Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.doc

— 653.00 Кб (Скачать)
 

Таблица 7  

Приложение 2. Экспериментальная  группа - ученики 3 б класса гимназии № 82. 

 
Ф. И. О.
Возраст

(год  ро-ждения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест  на гибкость до (см)/град Тест  на гибкость после (см)/град
1 2 3 4 5 6
1. Бикметов  Р 1995 120 18.500 0/173 +2/179
2. Бикулова  А. 1994 118 19 -1/172 +3/178
3. Голощапов В. 1994 119 19.500 +1/169 +4/176
4. Евдокимова  Г. 1994 125 26 -1/178 0/180
5. Зинатуллин  Л. 1995 123 24 -4/172 -1/179
6. Петров  В. 1994 120 19.500 +1/170 +2/178
7. Петров  Н. 1994 119 20 -5/169 0/178
8. Котов  О. 1994 1125 23 -3/172 +1/180
9. Кравцова С. 1994 124 24 -2/172 +1/180
10. Рахматуллин  А. 1995 118 19.500 -4/172 0/180
11. Нигматуллин  М. 1995 119 20.500 0173 +2/177
12. Султанбекова  Р. 1995 120 22 +1/171 +2/178
13. Юлдашев  И. 1995 118 19.500 -1/173 +1/176
14. Юсупов  Т. 1994 125 26.200 +1/171 +3/179
15. Яковлева  М. 1994 123 24.500 -3/169 -1/177
16. Ямишин  Д. 1994 124 22.300 -2/172 +1/178
Средние показатели

гибкости, см

  121,2 21,7 - 1,4/172 +1,31/178
 
 

      Таким образом, между контрольной и  экспериментальной группами наблюдаются  существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

      Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости,  более значительные изменения объясняются именно  эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".

      Поскольку возрастной и половой состав в  обеих исследованных группах  является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается  на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.

      По  антропометрическим данным индекс Кетле  в конце обследования у школьников контрольной группы составил 179 г/см, у школьников экспериментальной  группы - 169 г/см. Такие показатели массаростового индекса косвенно могут свидетельствовать о более высокой гибкости у школьников контрольной группы. Этот факт также говорит в пользу того, что акцентированные занятия на развитие гибкости положительно сказываются на антропометрических факторах, определяющих гибкость.

Выводы

 

     1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

      Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это  качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

      2. Литературные данные показали, что  для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

      3. Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии гибкости. Акцентированные занятия на развитие гибкости положительно влияют на динамику антропометрических данных по показателям Кетле. Различия в показателе гибкости в контрольной и экспериментальной группе в конце исследованного периода наблюдаются по тесту "угол тазобедренного сустава".

      Таким образом, между контрольной и  экспериментальной группами наблюдаются  существенные различия. Положительная  динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется  некоторым улучшением подвижности  благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

      Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как  пассивной, так и активной гибкости,  более значительные изменения объясняются  именно  эффектом акцентированного развития гибкости. 
 

Список  литературы 

  1. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 10. – С. 192.
  2. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и

       cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.  

       Конгр. - М., 1979. – С.192.

  1. Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
  2. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
  3. Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 1988. - № 5. – 39 с.
  4. Бердинков, Г.И, - Массовая физическая  культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н - М.: Высшая школа, 1991.- 240с.
  5. Богданова,  Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 1986.-220с.
  6. Быков,  В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
  7. Валиахметов, Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996.- 46с.
  8. Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.
  9. Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе /

     Э.И.  Волгецкий// Физическая культура в школе. - 1991.- №10. - 40с. 

  1. Вультров, Б. 3. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. -  М.: Просвещение, 1983.- 14 с, 46 с, 152 с.
  2. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. -  Киев, 1980. – 56 с.
  3. Гейнц, К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.
  4. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 1988. - № 3. – 18-19.
  5. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 1.- 47с.
  6. Дуранов, М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов,  А.Г.  Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с.
  7. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.
  8. Журавлев, В. И. - Педагогика в системе наук о человеке: Учебное пособие /В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.- 49 с.
  9. Зимкина, Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.
  10. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 – 624 с.
  11. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. – С. 43.
  12. Иванов, А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.
  13. Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 1983.- 31.
  14. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека – 1997. – Т.23, № 6. – С. 65-73.
  15. Коца, Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца. - М.: 1983. – 39c.
  16. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. – С. 194
  17. Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.
  18. Матвеев, Л.П. -  Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.
  19. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 169,190,209,229 с.
  20. Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. -  М.: Просвещение, 1995.-215с.
  21. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
  22. Морозов, О. В.  Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 5.- 41с.
  23. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.
  24. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с.
  25. Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с.
  26. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. – 43 с.
  27. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970.- С. 32.
  28. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
  29. Скворцов, Г. И. - Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных классов: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. -  Челябинск, 1997.- 20с.
  30. Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с. 
  31. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1976. - 239.
  32. Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. -  М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
  33. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75.
  34. Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.-  М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.
  35. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  36. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова.  - М.: Академия, 1978.- 73.
  37. Хрипкова, Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36 с.
  38. Чудновец, В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - 64с.
  39. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.
  40. Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. – 1994. - № 7. – 15 с.

Приложение

 

Приложение 1.

      Таблица 8 . Распределение учебного времени. 
 

Вид программного материала / часы   Часы
1. Подвижные игры   18
2. Гимнастика   16
3. Легкая атлетика   20
4. Лыжная подготовка   14
 
 
 

Таблица 9. Соотношение упражнений на гибкость и общей нагрузки на уроках физической культуры у школьников  контрольной и экспериментальной групп по четвертям. 
 

Четверть
Вид программного

материала

Контрольная группа, часы, % Экспериментальная

группа, часы, %

1 Подвижные игры

Легкая  атлетика

Гимнастика

6                   40

10                 50

2                   60 

6                       60

10                     70

2                       85

2 Гимнастика 14                 65 14                     90
 
 
 
 

 
 

Диаграмма 1 Соотношение  упражнений на гибкость и общей нагрузки на уроках физической культуры у школьников экспериментальной группы по четвертям

Диаграмма 2 Соотношение  упражнений на гибкость и общей нагрузки на уроках физической культуры у школьников контрольной группы по четвертям 
 
 

Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста