СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Свойства
воды…………………………………………………………………5
1.1 Техника
спортивных способов плавания………………………………….5
1.2 Техника
стартов……………………………………………………………13
1.3 Техника
ныряния в длину и глубину……………………………………..16
2. Обучение
плаванию…………………………………………………………..18
2.1Общая
физическая подготовка……………………………………………...20
2.2Техническая
подготовка…………………………………………………….22
Заключение………………………………...…………………………………….24
Библиографический
список……………..………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Формирование
правильного навыка плавания
возможно в том случае, если
учитель в процессе обучения
школьников плаванию наиболее
целесообразно использует законы
взаимодействия человека с водной
средой. За последние годы с
помощью объективных методов
исследований проведены экспериментальные
работы для определения эффективных
путей улучшения техники и
методики обучения плаванию детей
и подростков. Результаты этих
исследований использованы в
настоящей работе.
Плавание
состоит из четырех разделов,
которые получили название спортивного,
игрового, прикладного и фигурного
(художественного) плавания.
Спортивное
плавание содержит различного
характера соревнования по видам
и дистанциям, определяемым специальными
правилами. Соревнования проводятся
в бассейнах стандартных размеров
(25 и 50 м) на дистанциях от 50
до 1500 м, а также на открытых
водоемах в виде проплывов
на разные расстояния.
В
соревнованиях применяются спортивные
(правильные) способы плавания, которые
по сравнению с самобытными
способами имеют большое преимущество
в скорости.
Игровое
плавание содержит разнообразные
подвижные игры и развлечения
в воде. Такое плавание используется,
главным образом, при обучении
и тренировке юных пловцов.
Игры вызывают большие эмоции,
повышают активность детей, способствуют
появлению инициативы, воспитанию
чувства товарищества и т. д.
Прикладное
плавание включает приемы спасания
утопающего, ныряние в длину и
в глубину, а также преодоление
водных преград.
Фигурное
(художественное) плавание представляет
собой различные комплексы движений,
составленные из элементов хореографии
с использованием акробатических
и гимнастических комбинаций
для построения различных фигур
в воде. Фигурное плавание может
быть групповым и сольным.
В
нашей стране плаванием занимаются
люди разных возрастов. Однако
основная масса людей, изучающих
способы плавания и принимающих
участие в соревнованиях,— это
дети.
Не
менее велико оздоровительное
значение плавания. Вода очищает
кожу человека, способствует улучшению
кожного дыхания и укреплению
самой кожи.
Она
вызывает усиление деятельности
различных внутренних органов:
учащается дыхание, увеличивается
частота сердечных сокращений, изменяется
тонус периферических кровеносных
сосудов, усиливается обмен веществ.
Это объясняется тем, что вода
по сравнению с воздухом имеет
увеличенную теплопроводность и
теплоемкость, а также значительную
плотность, в результате чего
теплоотдача и давление воды
на поверхность тела человека
резко возрастают.
Плавание
является таким физическим упражнением,
которое способствует росту тела
подростков, так как во время
плавания человек находится в
условиях частичной невесомости
и в горизонтальном положении,
вследствие чего позвоночник
временно разгружается от обычных
гравитационных нагрузок.
Плавание
способствует улучшению работы
всех систем организма, и в
первую очередь сердечно-сосудистой
и дыхательной. Во время интенсивного
плавания частота сердечных сокращений
юного пловца, находящегося в состоянии
спортивной формы, может увеличиться в
3—4 раза и достигнуть
150—200
уд/мин..
При
плавании любым способом спортсмен
приспосабливает ритм дыхания
к ритму движений: на каждый
цикл движения он делает один
энергичный вдох и один выдох
в воду.
Плавание
оказывает положительное влияние
на состояние центральной нервной
системы: устраняется излишняя
возбудимость и раздражительность,
появляется уверенность в своих
силах. Это является следствием
благотворного действия водной
среды и физических упражнений
на организм ребенка.
Плавание
закаливает организм детей и
подростков. Частая смена температур
внешней среды вырабатывает в
организме защитные реакции. В
результате этого повышается
сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям.
Следует
помнить о том, что однажды
приобретенный навык плавания
сохраняется у человека на
всю жизнь. Умение плавать необходимо
каждому человеку, избравшему себе
такую профессию, которая соприкасается
с действиями на воде (строительство
мостов, плотин, рыбный промысел
и др.).
Умение
хорошо плавать, преодолевать
водные преграды вплавь и с
помощью подручных средств необходимо
и всем военнослужащим.
Таким
образом, плавание как физическое
упражнение, гармонично развивающее
и укрепляющее организм человека,
способствует увеличению его
двигательных возможностей и
улучшению качества ряда движений,
необходимых ему в повседневной
жизни. Поэтому не случайно
плавание входит в число основных
средств советской системы физического
воспитания.
1.
СВОЙСТВА ВОДЫ
Прежде
чем перейти к рассмотрению
основ техники плавания, необходимо
ознакомиться с некоторыми свойствами
воды, в условиях которой человек
выполняет движения.
Как
всякое физическое тело, вода
обладает весом. Удельный вес
воды приблизительно в 840 раз
больше удельного веса воздуха.
Частицы воды имеют большую
подвижность и значительную массу,
поэтому вода обладает большой
инерцией. Следовательно, для того
чтобы развить большую силу
тяги, которая продвигает тело
пловца вперед, необходимо выполнять
гребковые движения с ускорением.
Вода
оказывает значительное давление
на поверхность тела пловца, а
следовательно, и сопротивление движущемуся
в ней телу. Величина давления зависит
от глубины погружедия.
Передвижение
человека в воде основано на
свойстве жидкости оказывать сопротивление
движущемуся телу. Это сопротивление возникает
на гребущих поверхностях рук, ног и всего
тела в виде реакции воды на эти поверхности.
Таким
образом пловец, находящийся в воде, может
опираться, на нее руками, ногами, всем
телом и вызывать действие реактивных
сил. На тело, помещенное в воду, действует
также подъемная сила.
Не
менее важным свойством воды
является ее способность к
волнообразованию. Это свойство
основано на наличии силы тяжести,
вязкости и подвижности водной
среды. Размеры волн, возникающих
при движении пловца по поверхности
воды, зависят от его технической
подготовленности.
1.1
Техника спортивных
способов плавания
В
настоящее время в спортивном
плавании применяются следующие
способы: кроль на груди, кроль
на спине, брасс и баттерфляй.
Эти способы условно делятся
на две группы: способы с попеременными
движениями руками и ногами (кроль
на груди и кроль на спине)
и с одновременными движениями
руками и ногами (брасс и баттерфляй—дельфин).
Способ на боку, утративший свое
спортивное значение, применяется
во время начального обучения.
Он с успехом используется
также в прикладном плавании,
в игре в водное поло и
при сдаче норм комплекса ГТО.
Кроль
на груди
Кроль
на груди характеризуется попеременными
и симметричными движениями руками
и ногами. Это самый быстрый
спортивный способ плавания и
самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов,
особенно на короткие дистанции,
всегда смотрятся с большим
интересом. Популярность кроля
на груди объясняется еще и
тем, что он преимущественно
используется при игре в водное
поло, фигурном плавании и при
проплывах по естественным водоемам.
Кроль
на груди применяется в соревнованиях
по плаванию на всех дистанциях
вольного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500
м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м
вольным стилем, в комплексном
плавании на дистанциях 200 и 400
м.
Положение
тела. Тело пловца расположено у поверхности
воды и находится в хорошо обтекаемом,
близко к горизонтальному, положении (угол
«атаки»
0—8°).
Голова опущена в воду (лицом
вниз) настолько, что уровень воды
находится примерно у верхней
части лба.
Движения
ногами. Ноги выполняют непрерывные
попеременные движения сверху
вниз и снизу вверх с амплитудой
(ширина размаха стоп), равной
примерно одной четвертой части
роста пловца. Движения ногами
обеспечивают устойчивое, горизонтальное
положение тела и поддерживают
скорость продвижения. Движение ноги вниз
называется рабочим, или гребковым (оно
способствует некоторому продвижению
тела вперед), а движение вверх — подготовительным
(оно не влияет на продвижение тела вперед).
Подготовительное
движение (снизу вверх). В крайнем
нижнем положении нога выпрямлена
в коленном суставе, а стопа
повернута внутрь. По отношению
к туловищу нога занимает наклонное
положение, так как она остается
согнутой в тазобедренном суставе.
Движение вверх начинается с
разгибания прямой ноги в тазобедренном
суставе. До горизонтального положения
нога движется прямая.
Далее
нога начинает сгибание в коленном
суставе, а голень и стопа
продолжают движение вверх. В
этот момент нога, сгибаясь в
тазобедренном суставе, начинает
движение вниз. Когда угол между
передней поверхностью бедра
и туловищем (в тазобедренном
суставе) составит 165—170°, а между
задней поверхностью голени и
бедра (в коленном суставе).—
130—140°, движение ноги снизу
вверх считается законченным.
Рабочее
движение (сверху вниз) начинается
с последовательного разгибания
ее в коленном и голеностопном
(в самом конце гребка) суставах
и одновременного сгибания в
тазобедренном суставе. В этот
момент все части ноги движутся
вниз. Затем голень и стопа
продолжают движение вниз до
полного разгибания ноги в
коленном суставе, а бедро,
опережая голень и стопу, начинает
движение кверху. Это опережающее
движение бедра способствует
увеличению скорости движения
стопы вниз за счет хлыстообразного
движения ноги в целом. Рабочее движение
считается законченным, когда нога полностью
выпрямится в коленном суставе.
Движения
руками. Цикл движений одной руки
состоит из следующих фаз: вход
руки в воду и наплыв, опорная
часть гребка, основная часть
гребка, выход руки из воды, движение(
пронос) руки над водой.
Вход
руки в воду и наплыв. После
проноса по воздуху слегка
согнутая в локтевом суставе
рука вкладывается в воду под
острым углом впереди одноименного
плечевого сустава в обтекаемом
положении и в такой последовательности:
кисть, предплечье, плечо. Затем
рука разгибается и в этом
положении движется вперед и
вниз. Когда наплыв заканчивается,
рука незначительно сгибается
в локтевом суставе, а кисть
начинает поворачиваться в положение,
перпендикулярное направлению движения.
В
этот момент рука составляет
угол с поверхностью примерно
равный 15—20°
Опорная
часть гребка. Двигаясь вперед и сверху
вниз рука продолжает сгибаться в локтевом
суставе до угла 135-140°, а кисть перемещается
под продольной осью тела. К концу этой
фазы, когда угол между горизонталью и
рукой составляет 40—45°, кисть принимает
вертикальное положение.