Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.doc

— 653.00 Кб (Скачать)

      Данные  об испытуемых представлены в  6, 7 таблицах. 
 

      Таблица 5

      Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

 

Параметры / Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо
Расстояние  у пальцев рук при наклоне  вперед относительно уровня площадки  (см). +15 + 5 0 - 5
Угол  в лучезапястном суставе с  тыльной стороны при отведенной кисти (град). 70 90 95 100
Угол  туловища к горизонту в по при  наклоне вперед в положении сидя (град). 5 15 25 35
Угол  в подколенной ямке при выпрямлении  ноги (град). 182 180 178 175
Угол  в тазобедренном суставе в  продольном шпагате (град) 180 178 175 172
Угол  в тазобедренном суставе в  поперечном шпагате (град) 180 178 175 172
 
 
 

2.3. Организация исследования 

     Вся программа исследований была  выполнена в три этапа. Первый этап проводился с сентября по октябрь 2003 года. Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

     Второй этап (сентябрь – декабрь 2003 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 3-го класса (средний возраст – 10 лет) гимназии № 82 города Уфы. Под наблюдением находились 34 человека. Из них 18 человек составили контрольную группу, 16 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.

    Третий этап (декабрь 2003 года) предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение 

3.1 Комплекс упражнений для воспитания гибкости 

           Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

      Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

      Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

      Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.  

1. И.п.  – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

                 1. – Круговые движение головой вправо.

                 2. – Круговые движения головой влево.

2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

      1.– Круговые движения руками вперед.

                 2..– Круговые движения руками назад. 
 

  1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
    1. – Отведение рук в стороны.

5. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 

               1. – Наклоны туловища вперед.

      2. – Наклоны туловища назад.

6. И.п.  – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.

                1. – Вращательное движение голени вправо.

                 2. – Вращательное движение голени влево.

7. И.п.  – о.с. Руки на пояс. Поднять  левое бедро.

              1. – Вращательное движение голени влево.

              2. – Вращательное движение голени вправо. 

        Затем рекомендуется проделать  комплекс из 8-10 упражнений на  растягивание.

      Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера. 

1. И.п. – о.с.            

                 1. – Рывки руками, правая рука наверху,  левая в низу, 10 раз.

             2. –  Рывки руками, правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.

2. И.п. – о.с. Руки перед собой.

              1. – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.

              2. – Наклоны туловища назад 10 раз.

 3. И.п. – Сидя на матрасе руки, перед собой.

              1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени  10 раз. 

 4. И.п. – Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади.

                1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

 5. И.п. – Ноги на  ширине плеч, руки на полу.

             1. – Приседание на шпагат.  

      При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

      Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно  с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

      Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.

      Темп  движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны  туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление. 
 

      3.2. Результаты исследований и их интерпретация   

      Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.

      Антропометрические  данные  испытуемых - школьников 3-го класса в  обеих группах (контрольной  и экспериментальной) соответствуют  нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в  контрольной группе составила 123.2 см, в экспериментальной - 121,2 см.  Средняя величина веса тела соответственно 20,8 и 21,7 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.

      Показатели  гибкости приведены в таблицах 6 и 7. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем - 1,4 см, в конце эксперимента (декабрь) - 0,87 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно - 1,4 в начале эксперимента и + 1,31 - в конце эксперимента.

      В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению  с контрольной.

      Показатели  гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса  в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе - 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t = 4,17 при р < 0, 01).

      Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот.

      Между антропометрическим масса-ростовым показателем  Кетле и показателем гибкости наблюдалась некоторая отрицательная  зависимость. 
 

Таблица 6  

Контрольная группа - ученики 3а класса гимназии № 82. 

Ф.И.О. Возраст

(год  рождения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см), град Тест на гибкость после (см), град
1 2 3 4 5 6
1. Абдрахманова А. 1994 120 19.500 -2/173 -3/174
2. Авдеев А. 1995 118 19.0 -3/172 -2/173
3. Асынгужина Э. 1994 125 21 +1/171 +2/172
4. Вахитов Э. 1994 124 22 -1/168 0/170
5. Воробьев Б. 1994 119 20 +1/172 +2/174
6. Евстегнеева Л. 1994 118 18 0/172 +1/174
7. Загидуллин Л 1995 124 20.200 -4/173 -2/175
8. Загидуллина И. 1994 130 21.300 -2/170 -1/173
9. Иванов А. 1994 125 20.500 -3/168 -1/172
10. Иванов Б. 1994 135 23 -5/170 -4/171
11. Ковальский Н. 1994 124 20 +1/167 +1/170
12. Криницкий П. 1995 121 21.500 -4/165 -4/169
13. Кудисова Е 1995 127 22 -4/169 -3/171
14 Пысин О. 1994 125 21.500 -1/166 -1/170
15. Уткин Д. 1994 119 20.300 0/168 +1/172
16.Фарвазов  М. 1994 125 23 +1/172 0/175
17.Юнусова  Р. 1994 118 19 -1/172 0/174
18.Янченко  В. 1995 122 22.500 0/170 0/172
Средние показатели гибкости, см.   123,2 20,8 -1,4/ 172 0,87/174

Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста