Применение круговой тренировки для развития общей выносливости лыжников-гонщиков II-III разрядов в подготовительном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:23, дипломная работа

Краткое описание

Эффективность тренировочного процесса определяется результативностью выступления в избранном виде спорта.
Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в видах спорта на выносливость основными лимитирующими моментами являются возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества участника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……..5

1.1 Развитие общей выносливости лыжников-гонщиков…………...…….5

1.2 Круговая тренировка……………………………………………..……...13


Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель исследования………………………………………………..……..22

2.2 Задачи исследования……………………………………………...……..22

2.3 Методы исследования………………………………………...…………22

2.4 Организация исследования……………………………………...………24


Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………...26


ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………...…...36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...………...…………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

дипломная 1.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ  

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 
 
 

Кафедра теории и методики

                                                                      лыжного спорта      
 
 
 

ПРИМЕНЕНИЕ  КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ  ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ II-III РАЗРЯДОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 
 
 
 
 

                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великие Луки -  
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
 

Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……..5 

      1.1  Развитие общей выносливости лыжников-гонщиков…………...…….5 

      1.2 Круговая тренировка……………………………………………..……...13 
 

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

      2.1 Цель исследования………………………………………………..……..22 

      2.2 Задачи исследования……………………………………………...……..22 

      2.3 Методы исследования………………………………………...…………22 

      2.4 Организация исследования……………………………………...………24 
 

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………...26 
 

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………...…...36 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...………...…………..37 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. Эффективность тренировочного процесса определяется результативностью выступления в избранном виде спорта.

    Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в видах спорта на выносливость основными лимитирующими моментами являются возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества участника.

    Повышение эффективности и качества физического  воспитания находится в центре внимания педагогов.

    В последнее время, широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - так называемая круговая тренировка. «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействие, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействие. Основу «Kpyговой тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые упражнения.

    Добиться  высокой работоспособности организма - одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.

    Под специальной выносливостью следует  понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности, а общая выносливость -способность к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной мощности (аэробного характера), в которой участвует значительная   часть   мышечного   аппарата   [43].   На   станциях   «круговой

 

    

тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной.

    В условиях учебно-тренировочного процесса студентов круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

    В доступной нам литературе ограничено число работ анализирующих эффективность  применения круговой тренировки в подготовке лыжников-гонщиков И-Ш разрядов в подготовительном периоде, что подтверждает обоснованность выбора направления нашего исследования.

Объект  исследования: лыжники-гонщики II—III разряда ВЛГАФК. Гипотеза: предполагаем, что круговая тренировка является одним из эффективных   способов   для   развития   общей   выносливости   лыжников-гонщиков.

 

Глава 1. ОБЗОР  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Развитие общей выносливости лыжников-гонщиков.

    В настоящее время, как в общей  теории спорта, так и в теории его отдельных видов сложились определенные противоречия в трактовке и терминологии важнейшего физического качества - выносливости. Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем [40], что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.

    На  Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Педагогические  и биологические аспекты выносливости»  выносливость охарактеризовали как  способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей: общей (неспецифической) выносливости как способности продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию; специальной (специфической) выносливости как способности обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта [2].

    Анализ  литературных источников показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости. Что касается понятия общей выносливости, то в специальной литературе наблюдается иная картина.

    B.C. Фарфель писал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д. Мнение B.C. Фарфеля о специфичности выносливости разделяют авторы учебника «Спортивная физиология» [17]. Они   пишут,   что   выносливость   человека   всегда   относительна,   так   как

 

    

относится к определенному виду деятельности. Она специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности.

    Такое мнение поддерживается и в настоящее  время. Так, в учебнике «Плавание» для ИФК под редакцией Н.Ж. Булгаковой (1996 г.) вообще отсутствует термин «общая выносливость». То же наблюдается и в ряде других изданий [16, 38].

    Если  подытожить вышеприведенные мнения, то в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.

    Выносливость - комплексное качество, большинство  составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.) [4, 24, 45].

    Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта - резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость - возможности всех энергосистем, экономизация и личностные

 

    

качества.    В    спортивных    играх    и    единоборствах    -    энергетические возможности, резистентность и экономичность [10, 25, 41].

    Большинство авторов считают, что общая выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности [1, 8, 13, 14, 22, 25]. Отдельные специалисты дополняют это определение требованием вовлечения в работу большей части мышечного аппарата [6, 8, 23, 29, 30], функционирующего в режиме аэробного энергообеспечения [6, 14, 23, 28], что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. [8, 19, 29, 30]. Ряд авторов связывают сущность общей выносливости с возможностями ее переноса с неспецифических видов деятельности на специфические [2, 6, 21, 23,29,30,33].

    В основных учебниках - по теории ФК и  теории спорта общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [23] или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [33].

    Большинство авторов относят проявление общей  выносливости к работе в зоне умеренной мощности, что, по классификации B.C. Фарфеля, соответствует продолжительности двигательной деятельности свыше 30 мин. Отдельные авторы распространяют ее проявление на зону большой мощности [23, 30], в которой двигательная деятельность происходит в пределах 5-30 минут. Некоторые авторы, понимая несовершенность вышеприведенной классификации, особенно на современном этапе развития спорта, относят общую выносливость к менее интенсивной работе - зоне средней мощности, не существующей в классификации B.C. Фарфеля [8, 39].

 

    

    Исследования  кривой рекордов, послужившей основой  классификации B.C. Фарфеля, проводившиеся в последние годы в связи с расширением программы соревнований и увеличением длины дистанций, выявили б зон относительной мощности [18], а затем в работах М.Р. Смирнова - уже 20 зон, выделенных по принципу длины дистанции (времени работы), обеспечения их основными и переходными энергетическими процессами и использованием определенных субстратов [34].

    Становится  понятным, что, для того чтобы определить зону проявления общей выносливости и выделить ее основные критерии, классификация B.C. Фарфеля устарела, так как не содержит конкретных физиологических и биохимических показателей и не учитывает более широкий спектр зон мощности (интенсивности).

    Поэтому для определения зон мощности нагрузки, соответствующих различным проявлениям выносливости, следует использовать другую классификацию [33, 38], в основе которой лежат 5 зон, связанных с понятиями критической мощности скорости [5], скорости анаэробного порога [46], скорости аэробного порога [38]. Эти скорости имеют определенные объективные критерии, а сама классификация уже продолжительное время используется в системе подготовки в циклических и некоторых других видах спорта в нашей и других европейских странах. Первыми предложили определять верхнюю границу проявления общей выносливости как способности выдерживать продолжительную нагрузку специалисты ГДР, связав ее с уровнем скорости (мощности) анаэробного порога [28].

    В 3-й зоне, ограниченной скоростями «критической»  и анаэробного 
порога, характеризующейся смешанным аэробно-анаэробным

энергообеспечением, доля аэробных источников составляет 70-80%, остальная энергия приходится за счет гликолитического и частично алактатного источников. Основными энергетическими субстратами являются

Информация о работе Применение круговой тренировки для развития общей выносливости лыжников-гонщиков II-III разрядов в подготовительном периоде