Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа
Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...
Таблица
7
Приложение
2. Экспериментальная
группа - ученики 3 б
класса гимназии № 82.
Ф. И. О. |
Возраст
(год ро-ждения) |
Рост
(см) |
Вес
(кг) |
Тест на гибкость до (см)/град | Тест на гибкость после (см)/град |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Бикметов Р | 1995 | 120 | 18.500 | 0/173 | +2/179 |
2. Бикулова А. | 1994 | 118 | 19 | -1/172 | +3/178 |
3. Голощапов В. | 1994 | 119 | 19.500 | +1/169 | +4/176 |
4. Евдокимова Г. | 1994 | 125 | 26 | -1/178 | 0/180 |
5. Зинатуллин Л. | 1995 | 123 | 24 | -4/172 | -1/179 |
6. Петров В. | 1994 | 120 | 19.500 | +1/170 | +2/178 |
7. Петров Н. | 1994 | 119 | 20 | -5/169 | 0/178 |
8. Котов О. | 1994 | 1125 | 23 | -3/172 | +1/180 |
9. Кравцова С. | 1994 | 124 | 24 | -2/172 | +1/180 |
10. Рахматуллин А. | 1995 | 118 | 19.500 | -4/172 | 0/180 |
11. Нигматуллин М. | 1995 | 119 | 20.500 | 0173 | +2/177 |
12. Султанбекова Р. | 1995 | 120 | 22 | +1/171 | +2/178 |
13. Юлдашев И. | 1995 | 118 | 19.500 | -1/173 | +1/176 |
14. Юсупов Т. | 1994 | 125 | 26.200 | +1/171 | +3/179 |
15. Яковлева М. | 1994 | 123 | 24.500 | -3/169 | -1/177 |
16. Ямишин Д. | 1994 | 124 | 22.300 | -2/172 | +1/178 |
Средние
показатели
гибкости, см |
121,2 | 21,7 | - 1,4/172 | +1,31/178 |
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".
Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.
По антропометрическим данным индекс Кетле в конце обследования у школьников контрольной группы составил 179 г/см, у школьников экспериментальной группы - 169 г/см. Такие показатели массаростового индекса косвенно могут свидетельствовать о более высокой гибкости у школьников контрольной группы. Этот факт также говорит в пользу того, что акцентированные занятия на развитие гибкости положительно сказываются на антропометрических факторах, определяющих гибкость.
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
2. Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
3.
Между контрольной и
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
Поскольку
в экспериментальной группе внимание
было акцентировано на развитие как
пассивной, так и активной гибкости,
более значительные изменения объясняются
именно эффектом акцентированного
развития гибкости.
Список
литературы
cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.
Конгр. - М., 1979. – С.192.
Э.И.
Волгецкий// Физическая культура в школе.
- 1991.- №10. - 40с.
Приложение 1.
Таблица
8 . Распределение учебного
времени.
Вид программного материала / часы | Часы | |
1. Подвижные игры | 18 | |
2. Гимнастика | 16 | |
3. Легкая атлетика | 20 | |
4. Лыжная подготовка | 14 |
Таблица
9. Соотношение упражнений
на гибкость и общей
нагрузки на уроках
физической культуры
у школьников контрольной
и экспериментальной
групп по четвертям.
Четверть |
Вид
программного
материала |
Контрольная группа, часы, % | Экспериментальная
группа, часы, % |
1 | Подвижные игры
Легкая атлетика Гимнастика |
6
40
10 50 2
60 |
6
60
10 70 2 85 |
2 | Гимнастика | 14 65 | 14 90 |
Диаграмма 1 Соотношение упражнений на гибкость и общей нагрузки на уроках физической культуры у школьников экспериментальной группы по четвертям
Диаграмма 2 Соотношение
упражнений на гибкость и общей нагрузки
на уроках физической культуры у школьников
контрольной группы по четвертям
Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста