. Если откладывать это, можно потерять до 40-50% информации.
  • Одобренные коллективным разумом идеи надо оформить в виде конкретных предложений и распространить по подразделениям.

 

 Разновидности мозгового штурма:

  • Индивидуальный мозговой штурм.

Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена. 

  • Обратный мозговой штурм.

Цель - максимально выявить недостатки рассматриваемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

 Мозговой штурм с оценкой идей.

Введение критики идей. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

Этапы:

·     Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее);

·     Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов;

·     Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков;

·     Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами;

·     Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей.

 

 

  • Мозговая осада.

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «задвигает на второй план» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

 Метод «635».

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов [2].

 Метод корабельного совета.

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

  • Мозговой штурм онлайн.

Online brainstorming базируется на  многопользовательских интернет - сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется  «боязнь оценки», т. к. генераторы  идей могут быть анонимными.

Несовершенство метода мозговой атаки заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно верное.

Информация о работе Применение эвристических методов в исследовании систем управления