Применение эвристических методов в исследовании систем управления
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 20:09, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время работая в системе управления важно быть гибким, использовать творческие, креативные подходы. Эвристические методы дают возможность поиска новых конструктивных решений. Цель данной работы – определить важнейшие особенности эвристических методов и их возможность применения в исследовании систем управления.
Пример метода «мозговая атака».
Транспортировка железорудного концентрата[10].
Железорудный концентрат, перевозимый
на судах с несанкционированными трюмами,
даже при незначительной качке ведет себя
как жидкость. Такая масса причиняет много
хлопот: при кренах перетекает от одного
борта к другому, создавая угрозу переворачивания.
Предложите варианты устранения этого
недостатка.
Приведем пример применения
метода
В примере, приведенном выше,
было выдвинуто большое количество идей.
В мире запатентованы идеи фиксации с
помощью магнитного поля, надувных элементов,
изменения консистенции груза и т.п. Практическая
применяемость метода «мозговая атака»
уникальна, она подходит абсолютно под
все, о чем может идти речь. Например, Англия
активно использует метод для увеличения
научно-экономического потенциала. Конкретнее
с помощью метода определяется область
научных разработок.
Метод синектики.
Автором метода синектики является
Дж. Гордон, который получил подготовку
обучаясь в Калифорнийском, Пенсильванском,
Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском
и Бостонском университетах.
Термин «синектика» - означает
соединение воедино различных элементов.
Первая группа синектиков была сформирована
в 1952г., в нее входили люди различных специальностей:
архитектор, инженер биолог и дизайнер.
На удивление всем эта группа сделала
множество изобретений.
При применении метода синектики
необходимо объединять людей различных
специальностей, обладающих большим «запасом»
опыта. В дальнейшем этих людей обучают
творческим приемам.
Структура современного метода
синектики включает в себя ряд этапов:
Формулировка проблемы в общем
виде.
На заседание приглашаются
специалисты в области проблемы, которые
поясняют проблемную ситуацию.
Главная задача специалистов,
объективная оценка высказываемых идей
и последующая корректировка, если процесс
генерации идет производит решения в другой
области. А конкретно, быстро сообщить
о слабых сторонах решения проблемы.
Анализ проблемы.
На этом этапе синекторы начинают
выдвижение идей, как они понимают проблему.
А точнее нечто непривычно для них, они
формулируют в привычное. По существу,
здесь происходит декомпозиция проблемы
на простые составляющие части. Наиболее
удачную формулировку(идею) выбирают эксперт
или руководитель.
Генерирование идей решения
проблемы.
Ищется новая точка зрения на
рассматриваемую проблему. На этом этапе
синекторы стараются превратить из незнакомого
в знакомое, и из знакомого в незнакомое.
Для этого синекторы применяют
4 вида аналогии:
· Личную;
· Прямую;
· Символическую;
· Фантастическую.
Аналогия (др. греческий ἀναλογἰα
- соответствие, сходство) - подобие, равенство
отношений; сходство предметов (явлений
процессов) в каких-либо свойствах, а также
познание путем сравнения.
Личная аналогия - отождествление
себя с исследуемым объектом. Решая задачу
они как бы становятся исследуемым объектом.
Для понятного описания чувств с отождествляемым
объектом необходимо использовать приемы:
· Описание факторов отождествляемого
воображаемого объекта от первого лица;
· Описание эмоций и чувств от
первого лица;
· Описание трудности, цели, функции
с отождествляемым объектом от первого
лица.
Прямая аналогия - это ассоциативное
отождествления себя с воображаемым объектом,
основанный на родстве выполняемых жизненных
функций человека.
Символическая аналогия - абстрактная
аналогия. Требуется в любой форме высказать
фразу, отражающую суть проблемы.
Фантастическая аналогия –
вводятся фантастические фигуры (герои),
средства, выполняющие то, что требуется
по условиям задачи.
Фантастическая аналогия способствует
взрыву выдаваемых идей, свежих, нерациональных,
активизируя тем самым творческое мышление,
но сформулировать их достаточно проблематично
(не имеют определений).
Перенос идей, возникших в 3 этапе, во второй этап или первый этап.
Важное значение имеет критическая
оценка экспертов, которые разъясняли
суть проблемы.
5. Развитие и конкретизация. (Решение)
В этом этапе выбирается та
идея, которая наиболее соответствует
поставленной цели.
Вывод
Изменения условий и задач развития
субъектов хозяйствования, определяемые
современными экономическими ситуациями
и вызовами времени, оказывают принципиальное
влияние на методы обоснования управленческих
решений, организацию управленческих
процессов и способы оценки результативности
решений.
Эвристические методы подталкивают
к новым нестандартным решениям. Их использование
может привести к высоким результатам
как для предприятия, так и для отдельного
человека. Исследование системы управления
позволяет увидеть ее особенности, что
в будущем может быть использовано для
ее развития.
Не все выводы лежат на поверхности.
И человек думающий, дерзающий, желающий
изменить управление, направить его в
конструктивное русло будет всегда искать
новые методы и подходы. Старые схемы могут
не работать. И для поиска креативного
решения, решения, которое выведет предприятие
на новый виток жизненного цикла можно
использовать и метод активизации технологии
творчества, и ассоциативные методы, и
метод мозгового штурма (атаки), и Метод
синектики. Возможно, потребуется их сочетание.
Все ради генерирования новых идей.
Список литературы
Автоматизация поискового конструирования.
Под ред. Половинкина А.И. – М.: Информэнектро,
1991.
Александров Е.А. Основы теории
эвристических решений. – М.: Советское
радио, 1975.
Вентцель Е.С. Исследование
операций. Задачи, принципы, методология.
– М.: Наука, 1988.
Джонск К. Дж. Методы проектирования.
– М.: Мир, 1986.
Евланов Л.Г. Теория и практика
принятия решений. – М.: Экономика, 1984.
Ермаков С.М., Жинглявский А.А.
Математическая теория оптимального эксперимента.
– М.: Наука, 1987.
Ивин А.А. Искусство правильно
мыслить. – М.: Просвещение, 1986.
Кудрявцев А.В. Методы интуитивного
поиска технических решений. – М: Речной
транспорт, 1991.
Косенко С.И. Методы поиска новых
технических решений. – М.: ВА им Ф.Э. Дзержинского,
1996.
Лук А.Н. Психология творчества.
– М.: Наука, 1973.
Лук А.Н. Интуиция и научное
творчество. // Философские науки. – 1981,
вып. 5.
Макаров И.М. и др. Теория выбора
и принятия решения. М.: Наука, 1982.
Потапов А.Б. Технология творчества.
– М.: НТК «Метод», 1992.
Основы общей теории систем.
Часть II, Попов А.А., Телушкин И.М., Бушцев
С.Н. – С.-П.: ВАС, 1992.
Розевассер Е.Н., Юсупов P.M. Чувствительность
систем управления. – М.: Наука, 1981.