Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, реферат
Студенческие годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры соблюдения режима труда и отдыха, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем.
Введение…………………………………………………………………………3
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………4
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………..7
Средства физической культуры для оптимизации работоспособности…….11
Список используемой литературы……………………………………………15
пн | вт | ср | чт | пт | сб |
Рис
2. Работоспособность студентов в
учебной неделе. Пунктиром отмечено
явление конечного порыва
Учебный семестр и учебный год
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности.
Начало
второго полугодия также сопровождается
периодом врабатывания продолжительность
которого сокращается по сравнению с первым
полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение
работоспособности со второй половины
февраля до начала апреля характеризуется
устойчивым уровнем. Причем, этот уровень
может быть выше, чем в первом полугодии.
В апреле наблюдаются признаки снижения
работоспособности, обусловленные возникающим
утомлением. В зачетную сессию и в период
экзаменов снижение работоспособности
выражено резче, чем в первом полугодии.
Процесс восстановления отличается более
медленным развитием, вследствие значительной
глубины утомления
начало | конец | каникулы | середина | экзамены | ||||||||||||||
середина | экзамены | начало | конец | каникулы |
1 полугодие | 2 полугодие |
Рис 3. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году.
Средства физической культуры для оптимизации работоспособности
Использование физических упражнений как средство активного отдыха.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Ежедневная
УГГ, дополненная водными
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности.
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.
В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня, в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный
характер изменений умственной работоспособности
достигается во многом при адекватном
для каждого индивида использовании средств
физической культуры, методов и режимов
воздействия. Обобщенными характеристиками
эффективного внедрения средств физической
культуры в учебный процесс, обеспечивающих
состояние высокой работоспособности
студентов в учебно-трудовой деятельности,
являются: длительное сохранение работоспособности
в учебном труде; малая вариабельность
функций, несущих основную нагрузку в
различных видах учебного труда; эмоциональная
и волевая устойчивость к сбивающим факторам,
средняя выраженность эмоционального
фона; снижение физиологической стоимости
учебного труда на единицу работы.
Список используемой литературы