Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа
Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,
СПОРТУ И ТУРИЗМУ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ,
ГРЕБЛИ, ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
И ЛЫЖНОГО СПОРТА
Бадретдинов Ринат Магсумович
студент 606 группы,
специализация
«теория и методика физического
воспитания»
Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Выпускная квалификационная работа
по специализации 0223000 (“Физическая
культура и спорт”)
Научный руководитель:
доцент
Макина Л.Р.
Уфа, 2004
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
|
3 5 8 15 35 36 36 39 40 42 47 49 53 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
Глава
1. Анализ литературных
данных
1.1. Возрастные аспекты
воспитания гибкости
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [4].
Специальное
воздействие физическими
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [46].
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.
При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [4].
Младший
школьный возраст является наиболее
благоприятным для развития физических
способностей (скоростные и координационные
способности, способность длительно
выполнять циклические действия в режимах
умеренной и большой интенсивности), о
чем свидетельствуют приведенные в таблице
1 обобщенные данные отечественных и зарубежных
авторов [29].
Таблица 1
Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 7 – 10 лет (%)
(по
В.Ф. Ломейко, В.И.
Лях)
Суставы | Гибкость | |||
Активная | Пассивная | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных | 4,9 | 3,2 | - 1,9 | - 0,1 |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | 5,5 | 6,2 | - 8,7 | - 9,5 |
Подвижность
различных отделов
позвоночного столба:
- тазобедренный сустав при сгибании туловища - нижегрудной поясничный отдел - верхнегрудной отдел - шейный отдел |
18,8 8,6 22,9 17,0 |
6,6 17,2 -6,2 22,2 |
- - - - |
- - - - |
Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.
Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена [38]. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [29].
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) [40].
Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста