Режим труда и отдыха студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Краткое описание

Студенческие годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры соблюдения режима труда и отдыха, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………4
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………..7
Средства физической культуры для оптимизации работоспособности…….11
Список используемой литературы……………………………………………15

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
пн вт ср чт пт сб
 
 

     Рис 2. Работоспособность студентов в  учебной неделе. Пунктиром отмечено явление конечного порыва 

     Учебный семестр и учебный  год

     В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности.

     Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления  

       
 
 
 
 

     
начало   конец   каникулы   середина   экзамены  
  середина   экзамены   начало   конец   каникулы

       

     
     1 полугодие      2 полугодие
 

     Рис 3. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году.

     Средства  физической культуры для оптимизации  работоспособности

     Использование физических упражнений как средство активного отдыха.

     Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

     Этот  принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

     «Малые  формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

     К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.

     Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

     Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения  физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

     Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

     Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

     С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.

     Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%.

     Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

     Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

     Использование «малых форм» физической культуры в  учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

     Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности.

     Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.

     В цикле исследований проверялась  целесообразность проведения занятий  физическими упражнениями и спортом  в такие периоде учебного труда  студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня, в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

     Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

     Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма  студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

     Позитивный  характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 

     Список  используемой  литературы

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2005.
  2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М, 2006.
  4. Выдрин В.М. «Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры» - М. 2005.
  5. Гримак Л.П. «Резервы человеческой психики» - М, 2007.
  6. Гриненко М.Ф. С помощью движений. - М, 2006.
  7. Крючкова В.А. Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. - М, 2004.
  8. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М, 2005.
  9. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 2005.
  10. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
  11. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М, 2004.

Информация о работе Режим труда и отдыха студентов