Возрастные особенности развития девушек и юношей 15-17 и 18-20 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:38, реферат

Краткое описание

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.77 Кб (Скачать)

Улан-Удэнский колледж искусств им. П.И.Чайковского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: Возрастные особенности развития девушек и юношей 15-17 и 18-20 лет. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка III курса ТКО

Спиридонова Наталья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год

      В средних и старших классах  обучаются юноши и девушки  в возрасте от 15 до 18 лет. По  возрастным  особенностям  их,  можно отнести к двум  группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки  —  12—15  лет  и  юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная  периодизация  в известной  степени  условна  и  позволяет  установить  лишь  ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом  возрастном  периоде  физическое воспитание  имеет  свои  отличия.   Возрастные   особенности   организма   в значительной  степени  обусловливают  содержание  и   методику   физического воспитания. С учетом возраста осуществляется  подбор  средств,  определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.

        Возраст 15—20 лет  характеризуется  поступательным  развитием  организма. Особенностями  этого  возраста  являются  постепенное  увеличение  массы   и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном  к  17—18  годам.  К  этому времени сформировывается физиологическая  кривизна  позвоночного  столба. 

      К  16—18 годам   заканчивается    формирование  стопы.  В возрасте  15—16  лет особое внимание преподавателя физического воспитания  должно  быть  обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее  осанка,тем лучше условия для функционирования  внутренних  органов и организма в целом.

      У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 года. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы.  Чрезмерные  физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная  доля мышц в общем весе тела.  Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У  женщин  вес  тела,  как  и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к  весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

      К 18—21 годам в основном заканчивается  функциональное  развитие  отделов центральной  нервной  системы  и  вегетативных  систем.   Нервные   процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных  процессов  преобладает над тормозными процессами.

      В возрасте 11—18 лет отмечается усиленный  рост сердца.  Линейные  размеры сердца к 15—17 годам увеличиваются  в  три  раза  в  сравнении  с  размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет  250  см3,  а  у взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает  на 30—35%, то за четыре года (от 14 до 18)  — на  60—70%.  Увеличение  емкости полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце  нередко  «не поспевает» за увеличением общих  размеров  тела.  В  возрасте  15—20  лет  у 10—15%  юношей  и девушек отмечается  относительное «малое» сердце,  что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

      Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет  составляет  76  ударов  в минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей  65—70,  у  девушек  70—75  ударов  в минуту.

      В  обеспечении  снабжения  тканей  кислородом  важным  фактором  является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет  18с,  а у взрослых — 17—29с.

      Для  укрепления  сердечно-сосудистой  системы   важное   значение   имеет разносторонняя  физическая  подготовка,  строгая  дозировка  и   постепенное повышение   физических   нагрузок,   систематичность   занятий   физическими упражнениями.

      С возрастом происходят изменения  и в дыхательной системе  с  ростом  тела потребность в  кислороде  увеличивается  и органы  дыхания работают  более напряженно. Так, минутный объем дыхания у  14-летнего  подростка  составляет на  1  кг  веса  110—130  мл,  у  взрослого  же  всего   лишь   80—100   мл.

      Функциональные  возможности аппарата  дыхания  еще  недостаточно  совершенны.

      Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция  меньше,  чем  у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет  —  61 л в минуту.

      Особенно  велика  роль  физического  воспитания  в   развитии   дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное  формирование и  увеличение  подвижности  (экскурсии)  грудной   клетки,   на   укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь  им

овладеть  навыками грудного и диафрагмального (брюшного)  дыхания.  При  этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве  с развитием  других  систем  организма  и  в  различные   возрастные   периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие  тех или иных физических качеств надо рассматривать  не  только  с  точки  зрения совершенствования  двигательных  способностей,  но  и  обязательно  с  точки зрения обеспечения нормального протекания процесса  физического  развития  и повышения функциональных возможностей растущего организма.

      Уровень развития физических качеств и степень  приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу,  гибкость  зависят  от  возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и  быстроты  могут  быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет  и  более;  высокий уровень  выносливости  наблюдается  обычно  к  23—25  годам.  Упражнения  на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет  необходимо  строго дозировать.

      В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы  и совершенствование  нервно-мышечного  аппарата,   создаются   предпосылки   к развитию  силы.  Однако  в  занятиях  с  учащимися  этого  возраста  следует  воздерживаться от силовых  упражнений  с  предельными  нагрузками,  так  как условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

      Необходимо  подчеркнуть,  что  обучение  в  средних  и  старших   классах совпадает  с  периодом  полового  созревания.  В  этот  период   наблюдается повышенная возбудимость и  неустойчивость  нервной  системы.  Индивидуальные особенности   физического   развития   учащихся   определяются   по   данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся  одного  и  того же возраста могут значительно отличаться.  Поэтому  в  процессе  физического воспитания важен индивидуальный подход.

      Теоретическая подготовка. В процессе обучения  учащиеся  должны  получить теоретические знания по  таким  вопросам:  общие  сведения  о  физкультурном движении  и  организации  физического   воспитания;   гигиенические   основы физического  воспитания;    теоретические  знания  по   гимнастике,   легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

      Знание  гигиенических основ физического  воспитания имеет  важное  значение для организации здорового  образа  жизни  учащихся  и  внедрения  физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной  гигиены,  рационального  режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями  в  быту  — обязательное  условие  успешного  решения  задач   физического   воспитания, предусмотренных  программой.  Полученные  знания  необходимо  закрепить   на практических занятиях, увязать  их  с  общими  гигиеническими  требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности. Давая  теоретические  знания  по  отдельным  видам   общей   физической подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных  видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами  ухода  за  ним.

      Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта  должны содействовать  спортивному  совершенствованию  в  избранном  виде  спорта  и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

      Методы  сообщения  теоретических  знаний  (уроки,  беседы,  теоретические сведения  в  процессе  занятий  физическими  упражнениями)   устанавливаются руководителями физического воспитания.

      Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание  занятий физическими упражнениями в школах.

      Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика,  легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо  иметь в виду, что занятия по гимнастике,  легкой  атлетике,  лыжной  подготовке  и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

      Гимнастика  —  одно  из  основных  средств  общей  физической  подготовки,  с помощью  которого  решается  большой  'круг  задач:  формируется  правильная осанка,  совершенствуются  координация  движений,   сила   мышц,   гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

      Гимнастика  — это целая школа движений. С помощью  гимнастических  упражнений

обеспечивается  специальная  физическая   подготовленность   для   успешного выполнения программных требований по легкой атлетике,  лыжной  подготовке  и др.  Гимнастика  также  играет  большую  роль  в  профессионально-прикладной физической подготовке учащихся.

      Вместе  с  тем   занятия   гимнастикой   недостаточно   влияют   на   органы кровообращения и  дыхания,  на  функции  сердечно-сосудистой  и дыхательной систем.  Поэтому  ее  следует  применять  в  сочетании  с   другими   видами физических упражнений.

      Программа по гимнастике включает строевые и  общеразвивающие упражнения  (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и  скамейке),  упражнения в  равновесии,   лазании,   упражнения   спортивной   гимнастики,   элементы акробатики. Легкая  атлетика  имеет  большое  оздоровительное  и  прикладное значение.

      Легкая  атлетика в  учебной  работе  в  школах  содействует  более  успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной  подготовке  и  плаванию, восполняет недостатки в  разносторонней,  физической  подготовке  по  другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию. Программа  по  легкой   атлетике   включает   специальные   подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки  в  длину  и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

      Лыжная  подготовка. В  программе  физического  воспитания  лыжной  подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу  весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног,  плечевого пояса, туловища и брюшного пресса.  Кроме  того,  развиваются  выносливость, вестибулярная  устойчивость,  способность  ориентироваться  в  пространстве, повышается закаленность организма.

      Лыжной  подготовке  способствуют  предварительные  занятия  другими   видами физической подготовки и в первую очередь  гимнастикой  и  легкой  атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости. Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные  подготовительные упражнения, строевые упражнения  с  лыжами  и  на  лыжах,  изучение  техники лыжных  ходов,  подъемов,  спусков,  торможений  и  поворотов,  сведения   о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

      Спортивные  игры. Среди различных средств  физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие  одной какой-либо спортивной игрой

(баскетболом,  волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия.

      Спортивные  игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;

повышают  эмоциональность,  способствуют  привитию  интереса  к   физическим упражнениям, спорту;

        воспитывают  чувство  коллективизма,  организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива  и  другие качества.

      Спортивные  игры  имеют  важное  значение  и для нормального досуга,  и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному  выполнению  программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

      Занятия плаванием способствуют  правильному  и  гармоническому  развитию форм тела,  воспитанию  выносливости.  Длительные  физические  нагрузки  при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают  мышцы,  формируют правильную   осанку.   Плавание    значительно    влияет    на    тренировку физиологических   механизмов   теплорегуляции,    способствуя    закаливанию организма.

Информация о работе Возрастные особенности развития девушек и юношей 15-17 и 18-20 лет