Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: Выявить эффективность программы восстановления у лиц 30-45 лет с заболевания бронхиальной астмой.
Задачи исследования:
1. Изучить функциональное состояние дыхательной системы у лиц 30 -45 лет с бронхиальной астмой до программы восстановления .
2. Разработать программу восстановления больных в возрасте 30 -45лет с бронхиальной астмой на санаторном этапе.
3. Оценить динамику функционального состояния дыхательной системы у лиц 30-45 лет с бронхиальной астмой, после применения программы восстановления.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ЛЮДЕЙ 30 – 45 ЛЕТ НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности лиц 30 – 45 лет 6
1.2 Понятие о бронхиальной астме и ее клинические проявления 8
1.2.1 Классификация бронхиальной астмы 13
1.3 Лечебная физическая культура при бронхиальной астме 15
Глава 2. Методика и организация исследования 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 23
2.2.1 Организация исследования в экспериментальной группе 24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 27
ВЫВОДЫ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
По мнению В. И. Немцова наиболее эффективным является применение упражнений, связанных с произношением гласных и согласных звуков (с 5-7 до 30-40с), выполнение упражнений связано с вибрацией верхних дыхательных путей, способствующей понижению спазма бронхов при выдохе; упражнений на урежение дыхания, которые уменьшают избыточную вентиляцию легких; упражнений в надувании воздушных шаров и камер, резиновых грушевых предметов.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
Противопоказаны
любые перегрузки. Упражнения должны
быть прекращены, если замечены первые
признаки приступа удушья: неровное дыхание,
спазм, кашель. Не допустимы следующие
упражнения: интенсивный бег, выполнение
упражнений без перерыва на установление
спокойного дыхание. Так как выявлена
аллергия на пыль, в помещении, где проводится
сеанс лечебной физкультуры, должны быть
заблаговременно проведены влажная уборка
и проветривание. Противопоказано заниматься
на улице в неблагоприятных погодных условиях
(слишком холодная погода, дождь, ветер),
так как любое переохлаждение может вызвать
приступ удушья [10].
ГЛАВА
2
Методика
и организация исследования
2.1
Методы исследования
Анализ научной и методической литературы позволил изучить состояние проблемы, определиться с темой исследования, целью, задачами, методами и организацией исследования, используя системный подход к рассмотрению изучаемого явления, как единого целого, позволил установить связи между отдельными частями изучаемого явления и рассмотреть его в конечном случае как систему, установить предположения, направленные на решение поставленной проблемы, создать ориентировочную основу для собственного исследования.
В
процессе исследования был проведен
педагогический эксперимент в стационарных
условиях. Он проводился с целью
определения эффективности
Педагогический эксперимент проходил в два этапа, с одними и теми же группами исследуемых, при одинаковых условиях, результаты эксперимента были зафиксированы. После этого был проведен анализ полученных данных, сформулированы выводы и сделано заключение по результатам проведенного эксперимента.
В исследовании измерялся антропометрический показатель, как жизненная емкость легких. Определяют ЖЕЛ с помощью спирографии (Спирография). Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки.
Для оценки функционального состояния ДС измеряли частоту дыхания Частота дыхания подсчитывается по движениям грудной клетки, брюшной стенки или крыльев носа. В спокойном состоянии частота дыхания обычно колеблется в широких пределах от 14 до 25 дыхательных движений (вдохов и выдохов) в минуту. Наиболее удобно определять частоту дыхания в то время, когда испытуемый отдыхает. Возбужденное состояние затрудняет точность проверки дыхания.
Для оценки функционального состояния использовали функциональные пробы на задержку дыхания – функциональная проба с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислорода обеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи – на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.
Оборудование: секундомер.
Проба Штанге. После 2 – 3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.
После проведения первой пробы необходим отдых 2 – 3 минуты.
Проба Генчи. После 2 – 3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.
Оценка
результатов тестирования проводится
на основании таблиц 2.1, 2.2. Хорошие и отличные
оценки соответствуют высоким функциональным
резервам дыхательной системы человека.
Таблица
2.1 – Оценка общего состояния
обследуемого по показателям
пробы Штанге
Оценка состояния испытуемого | Время задержки вдоха (с) |
Отличное
Хорошее Среднее Плохое |
больше
60
40 – 60 30 – 40 меньше 30 |
Таблица
2.2 – Оценка общего состояния
обследуемого по показателям
пробы Генчи
Оценка состояния испытуемого | Время задержки вдоха (с) |
Отличное
Хорошее Среднее Плохое |
больше
50
30 – 50 20 – 30 меньше 20 |
Методы математической статистики. Подойти к осмыслению массы фактов, выделить в них общие и противоположные черты помогают систематизация собранных материалов по существенным для исследования признакам и математическая обработка полученных данных.
Математико-статистическая обработка данных позволяет со всей четкостью выделить и оценить количественные параметры собранной информации, проанализировать и представить их в различных соотношениях и зависимостях.
Результаты исследований обрабатывались и обобщались с помощью методов математической статистики, направленных на установление закономерности, определение различий или зависимости между признаками.
В работе рассчитывались основные статистические характеристики:
1. Общая сумма:
X1+X2+X3
……..+Xn =E
2.
Среднее арифметическое
Хср.
3.
Достоверность различий между сопоставляемыми
величинами определялась при помощи пакета
анализа данных в MS EXCEL. В начале для сравнения
дисперсий выборок использовался двухвыборочный
F-тест для дисперсий (критерий Фишера).
На основе результатов которого для определения
достоверности различий между выборками
использовались либо двухвыборочный t-тест
с одинаковыми дисперсиями, либо двухвыборочный
t-тест с различными дисперсиями (критерий
Студъента).
2.2
Организация исследования
Данное исследование проводилось в два этапа.
На 1-м этапе осуществлялся анализ научно-методической литературы, разработка программы по лечебной физической культуре.
На 2-м этапе проводился педагогический эксперимент на базе санатория.
Исследование проводилось в ноябре-декабре . В исследование принимали участие 20 человек больных бронхиальной астмой, из них 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек - контрольную.
Для больных ЭГ была разработана комплексная программа, которая включала в себя ЛГ, массаж, самомассаж.
Массаж проводился три раза в неделю, ЛГ – пять раз в неделю (большое внимание уделялось дыхательным упражнениям). Самомассаж проводился каждый день.
Контрольная группа занималась по обычной программе, принятой в санатории.
По
показателям ЖЕЛ, ЧД, проб Штанге и Генчи
мы можем судить об адекватности предлагаемой
физической нагрузки функциональным возможностям
больного.
2.2.1
Организация исследования
в экспериментальной
группе
На
основании анализа научно-
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
1. восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3. активизация трофических процессов в тканях;
4. обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
5. обучение удлиненному выдоху.
6. упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (на наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
Основные задачи массажа:
1. улучшение крово- и лимфотока;
2. подготовка к занятиям ЛФК.
Лечебный
массаж больным бронхиальной астмой
проводился за 1,5-2 часа до занятий ЛФК,
так как проведение массажа в
указанном интервале
Основные задачи самомассажа:
1.
улучшение крово- и
2. увеличение тонуса дыхательных мышц;
3.
повышение работоспособности
Предложенный комплекс лечебной гимнастики включал достаточно большое количество дыхательных упражнений. При составлении восстановительной программы учитывалось физическая подготовленность больных, функциональное состояние кардиореспираторной системы и количество сопутствующих заболеваний ограничивающих физическую работоспособность.
Комплексная программа по лечебной физической культуре включала:
1.Самомассаж
начинают в положении «сидя»
с поглаживания (в чередовании
с растиранием) ладонной или
тыльной поверхностью кисти,
Затем,
поглаживая, растирая и толчкообразно
надавливая 2-м, 3-м и 4-м пальцами,
массируют межреберные
Далее производят самомассаж затылка, задней поверхности шеи и плечевого пояса в направлении от волосистой части головы к плечевому суставу, поочередно с каждой стороны. Приемы самомассажа те же.
После этого в положении «сидя» массируют переднее - боковую поверхность грудной клетки в направлении от грудины к плечевому суставу и подмышечной впадине. Женщинам следует обходить молочную железу. Производят поглаживания, чередуя их с растираниями ладонной поверхностью кисти или кулаком, ослабляя воздействие над областью сердца. Затем рекомендуется легкое поколачивание кончиками пальцев передней поверхности грудной клетки.
И в заключение – поглаживание в чередовании с растиранием спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки в течение 2– 3 минут.
Общая продолжительность самомассажа – 12 – 16 минут. Делать его необходимо было ежедневно.
2.
Лечебный массаж в ЭГ
• Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру. Проводится сильный массаж мышц спины на кушетке с приподнятым изножьем. Продолжительность массажа 10-15 минут.