Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.doc

— 653.00 Кб (Скачать)
 

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,

      СПОРТУ  И ТУРИЗМУ

      УФИМСКИЙ  ФИЛИАЛ

      УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

      КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ, ГРЕБЛИ, ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ И ЛЫЖНОГО СПОРТА   

                 Бадретдинов Ринат  Магсумович

                                        студент 606 группы,

                                специализация

                «теория и методика физического

                воспитания» 

      Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

      Выпускная квалификационная работа

        по специализации 0223000 (“Физическая культура и спорт”) 
 

      Научный руководитель:

      доцент Макина Л.Р. 
 
 
 

Уфа, 2004

 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….

1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….

1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………. 

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...

2.2. Методы исследования…………………………………… ……….              

2.3. Организация исследования………………………………………. 
 

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............

 3.2 Результаты исследований  и их интерпретация………………... 

ВЫВОДЫ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

3 
 

5

8

15

35 
 
 

36

36

39 
 
 

40

42 

47

49

53

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

     Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  [7].

Цель  работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.

Объект  исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.

    Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.

    Задачи  исследования.

  1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
  2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
  3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

Глава 1. Анализ литературных данных                                   1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости 

      Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного  возраста активная подвижность в  суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости  [4].

      Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

      По  мере развития организма гибкость также  изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

      В суставах плечевого пояса подвижность  при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют  место в 9-10 лет.

      В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах  [46].

      На  уровень развития гибкости оказывают  влияние наследственные факторы  и факторы среды.

      При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).

      На  протяжении жизни человека значительно  изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова  [4].

      Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные  способности, способность длительно  выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [29]. 
 
 
 
 

      Таблица 1 

      Темпы роста активной и  пассивной гибкости у детей 7 – 10 лет (%)

      (по  В.Ф. Ломейко, В.И.  Лях)  

Суставы Гибкость
Активная Пассивная
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Подвижность в суставах плечевого  пояса, локтевых и  лучезапястных 4,9 3,2 - 1,9 - 0,1
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах 5,5 6,2 - 8,7 - 9,5
Подвижность различных отделов  позвоночного столба:

- тазобедренный сустав  при сгибании туловища

- нижегрудной поясничный  отдел

- верхнегрудной отдел

- шейный отдел

 
 
 
 
 
18,8 

8,6

22,9

17,0

 
 
 
 
 
6,6 

17,2

-6,2

22,2

 
 
 
 
 
- 

-

-

-

 
 
 
 
 
- 

-

-

-

 
 
 
    1. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
 

     Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

     Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена [38]. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [29].

     Проявление гибкости зависит  от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов. 

      Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) [40].

Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста