Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:29, реферат
Важной особенностью современного мира является разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может распространить свое военное и политическое влияние.
Тема
4. Формирование единого
мирового пространства.
Закрытие ойкумены.
Освоение космического
пространства. Время
как составляющая
геополитического пространства.
Важной
особенностью современного мира является
разрешение проблемы единого пространства-времени.
В этом контексте особое значение
имело развитие транспорта и средств
коммуникации. Нововведения в данной
сфере способны в огромной степени
увеличить расстояния и пространства,
на которые государство может
распространить свое военное и политическое
влияние. Наиболее революционными нововведениями
с точки зрения их влияния на военную
мощь в истории человечества можно
считать выведение породистых лошадей,
создание парусных кораблей, железной
дороги, парохода и двигателя внутреннего
сгорания. Эпохи восхождения великих
империй и политических объединений
в целом ассоциировались с
крупными сокращениями транспортных издержек.
Такая корреляция между нововведениями
в транспорте и восхождением империй
дала основание Р.Такеру утверждать,
что "империя - это проблема транспорта".
Зависимость
масштабов политической организации
от транспорта отчасти объясняет, почему
империи и крупные государства
вплоть до нашего времени концентрировались,
как правило, в бассейнах рек
и по морским побережьям (Месопотамия
и Древний Египет, Индия и Китай,
Карфаген, Римская и Византийская
империи). Развитие мореплавания и расширение
морских коммуникаций выдвинули
на первые роли в мировой политике
морские державы, предоставив им
преимущества перед так называемыми
континентальными державами.
С
данной точки зрения невозможно переоценить
значение Великих географических открытий
середины XV-середины XVIIв. Общие причины
и основные вехи этой грандиозной эпопеи
в истории человечества общеизвестны.
Здесь в самой общей и краткой форме отметим
лишь то, что касается нашей темы. Прежде
всего следует отметить, что важнейшим
стимулом к началу и дальнейшему развертыванию
Великих географический открытий стал
поиск западноевропейскими купцами новых
торговых путей из Европы в Индию и Восточную
Азию. Не случайно их взоры обратились
к Атлантике именно в период, когда турецкие
завоевания почти полностью закрыли торговый
путь на Восток через Малую Азию и Сирию.
Большое
значение при этом имели успехи в
науке и технике, в частности
создание достаточных для дальнего
океанского плавания парусных судов
или каравелл, усовершенствование компаса,
дальнейшее развитие географических знаний
и совершенствование
Великие
географические открытия имели беспрецедентные
социально-экономические, политические,
геополитические, психологические
и иные последствия. В результате
открытия и освоения новых торговых
путей, новых стран и народов
торговля приобрела мировой характер,
капиталистические отношения из
европейского центра стали распространяться
на периферию.
Перемещение
торговых путей из Средиземноморья
в Атлантический океан привело
к экономическому упадку одних европейских
стран (например, Италии, отчасти Германии)
и расцвету других (например, Нидерландов
и Англии). Более того, Великие
географические открытия стали прелюдией
к освоению мирового пространства западным
миром, переселению народов, формированию
новых наций и государств, созданию
европейских колониальных империй. Дальнейшее
развитие средств коммуникации и транспорта
имело громадное значение для распространения
вширь основных атрибутов и параметров
евроцентристской цивилизации.
Существенные коррективы в этом аспекте были внесены начавшейся промышленной революцией и развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в XIXв., что давало возможность освоить огромные, ранее зачастую недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являются империи, созданные монголами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал Ибн Хальдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных топографических барьеров, давала арабам эквивалент моря. Города пустыни функционировали как морские порты.
Особо
важное значение с точки зрения "закрытия"
земного пространства имело строительство
сначала Суэцкого, а несколько
позже Панамского каналов. Если первый
напрямую соединил Средиземное море
с Тихим океаном, то второй многократно
сократил путь из Атлантического океана
в Тихий.
Но
тем не менее сохраняли силу рассуждения
Гердера, который писал в конце
XVIII в.: "Чудесным образом Провидение
разделило людей лесами и горами,
морями и пустынями, реками и климатическими
законами, но прежде всего оно разделило
людей языками, склонностями, характерами;
всяческими способами затруднено было
дело деспотизма, стремящегося поработить
себе все человечество; отнюдь не все
части света заключены были внутрь
деревянного коня, а потому ни одному
Нимроду, ни целому роду Тиранов не
удалось до сих пор согнать
в свою загородку всех обитателей
Земли".
Покорив
земные пространства и покрыв земной
шар морскими, железными и автомобильными
дорогами, люди устремились ввысь -
покорять воздушное, а затем и
космическое пространство. Появление
и дальнейшее развитие авиации внесло
существенные коррективы как в аргументы
Гердера, так и в геополитическую
структуру мирового сообщества. Став
эффективным средством
Например,
35-километровый пролив между Дувром
и Кале был для Наполеона
Появление
наступательных ядерных вооружений
и средств доставки в любую
точку земного шара, по сути дела,
илиминировало фактор неуязвимости
той или иной страны в силу ее
географической удаленности или
изолированности акваторией либо иной
физической преградой. Атлантический
и Тихий океаны перестали играть
роль своеобразных гигантских естественных
рвов, ограждающих США да и все
западное полушарие от опасностей военного
вторжения со стороны стран Старого
света.
В
результате линия фронта в традиционном
понимании потеряла свою значимость.
Например, если во время первой и
второй мировых войн для тех американцев,
которые не были непосредственно вовлечены
в военные действия, она проходила где-то
в далекой Европе или Азии, то теперь уже
в первые часы или даже минуты после гипотетического
начала войны обширные районы американского
хартленда могут оказаться объектом поражения
боеголовками, запускаемыми с какой-либо
удаленной на тысячи километров точки
восточного полушария.
В
современных реальностях
При
таком положении вряд ли правомерно
применить к современному миру в
какой бы то ни было форме макиндеровскую
формулу: "кто контролирует евразийский
хартленд - тот контролирует весь мир".
По этой формуле североамериканский
да и азиатско-тихоокеанский
Ныне
мировое сообщество представляет собой
единую систему со своими особыми
системообразующими характеристиками,
структурными составляющими и функциями.
Следует отметить, что именно в
последние несколько
В
данном контексте все прежние
цивилизации с теми или иными
оговорками можно назвать открытыми
в том смысле, что для них
оставались обширные пространства для
территориальной экспансии. Правда,
эти пространства долгое время как
бы находились, по представлениям древних,
за горизонтом обитаемой ойкумены (как,
например, Китай и Индия для
греков и римлян) или о их существовании
вообще не знали (как это было вплоть
до эпохи географических открытий,
когда жители восточного полушария
ничего не ведали о западном полушарии).
Ойкумена - термин, употребляемый для обозначения
населённой человеком части земли.
Совершенно
иное дело сейчас, когда земной шар
вдоль и поперек поделен между
странами и народами, когда он как
бы со всех сторон замкнулся, когда
человечество осознало замкнутость
земного пространства. В результате
на смену установке на завоевание
новых территорий и расширение жизненного
пространства в смысле территориальной
экспансии неизбежно должна была
прийти установка на интенсивный
путь развития, повышение эффективности
использования имеющихся
Соответственно подвергается коренному переосмыслению и переоценке господствующая общественно-политическая парадигма. Можно сказать больше: идет процесс формирования новой парадигмы, сушностные характеристики которой одновременно отражают и конструируют новые социально-экономические, политические, духовные и иные реальности как на Западе, так и на Востоке, как на Севере, так и на Юге планеты.
Космос
Воздушная
среда осваивалась
› избегать препятствий в виде
неровностей земной
› быстро преодолевать морские просторы;
› резко увеличить скорость передвижения;
› достигать трудно- и недостижимых мест земной поверхности;
› почти всегда прокладывать курс по прямой;
› повысить эффективность
› резко увеличить
› наладить быстрые
В ходе завоевания воздушной
среды человек поднимался «все
выше и выше», проник в
Таким образом, связь политики
с физическим миром, с
Освоение космической среды
♦ усилить и качественно