Формирование единого мирового пространства. Закрытие ойкумены. Освоение космического пространства. Время как составляющая геополитичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Важной особенностью современного мира является разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может распространить свое военное и политическое влияние.

Файлы: 1 файл

Геополитика.docx

— 31.60 Кб (Скачать)

      ♦ повысить возможности и эффективность  изучения и дальнейшего освоения  поверхности, глубин и недр  Земли;

      ♦ создать новое, более мощное  и эффективное лазерное оружие  и космические ракеты, используемые  как носители ядерного оружия;

      ♦ создать новые, космические  отрасли науки и техники;

      ♦ создать плацдарм для освоения  Луны и планет Солнечной системы.

       Но это еще не все. Каждая  сфера этого физико-космического  фактора геополитики значительно  расширилась и углубилась. Расширение  указанных сфер произошло за  счет:

      ◊ освоения всей территории  ойкумены и перенесения ее  границ практически до северного  и южного полюсов;

      ◊ заселения почти всех более  или менее пригодных для жизни  островов, подключения к цивилизованной  жизни их населения;

      ◊ освоения практически всей  акватории Мирового океана с  помощью современных судов, другой  техники;

      ◊ освоения воздушного океана  пассажирскими лайнерами, исследовательскими  и военными летательными аппаратами. Значительное углубление исследования  и использования сухопутной, океанской,  воздушной и космической сфер  произошло в результате:

      ◊ дальнейшего проникновения  человека в земную кору с  целью добычи необходимых подземных  ресурсов и дальнейшего исследования  подземного мира;

      ◊ погружения человека на все  большие глубины океана с мирными  и военными целями;

      ◊ штурма верхних слоев атмосферы,  что привело к стиранию границ  между воздушной и космической  средой и изобретению таких  аппаратов, как «Шаттл» и «Буран»  для полетов в обеих средах;

      ◊ постепенного движения человечества  от освоения околоземного космического  пространства через освоение  планет Солнечной системы к  выходу в безбрежие Космоса.

    время 

    Время - преходящее и вместе с тем вечное явление, оно выражает конечность и  вечность одновременно. В этом смысле прав был Платон, который в "Тимее" утверждал, что время- это движущийся образ вечности. Чтобы совладать с безмерностью космического времени и быстротечностью людской жизни, человечество создало соответствующие символические структуры. В отличие от космического человеческое время связано с осознанием прошлого, настоящего и будущего. В этом смысле оно постигается как движение от прошлого к будущему через настоящее.  

    Поэтому категория "пространство-время" в  равной мере относится как к природному, так и к социально-историческому  миру. При анализе общественных и  политических феноменов уместны  не только вопросы: что? где? как?, но и  не менее основополагающие вопросы: когда и насколько долго?  

    По  существующим данным, первые попытки  измерения времени путем его  деления на определенные отрезки  или единицы восходят к древнейшему  периоду истории человечества. Деление  времени на часы, призванные фиксировать  длительность, последовательность, темп, периодичность, было впервые введено  древними египтянами. Считается, что  уже примерно в 2100 г. до н.э. египетские жрецы пользовались 24-часовой системой исчисления суток.  

    Геродот сообщает, что греки усвоили эту  систему от вавилонян. Вавилонский  лунно-солнечный календарь около 1100 г. до н.э. был принят ассирийцами, а после завоевания Иерусалима Навуходоносором  в 586 г. до н.э. иудеи начали исчислять  время годами правления вавилонских  царей. Вавилонский календарь был  принят персидскими царями после  завоевания ими Вавилона в 539 г. до н.э. В свою очередь Александр Македонский  принес в Египет македонский лунно-солнечный  календарь, которого долго придерживались египетские цари Птолемеи.  

    При всех последующих изменениях в календарях (как западных, так и восточных) вплоть до конца средних веков  в Европе и по сути дела до ХХ столетия в остальной части земного  шара социальное и историческое время  как бы пребывало в неком застывшем  историческом состоянии; казалось, что  оно совпадает с геологическим  временем и ничто не способно помешать его размеренному, неспешному ходу.  

    В этом контексте в некотором роде идеалом служил так называемый "золотой  век", который Овидий характеризовал как период, когда отсутствовали  власть, письменные законы, суды, войны, общения с иноземцами, как состояние, которое не меняется, а пребывает  в неподвижной вечности. Рассматривая его как состояние, лежащее вне  исторического времени, Сенека полагал, что люди "золотого века" жили в блаженной неподвижности na-turam incorrupti sequetantur - "еще не зная испорченности, следовали природе".  

    Постепенно  римский annus perennus, т.е. неиссякающий, вечно  длящийся год был оттеснен концепцией динамического поступательного  времени и развития. Уже в образе двуликого Януса, обращенного двумя лицами соответственно в прошлое и будущее, нераздельно слиты в единое целое само время и деятельное, миросозидающее движение.

    Развитие  представлений людей в этом направлении, особенно в Новое и Новейшее время, привело в конечном счете к  осознанию факта необратимости  времени и формированию идеи так  называемой "стрелы времени", заключавшей  в себе признание динамичности, необратимой  направленности, неповторимости и энтропийности  общественно-исторических феноменов  и процессов.

    Время есть проявление - созидание - творческого  мирового процесса".  

    Начиная примерно с ХVII в. этот аспект в силу множества факторов стал более характерен для Запада, чем для Востока, так  как на Западе развернулись и постоянно  наращивали темпы динамические процессы формирования капитализма и определяющих его сущность индустриализации, урбанизации, ускорения научно-технического прогресса, утверждения научно-рационалистического  миропонимания и т.д.  

    В этом смысле с определенными оговорками можно сказать, что Восток в целом  как бы пребывал в пространственном измерении, в то время как Европа во все более растущей степени  приобретала наряду с пространственным также временное измерение. Здесь  процесс, динамика приобретали не меньшую, если не большую, значимость по сравнению  со статикой. По мере вовлечения в контекст всепланетарной цивилизации Восток тоже неизбежно приобретал временное  измерение. Часто не без оснований  говорят, что время социально  в том смысле, что оно существует в человеческом восприятии и всегда зависит от его осмысления. Причем как символическое выражение  время всегда формулируется коллективно. Так, рассматривая время как коллективный феномен, как продукт коллективного  сознания, Э.Дюркгейм был убежден  в том, что все члены общества имеют общее временное сознание, что коллективное время является суммой временных процедур, которые  в совокупности образуют культурный ритм данного общества.  

    Необходимо  отметить также, что время, как правило, связывается с движением. Что  касается необратимого, направленного  времени, то оно связано с существованием жизни и, естественно, социальное время  связано с движением, динамикой  общественной жизни. А эта динамика, как известно, имеет разные скорости в различных цивилизациях и культурах. Поэтому без преувеличения можно  сказать, что каждая цивилизация  или каждый культурный круг имели  собственные понимание и измерение  времени.  

    Такое положение согласовывалось с  позицией А.Эйнштейна, который пересмотрел  одно из самых фундаментальных представлений  классической физики - коперниковскую идею абсолютного времени. Последняя  постулировала тезис о едином потоке времени, охватывающем все мироздание, об одном и том же мгновении  во всем бесконечном пространстве, в течение которого могут происходить  отдаленные друг от друга события.  

    Как отмечал Г.П.Аксенов, "упростив и  придав более глубокое обоснование  тяготению, т.е. сведя его от всеобщего  фактора мировой среды к взаимодействию массивных тел, теория относительности  ликвидировала и всеобщее, текущее  везде и всегда время. Нет надмирной  выделенной системы, с которой время  связывалось в механике Ньютона. Есть только локальное время, зависящее  от скорости движения данной системы  по сравнению с другой равноправной системой". В социально-историческом мире эйнштейновская теория относительности  времени выразилось, в частности, в существовании множества национальных и цивилизационных летоисчислений.  

    В наши дни пространственное сближение  Запада и Востока, Севера и Юга  в рассматриваемом контексте  как бы бросает вызов самой  теории Эйнштейна. Это, в частности, выражается в постепенном отодвижении  на задний план различных национальных или цивилизационных летоисчислений и повсеместном принятии на вооружение, если не официально, то де-факто, григорианского календаря. Об этом же свидетельствуют  постепенное принятие и утверждение  во всех регионах и странах земного  шара единых часов, единого всепланетарного  времени.

    Хотя  вследствие вращения Земли время  суток в различных частях нашей  планеты также различно, для многих целей оказалось необходимо единое, всепланетарное время независимо от того, какое сейчас время суток (ночь или день) в той или иной ее точке. Такое единое для всей планеты  время было принято в 1884 г. Им стало  время "нулевого меридиана", проходящего  через Гринвич в Англии - Гринвичское  всемирное (меридианное) время. В 1885 г. была введена и постепенно принята  всеми странами система временных  поясов. Синхронизация минут и  секунд обеспечивалась сначала посредством  телеграфа, а сейчас - спутников. В  результате в настоящее время  повсюду в мире циферблаты часов  показывают единые часы, минуты и секунды.  

    В развитии мировых процессов во все  более растущей степени утверждается механизм синхронности. Электронные  средства массовой информации, спутниковая  связь, передовая телематика, обеспечивая  практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают  состояние или ощущение одновременности  и вездесущности. С развертыванием технологической и промышленной революций, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции  второй половины ХХ в. началось и интенсифицировалось  беспрецедентное убыстрение исторического  и социального времени. Соответственно убыстряются и темпы научно-технологического прогресса.

    Модернизация  в такой степени убыстряет  общественно-исторические процессы, что  люди не успевают приспосабливаться  к изменениям. Все, во всяком случае в странах с представительной демократией, получают возможность  участвовать в политическом процессе и выбирать собственный путь в  жизни. Но в то же время быстрота изменений лишает их возможности  вникать в сущность этих изменений, что в свою очередь увеличивает  чувство неопределенности относительно будущего, особенно подрастающего поколения. Более того, неопределенность становится обычным, "нормальным" состоянием жизни, которое постоянно воспроизводится.

    Беспрецедентное ускорение общественно-исторических процессов в сочетании с массовой декоренизацией широчайших слоев населения  в различных странах и регионах земного шара стало зримым признаком  современного мира. Перемены, вызываемые развертыванием новейших высоких технологий, настолько грандиозны и стремительны, что прошлое и будущее как  бы растворяются в настоящем. Многие феномены, такие как модели социального  и экономического развития, показатели экономического роста, состояния общественного  мнения и т.д., устаревают настолько  быстро, что человек просто не поспевает  за ними.

    Смыслом научно-технологического и социального  прогресса стал выигрыш времени. Проблема заключается в растущей нехватке времени, которое как бы постоянно сжимается. Для его  компенсации приходится постоянно  ускорять темп жизни.

    Телекоммуникационные  сети, соединившие между собой  самые отдаленные точки земного  шара, обеспечивая моментальную связь  между ними, создали возможность  преодоления времени. Теперь уже  сам человек с помощью электронных  средств массовой информации приобрел способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами  своего фактического физического присутствия. Произошло своеобразное выравнивание времени в различных точках планеты - центре и периферии, в результате чего мы имеем пространственно-временное единство всего земного шара.  

    Очевидно, что при таком положении дел  появляется необходимость освоения нового измерения пространства и  времени. По мере усиления значимости новых информационных технологий и  охвата ими все новых сфер и  регионов имеет место тенденция  к своего рода "сжатию" мира. Время  проезда становится короче, информация передается все быстрее и аккуратнее, личные и деловые контакты умножаются.  

Информация о работе Формирование единого мирового пространства. Закрытие ойкумены. Освоение космического пространства. Время как составляющая геополитичес