Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, дипломная работа
Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Задачи исследования.
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости……………………….
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости……...............
3.2 Результаты исследований и их интерпретация………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 % [48].
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 % [48].
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (таблица 4) [43].
Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.
Примерно к 12 годам форма грудной клетки
приближается к взрослым. Окостенение
кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт
необходимо учитывать в педагогической
практике, так как кисть у детей утомляется
значительно быстрее. Сращение тазовых
костей начинается с 5 - 6 лет.
Таблица
4
Двигательная активность учащихся младших классов
при
разных видах мышечной
активности (по Н.Т. Лебедевой)
Вид мышечной деятельности | Продолжи тельность, мин | Объем движений, шаги | |
Мальчики | Девочки | ||
Утренняя гимнастика (дома) | 10 | 400 – 500 | 500 – 700 |
Гимнастика на уроке (в школе) | 10 | 200 – 300 | 300 – 400 |
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе | 3 | 120 – 150 | 150 – 200 |
Подвижные
игры:
на переменах: больших малых на уроках физической культуры на открытом воздухе |
15 5 45 60 – 90 |
700 – 1000 400 – 500
1200 – 3240 3000 – 4000 |
800 – 1200 500 – 600
1200 – 3240 4000 – 5000
|
Лыжная
тренировка
(внеклассные занятия) |
90 | 6840 – 9120 |
Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе - физических нагрузок [1].
Мышечная система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%.
Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Между этими параметрами существуют сложные прямые и обратные, положительные и отрицательные взаимоотношения.
Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки [46].
Сила. С 8 до 10 лет прирост силы наблюдается относительно равномерно, к 11 годам темпы роста мышц увеличиваются. В последующие годы темпы роста силы мышц замедляются, причем у более крупных мышц сила увеличивается в более поздние сроки. Наряду с ростом абсолютной максимальной произвольной силой мышц происходит увеличение и относительной силы мышц. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет [46].
Быстрота. Впервые время реакции удается определить у детей 2 -3 лет. Этот показатель наиболее быстро снижается до 9 - 11 лет, и после 12 - 14 лет скорость снижения замедляется.
Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 - 13 лет [2].
Выносливость. Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно. В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет [47].
Ловкость. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется [47].
Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.
В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно более выраженным может быть предстартовое состояние.
Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у детей 7 - 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.
В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Способность удерживать устойчивое состояние также зависит от возраста, дети в меньшей степени способны сохранять его по сравнению с взрослыми. Дети быстрее достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций [23].
От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.
Возраст
влияет и на характер восстановительных
процессов после физической нагрузки.
После непродолжительных, преимущественно
анаэробных нагрузок восстановление работоспособности
и вегетативных функций у детей происходит
в более короткие сроки. Но при продолжительных,
утомительных и продолжающихся нагрузках
восстановительные процессы у детей протекают
медленнее [23].
Анализ научно-методической литературы показывает, что:
Глава
2. Цели, задачи, организация
и методы исследования
2.1.
Цель и задачи исследования
Цель работы. Исследовать воспитания гибкости младшего школьного возраста.
В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:
2.2. Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
Анализ и обобщение
Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3-го класса гимназии № 82 города Уфы. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике - измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-") (таблица 5). Измерения были проведены в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного полугодия (декабрь) как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.
Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Были измерены основные антропометрические данные (рост и вес) как в контрольной, так и в экспериментальной группе. По результатам антропометрических данных для оценки соответствия массы тела и роста в динамике в начале и в конце эксперимента был определен индекс Кетле по формуле:
K = масса тела, г / длину тела, см.
Индекс Кетле говорит о соответствии массы тела его длине. Нормальные показатели этого индекса колеблются в пределах от 325 до 400 г / см, при занятиях спортом он может достигать 400 г /см, а в некоторых спортивных специализациях - даже 600 г / см.
Полученные данные для оценки достоверности результатов были обработаны статистически.
Информация о работе Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста