Формирование единого мирового пространства. Закрытие ойкумены. Освоение космического пространства. Время как составляющая геополитичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Важной особенностью современного мира является разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может распространить свое военное и политическое влияние.

Файлы: 1 файл

Геополитика.docx

— 31.60 Кб (Скачать)

    Тема 4. Формирование единого  мирового пространства. Закрытие ойкумены. Освоение космического пространства. Время  как составляющая геополитического пространства. 

    Важной  особенностью современного мира является разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств  коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени  увеличить расстояния и пространства, на которые государство может  распространить свое военное и политическое влияние. Наиболее революционными нововведениями с точки зрения их влияния на военную  мощь в истории человечества можно  считать выведение породистых лошадей, создание парусных кораблей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего  сгорания. Эпохи восхождения великих  империй и политических объединений  в целом ассоциировались с  крупными сокращениями транспортных издержек. Такая корреляция между нововведениями в транспорте и восхождением империй  дала основание Р.Такеру утверждать, что "империя - это проблема транспорта".  

    Зависимость масштабов политической организации  от транспорта отчасти объясняет, почему империи и крупные государства  вплоть до нашего времени концентрировались, как правило, в бассейнах рек  и по морским побережьям (Месопотамия  и Древний Египет, Индия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули  на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества перед так называемыми  континентальными державами.  

    С данной точки зрения невозможно переоценить  значение Великих географических открытий середины XV-середины XVIIв. Общие причины и основные вехи этой грандиозной эпопеи в истории человечества общеизвестны. Здесь в самой общей и краткой форме отметим лишь то, что касается нашей темы. Прежде всего следует отметить, что важнейшим стимулом к началу и дальнейшему развертыванию Великих географический открытий стал поиск западноевропейскими купцами новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию. Не случайно их взоры обратились к Атлантике именно в период, когда турецкие завоевания почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию.  

    Большое значение при этом имели успехи в  науке и технике, в частности  создание достаточных для дальнего океанского плавания парусных судов  или каравелл, усовершенствование компаса, дальнейшее развитие географических знаний и совершенствование картографического  дела. Особо важную роль сыграло  постепенное осознание идеи шарообразности земли, что в свою очередь способствовало утверждению мысли о возможности  западного морского пути в Индию  через Атлантический океан.  

    Великие географические открытия имели беспрецедентные  социально-экономические, политические, геополитические, психологические  и иные последствия. В результате открытия и освоения новых торговых путей, новых стран и народов  торговля приобрела мировой характер, капиталистические отношения из европейского центра стали распространяться на периферию.  

    Перемещение торговых путей из Средиземноморья  в Атлантический океан привело  к экономическому упадку одних европейских  стран (например, Италии, отчасти Германии) и расцвету других (например, Нидерландов  и Англии). Более того, Великие  географические открытия стали прелюдией  к освоению мирового пространства западным миром, переселению народов, формированию новых наций и государств, созданию европейских колониальных империй. Дальнейшее развитие средств коммуникации и транспорта имело громадное значение для распространения вширь основных атрибутов и параметров евроцентристской цивилизации.  

    Существенные  коррективы в этом аспекте были внесены  начавшейся промышленной революцией и  развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в XIXв., что давало возможность освоить огромные, ранее зачастую недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являются империи, созданные монголами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал Ибн Хальдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных топографических барьеров, давала арабам эквивалент моря. Города пустыни функционировали как морские порты.

    Особо важное значение с точки зрения "закрытия" земного пространства имело строительство  сначала Суэцкого, а несколько  позже Панамского каналов. Если первый напрямую соединил Средиземное море с Тихим океаном, то второй многократно  сократил путь из Атлантического океана в Тихий.  

    Но  тем не менее сохраняли силу рассуждения  Гердера, который писал в конце XVIII в.: "Чудесным образом Провидение разделило людей лесами и горами, морями и пустынями, реками и климатическими законами, но прежде всего оно разделило  людей языками, склонностями, характерами; всяческими способами затруднено было дело деспотизма, стремящегося поработить себе все человечество; отнюдь не все  части света заключены были внутрь деревянного коня, а потому ни одному Нимроду, ни целому роду Тиранов не удалось до сих пор согнать  в свою загородку всех обитателей Земли".  

    Покорив земные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь - покорять воздушное, а затем и  космическое пространство. Появление  и дальнейшее развитие авиации внесло существенные коррективы как в аргументы  Гердера, так и в геополитическую  структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления  физических препятствий в виде гор, морей, океанов, рек и громадных  пространств, авиация с военно-политической точки зрения во многом "размягчила", если не стерла, линию разграничения  между морскими и сухопутными  державами, подорвав традиционное понимание  национально-государственной безопасности.  

    Например, 35-километровый пролив между Дувром и Кале был для Наполеона непреодолимым  препятствием, не позволившим ему  вторгнуться на Британские острова. С появлением авиации Англия в  значительной мере потеряла свои преимущества островной державы, отгороженной от возможных вторжений со стороны  континентальных держав Ла-Маншем.  

    Появление наступательных ядерных вооружений и средств доставки в любую  точку земного шара, по сути дела, илиминировало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее географической удаленности или  изолированности акваторией либо иной физической преградой. Атлантический  и Тихий океаны перестали играть роль своеобразных гигантских естественных рвов, ограждающих США да и все  западное полушарие от опасностей военного вторжения со стороны стран Старого  света.  

    В результате линия фронта в традиционном понимании потеряла свою значимость. Например, если во время первой и  второй мировых войн для тех американцев, которые не были непосредственно вовлечены в военные действия, она проходила где-то в далекой Европе или Азии, то теперь уже в первые часы или даже минуты после гипотетического начала войны обширные районы американского хартленда могут оказаться объектом поражения боеголовками, запускаемыми с какой-либо удаленной на тысячи километров точки восточного полушария.  

    В современных реальностях воздушное  пространство и космос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяются соотношения  между центром и периферией, хартлендом и римлендом, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы  контроля над территорией, проявляющиеся  в их экономической, технологической, телекоммуникационной, информационной и т.д. разновидностях. Сила проникновения  современных технологий такова, что  они делают несостоятельными почти  любые барьеры, заграждения, стены, занавесы, границы.

    При таком положении вряд ли правомерно применить к современному миру в  какой бы то ни было форме макиндеровскую формулу: "кто контролирует евразийский  хартленд - тот контролирует весь мир". По этой формуле североамериканский да и азиатско-тихоокеанский центры силы оказались бы перифериями, что  звучит чуть ли не как издевательство над их реальным положением.  

    Ныне  мировое сообщество представляет собой  единую систему со своими особыми  системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Следует отметить, что именно в  последние несколько десятилетий  международная система приобрела  действительно всемирный, всепланетарный характер. В истории человечества возникали и исчезали многие цивилизации, но лишь в наши дни цивилизация  стала подлинно универсальной, охватив  все страны и регионы, весь земной шар. Прежде каждый раз попытки создания мировых империй, будь то опыт египетских фараонов, Александра Македонского, римских  императоров, Наполеона Бонапарта  и т.д., ограничивались лишь отдельными регионами земного шара. При этом обширные страны и регионы ойкумены оставались зачастую абсолютно не затронутыми влиянием исторических для Европы цивилизаций и понимались либо как некая terra inсognita (неизвестная земля), либо как непонятный варварский мир.

    В данном контексте все прежние  цивилизации с теми или иными  оговорками можно назвать открытыми  в том смысле, что для них  оставались обширные пространства для  территориальной экспансии. Правда, эти пространства долгое время как  бы находились, по представлениям древних, за горизонтом обитаемой ойкумены (как, например, Китай и Индия для  греков и римлян) или о их существовании  вообще не знали (как это было вплоть до эпохи географических открытий, когда жители восточного полушария  ничего не ведали о западном полушарии). Ойкумена - термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли. 

    Совершенно  иное дело сейчас, когда земной шар  вдоль и поперек поделен между  странами и народами, когда он как  бы со всех сторон замкнулся, когда  человечество осознало замкнутость  земного пространства. В результате на смену установке на завоевание новых территорий и расширение жизненного пространства в смысле территориальной  экспансии неизбежно должна была прийти установка на интенсивный  путь развития, повышение эффективности  использования имеющихся природных  и человеческих ресурсов. Главным  мотивом великих держав, да и других тоже, в их стремлении к увеличению мощи стала не внешняя экспансия, а внутреннее развитие.  

    Соответственно  подвергается коренному переосмыслению и переоценке господствующая общественно-политическая парадигма. Можно сказать больше: идет процесс формирования новой парадигмы, сушностные характеристики которой одновременно отражают и конструируют новые социально-экономические, политические, духовные и иные реальности как на Западе, так и на Востоке, как на Севере, так и на Юге планеты.

      Космос

    Воздушная среда осваивалась человечеством  в третью очередь, после освоения суши и моря. Она дает возможность:

      › избегать препятствий в виде  неровностей земной поверхности;

      › быстро преодолевать морские  просторы;

      › резко увеличить скорость  передвижения;

      › достигать трудно- и недостижимых  мест земной поверхности;

      › почти всегда прокладывать  курс по прямой;

      › повысить эффективность изучения  земной поверхности с недостижимых  ранее высот;

      › резко увеличить эффективность  боевых действий путем массированных  бомбардировок и качественной  воздушной разведки;

      › наладить быстрые пассажироперевозки, а также перевозки с политическими  целями (официальные визиты государственных  деятелей, обмен делегациями парламентариев, государственных и общественных  организаций и т. д.).

       В ходе завоевания воздушной  среды человек поднимался «все  выше и выше», проник в верхние  слои атмосферы, приближая освоение  следующей, космической среды.

       Таким образом, связь политики  с физическим миром, с географией  за последние два века (в течение  которых эта связь пристально  изучается географами, политологами, геополитиками) не только не  ослабла, а более того, заметно  усилилась. Если политики Древнего  мира говорили о борьбе Суши  и Моря, а геополитики классического  периода включали в этот ансамбль  еще и воздушную среду, то  теперь следует добавить туда  космическое пространство.

       Освоение космической среды позволило  «космическим» державам:

      ♦ усилить и качественно улучшить  контроль земного пространства, сделав его поистине глобальным;

Информация о работе Формирование единого мирового пространства. Закрытие ойкумены. Освоение космического пространства. Время как составляющая геополитичес