Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:33, реферат
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол
начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической
культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил
учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том,
чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку.
Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно
изменялись и дополнялись.
— приобретение инструкторских навыков в организации и проведении учебно-
тренировочных занятий, получение звания тренера-общественника по волейболу;
— приобретение знаний
и навыков практического
получение звания судьи по спорту.
Для занимающихся всех групп обязательна сдача зачетов по теоретической
подготовке.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа предусматривает организацию и проведение систематической
многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной
работы.
С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III
спортивного разряда—3 занятия по 3 часа; с группами II спортивного
разряда—3— 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда—4—5 занятий по 3 часа.
При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий секций необходимо
уделить должное внимание следующим основным положениям:
— непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;
— четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по
отдельным периодам и этапам тренировочного года;
— определению для каждой группы средств и методов физической, технической,
тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной
квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного
мастерства;
— определению содержания и средств морально-волевой и психологической
подготовки занимающихся;
— организации воспитательной работы;
— организации врачебного и педагогического контроля;
— определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях
года, формированию и сыгровке команд;
— определению
уровня тренировочных и
групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.
Имеющаяся практика работы по волейболу в большинстве физкультурных
организаций страны и построения годовых календарных планов спортивных
соревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний и
зимний), говорит о целесообразности деления года на
2 цикла, каждый из которых, в свою очередь, делится на
3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Учебный год для групп новичков можно не делить на 2 цикла, учитывая, что
направленность занятий этих групп имеет в основном подготовительный характер.
Примерная продолжительность периодов осенне-зимнего цикла:
— подготовительный период—с 1 октября по 15 декабря;
— соревновательный период—с 15 декабря по 15 марта;
— переходный период—с 15 марта по 15 апреля.
—
Примерная продолжительность периодов весенне-ле-него цикла:
— подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня;
— соревновательный период—с 15 июня по 30 августа;
— переходный период — с 1 по 30 сентября.
Соответственно этому в спортивном году проводится несколько важнейших,
основных для данной группы (команды), соревнований по волейболу на летних
площадках и в залах.
В каждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужно
достичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он должен
сохраниться и когда можно перейти к необходимому активному отдыху.
Подготовительный период начинается с каждым новым циклом тренировки и
завершается к началу первых календарных игр основных соревнований.
Основной задачей
подготовительного периода
организованная подготовка к успешному -выступлению в предстоящих
соревнованиях команд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятий
этого периода опробоваются новые методические приемы, производится подбор
игроков в состав команд, осваиваются новые приемы техники и тактические
действия, отрабатывается то, что будет взято на-вооружение командой в
соревновательном периоде.
Содержание и методика тренировки в подготовительном периоде осенне-зимнего и
весенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только в
средствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменением
времени года и переходом в осеннем подготовительном периоде в зал.
Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы
подготовительный период целесообразно разделить на два этапа.
Первый этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 по 30
октября, а весенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).
Основное внимание на первом этапе должно быть уделено разносторонней общей,
физической подготовке. Поэтому ей отводится до 40—45% общего времени, в то
время как технической подготовке отводится 35—40%, а тактической—20—25%.
Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств
(быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) изучается и
восстанавливается техника игровых приемов и тактических действий,
развиваются волевые качества; значительное внимание уделяется
психологической подготовке игроков, а также комплектуются команды.
Средства, применяемые на первом этапе: общеразви-вающие упражнения,
упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические
упражнения, кроссы, бег по беговой дорожке, прыжки, различные игры,
упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложных
тактических действиях.
В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания,
составляющие общую основу спортивной деятельности.
Основные формы тренировки на этом этапе: специализированные и комплексные
занятия по общей, специальной физической и технической подготовке с
постепенным увеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей
степени их интенсивности.
Второй этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15
декабря, весенне-летнего—с 15 мая по 15 июня).
Основная задача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитие
специальных качеств и навыков (по всем разделам подготовки), специфичных для
волейболистов, и приобретение спортивной формы.
Физическая подготовка занимает 25—30% общего времени и способствует в
основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности.
Повышается удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей
и специальной физической подготовки должно составлять примерно 1:2).
Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и
преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и
специальной выносливости (особенно в прыгучести и в ударных движениях).
Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное
внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и
техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом
функций, выполняемых игроками.
Тактическая подготовка на этом этапе начинает преобладать (40—45% общего
времени). Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию
индивидуальных действий с учетом выполнения игроками обязанностей в
команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а
также уточняются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия.
Уточняются составы команд и функции отдельных игроков.
Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в
нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.
Средства, применяемые на втором этапе: общеразви-вающие упражнения,
упражнения специальной физической подготовки, специальные упражнения в
технике и тактике, учебные и товарищеские игры.
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется
повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам
тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям.
В теоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общим
основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных
заданий, выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные
темы технической и тактической подготовки.
В конце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и
технической подготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых
проверяется технико-тактическое мастерство команды и отдельных игроков.
Команды II и I разрядов на этом этапе могут участвовать в соревнованиях,
имеющих подводящий характер.
Основные формы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по
физической, технической и тактической подготовке, тематические тренировки по
игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих
соревнованиях.
Динамика нагрузки
характеризуется уменьшением
возрастанием ее интенсивности до уровня соревновательной и выше.
Соревновательный период каждого цикла начинается вступлением команды в
официальные календарные соревнования на первенство коллектива физкультуры,
спортивного клуба, района, города и т. д., предусмотренные годичным планом
тренировки и
основных соревнований для команды,
и заканчивается последней
команды.
Главная задача соревновательного периода — достижение максимальных
стабильных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и
улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на
техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной
игре, учитывая возможности противника и свои.
Физическая подготовка, направлена на достижение высокой тренированности,
сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей