Волейбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:33, реферат

Краткое описание

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол

начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической

культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил

учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том,

чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку.

Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно

изменялись и дополнялись.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к

тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения

навыками игры в волейбол.

Для выявления  уровня физической подготовленности применяются  контрольные

испытания: вертикальный Прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику

СО сторонами 10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя

руками с места  и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель

через волейбольную сетку в прыжке.

Высоту вертикального  прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или

другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжести

тела независимо от роста испытуемого. Основные способы определения

«прыгучести»: вытягивание  сантиметровой ленты сквозь зажимное устройство на

месте опоры;

доставание подвешенной  размеченной ленты, где отмечается начальное положение

ладони по кончикам пальцев и конечное — в высшей точке взлета вверх; по

положению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное

положение тени от головы и конечное положение.

Прыжок в длину  должен выполняться на мягкую опору. Отмечается расстояние от

стартовой линии  до ближайшего к ней следа ступни.

Для испытаний  по бегу надо начертить два равносторонних треугольника: у

одного сторона 10 м, у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется

набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треугольнику (против

движения часовой  стрелки) пробегает 30 м. Во втором испытании  он пробегает 15

м левым боком к треугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает

еще 15 м, но правым боком к треугольнику (в направлении  движения часовой

стрелки).

Метание с места  производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз

перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем

бросить его двумя  руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого

же исходного  положения. Нужно подпрыгнуть вверх, во время прыжка сделать

замах назад и  бросить затем мяч вперед.

Метание теннисного мяча через сетку выполняется  так: испытуемый с мячом в

руке располагается  у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает

вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через

сетку в цель—гимнастический  мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота

сетки должна соответствовать  возрасту и полу испытуемых.

Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся

предлагают выполнять  технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях

после показа этих приемов инструктором или кем-либо из волейболистов,

приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя  передача над

собой и вверх-вперед, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по

мячу на резиновых  амортизаторах. Выполнение оценивается в баллах (по 5-

балльной системе). По первоначальным попыткам выполнить технический прием

можно в известной  мере судить о возможностях того или  иного испытуемого в

овладении техникой.

О способностях к  овладению тактикой судят по наблюдениям в играх. Такие

наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой

обстановке, насколько  умело и целесообразно использует ранее приобретенные

двигательные умения и навыки. По поведению в игре можно судить о развитии у

занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического

мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме

того, применяются  эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных

способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении,

преодоление препятствий и т. д. Используются также подвижные игры, ^ где

можно определить быстроту реакции в сочетании  с быстротой перемещения и

другими действиями: «Ден^и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй

унеси», «Невод»; различные варианты игры «Салки»; игры с мячом:

«Охотники и утки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,

«Пионербол» (двумя  и четырьмя мячами).

В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на

команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность

выявить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие

показатели в  указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает

технические приемы и тактические действия и успешнее действует в игре.

Кроме всех показателей, надо располагать также сведениями о состоянии

здоровья и антропометрическими  данными. При прочих равных показателях

предпочтение следует  отдавать тем занимающимся, которые  имеют лучшие

антропометрические  данные, особенно ростовые.

Широкий круг показателей  при комплектовании учебных групп необходим для

того, чтобы более  полно выявить возможности каждого желающего играть в

волей-бол. Руководствоваться  только наблюдениями в конт-рольных  играх по

волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего

хорошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть

в волейбол. А пройдет некоторое время, и в результате регулярных занятий

такой игрок обойдет многих уже играющих в волейбол.

Как известно, учебно-тренировочный  процесс у квалифицированных спортсменов

делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.

Периодизация учебно-тренировочной работы обусловливается закономерностями

формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к

состязаниям. Календарные  сроки проведения основных соревнований для

определенного контингента  занимающихся служат определяющим пунктом при

планировании.

Планирование учебно-тренировочной  работы для начинающих имеет существенные

отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим

контингентом занимающихся. Так, у волейболистов, тренирующихся много лет,

преобладают совершенствование  в технике и тактике и подготовка их организма к

высоким нагрузкам, характерным для соревновательного  периода тренировки. У

начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим  приемам и

тактическим действиям.

Спортивные состязания, в которых могут участвовать  занимающиеся после 5—6

месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются

применять приобретенные  на занятиях умения и навыки в более  сложных условиях

соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько

отличается от аналогичной для квалифицированных волейболистов. Все внимание

на этом этапе  должно быть направлено на специальную физическую подготовку,

обучение техническим  приемам волейбола и тактическим действиям. Во время

соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок,

контрольных игр, а также принять участие в  соревнованиях среди новичков.

Общий план работы секции составляется и утверждается на весь период работы

(в нашем пособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении

плана надо учитывать  состав занимающихся, условия и харак  тер работы

предприятия или  учреждения, условия для за-нятий  волейболом. План секции

охватывает все  вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется

несколько учебных групп, создается бюро секции в количестве 3—5 человек.

Бюро секции должно оказывать активную и всестороннюю помощь инструктору-

общественнику.

Правильное планирование учебно-тренировочной работы во многом определяет

успех в подготовке волейболистов. При этом нужно исходить из основных задач

физического воспитания молодежи, условий работы секции, уровня

подготовленности  занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут

проходить занятия. Большое значение имеет уровень  подготовки руководителя

занятий — инструктора-общественника  или кого-либо из занимающихся, лучше

других подготовленного  и взявшего на себя обязанности руководителя.

Основные документы  планирования: типовая программа, учебный план, график

прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план и план-

конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-

тренировочной работе.

Настоящее учебное  пособие, как уже говорилось, не рассчитано на многолетнюю

учебно-тренировочную  работу. Оно ставит своей задачей дать начальный курс

обучения волейболу и помочь общественному физкультурному активу в массовой

подготовке волейболистов. Поэтому мы здесь подробно не рассматриваем  вопросы

планирования. Однако основные положения планирования учтены при поурочном

изложении учебного материала. Учтены также закономерности формирования

двигательных навыков, специфика волейбола, содержание if методика физической

подготовки, обучения технике и тактике, соотношение средств физической,

технической и  тактической подготовки, периодизация учебно-тренировочного

процесса и т. д.

Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три,

продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному

году работы в  спортивной секции коллектива физкультуры.

Основная форма  занятий с начинающими—групповой урок. Он состоит из трех

частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность

подготовительной  части 15—25 мин., основной—90—100 мин., заключительной—5

мин.

Цель подготовительной части урока заключается в  организации занимающихся:

построение, принятие рапорта, проверка посещаемости, сообщение задач урока,

упражнения в движении, в основном на внимание. Осуществляется также

подготовка организма  занимающихся к предстоящему изучению нового материала в

основной части  урока, совершенствованию навыков, а также к развитию

двигательных качеств. В этой части урока главным  образом применяются

общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные  игры и эстафеты.

Информация о работе Волейбол