Физическая подготовка лыжника-гонщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

Прежде чем приступить к рассмотрению средств и методов специальной подготовки, необходимо уточнить, что такое специальная подготовка в лыжных гонках и на какой тренировочной деятельности она базируется.
Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях.

Файлы: 1 файл

Fizra.docx

— 26.38 Кб (Скачать)

           Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный Университет Министерства Финансов РФ» 
 
 
 
 

                  Реферат по дисциплине: Физическая культура  на тему: 

                          «Физическая подготовка  лыжника-гонщика» 
 
 
 
 
 

 

                                                                                          Выполнила студентка

                                                                                                       3 курса  группы №305

                                                                                                       Тихомирова В.А.                   
 
 

                                                     Санкт-Петербург 2011                           

Специальная подготовка лыжников-гонщиков 

Прежде чем приступить к рассмотрению средств и методов  специальной подготовки, необходимо уточнить, что такое специальная  подготовка в лыжных гонках и на какой тренировочной деятельности она базируется.

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем  спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием специальной  подготовки в циклических видах  спорта является уровень специальной  выносливости, то есть способность  эффективно выполнять специальные  упражнения на соревновательной дистанции  в наименьшее время, в отличие  от общей выносливости - способности  организма противостоять утомлению  при выполнении какой-либо работы.

В специальной литературе часто выделяют скоростную и скоростно-силовую  выносливость. Первая определяется уровнем  достижений в субмаксимальной зоне мощности, вторая - меньшим падением скорости с увеличением протяженности  дистанции и ее рельефом. В основном эти качества базируются на развитии специальной выносливости у лыжников-гонщиков. Для развития этих качеств в подготовительном периоде используются те или иные специально-подготовительные упражнения. На данный период арсенал специально-подготовительных упражнений для лыжников-гонщиков достаточно разнообразен, и использовать их для  юных гонщиков можно очень эффективно.

Прежде всего, к  специально-подготовительным упражнениям  относят бег по пересеченной местности, бег с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах, роликовых  коньках, применение тренажеров (резиновых  амортизаторов и станков др.). Специально-подготовительные упражнения включают комплексы специальных  круговых, силовых упражнений, способствующих развитию специальных силовых и  скоростных качеств.

Специально-подготовительные упражнения в подготовительном периоде  способствуют правильному освоению техники, более техничному закреплению  лыжных ходов, а также способствуют развитию выносливости соответствующих  групп мышц. Для того чтобы у  лыжника образовался устойчивый навык, нельзя ограничиваться каким-либо одним средством. Необходимо регулярно  использовать большой объем специально-подготовительных упражнений.

Разностороннее координационное  воздействие различных упражнений позволяет создать основу для  более быстрого совершенствования  движений лыжника-гонщика.

Специальные упражнения следует применять с самого начала подготовительного периода тренировки. Выполнение их обязательно нужно  разнообразить. Для этого следует  чаще изменять условия, в которых  упражнения выполняются, используя  самые разнообразные варианты (в  скорости движения, по мягкому грунту, воде, глубокому снегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими  упражнениями, со специальными снарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторения специальных  упражнений хорошо развивают силовую  выносливость, которая, в свою очередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости гонщика  в основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базы для  успешного выполнения отдельных  элементов техники передвижения на лыжах различными ходами.

Гармоничное развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств  и методов тренировки на протяжении многих лет с учетом возрастных и  других особенностей организма. Деление  физической подготовки на общую и  специальную условно позволяет  более целенаправленно использовать различные средства в процессе подготовки юных лыжников. В процессе многолетней  подготовки удельный вес средств  специальной подготовки должен увеличиваться  из года в год.

Сотрудники ВНИИФК разработали и провели в трехгодичном эксперименте методику определения  оптимальных нагрузок циклических  средств. Так, занимаясь с лыжниками 1-го юношеского разряда, они определили оптимальный объем нагрузок (циклических  средств) в годичном цикле 1800-2000 км. Как показали врачебно-физиологические  обследования за период тренировочных  занятий, юные лыжники успешно освоили  этот объем циклической нагрузки в подготовительном периоде.

Исследованиями и  наблюдениями доказано, что детям  доступны большие по объему и оптимальные  по интенсивности нагрузки. Поэтому  в последнее время в работе с юными лыжниками был взят курс на увеличение тренировочных объемов. Однако выделить оптимальные нагрузки для каждого определенного этапа  удавалось не всегда, потому что  не было объективной методики, доступной  тренеру, и поэтому часто фиксируют  как нестабильность роста функциональных показателей спортсменов, так и  полное торможение его, а иногда и  патологические отклонения в здоровье занимающихся.

Изучение научно-методической литературы позволило ознакомиться с доступными нам работами, в которых  затронуты многие аспекты применения тренировочных нагрузок в подготовительном периоде, как взрослыми спортсменами, так и на занятиях юных лыжников-гонщиков. Были выявлены в основном разные применяемые  средства специальной подготовки, определены методы и режимы (интенсивность) выполнения упражнений специальной подготовки, в основном, определён тренировочный  эффект их использования. В научно-методической литературе есть рекомендации распределения  нагрузок в микроциклах на этапах подготовительного периода по объему и по интенсивности.

Но в то же время, анализ научно-методической литературы показал, что арсенал средств  специальной подготовки применительно  к юным лыжникам несколько однообразен  и недостаточно вариативен. Не совсем ясно, в какой мере на занятиях с  юными лыжниками можно применять  развивающие нагрузки (околомаксимальные  по интенсивности и предельно-допустимые по объему). 
 
 
 
 

Методики  подготовки лыжников-гонщиков

Во многих рекомендациях  по тренировке лыжников-гонщиков говорится  об увеличении числа тренировочных  занятий по мере перехода от этапа  к этапу подготовительного периода. Однако, как показывали результаты различных исследований, приводимых разными авторами, само по себе количество тренировочных дней не является достаточно информативным параметром тренировочного процесса. Гораздо важнее качественная сторона тренировки и главное - тенденция  распределения основного объема работы в тренировочных днях недельного микроцикла. Концентрация основной нагрузки в относительно немногих днях недельного микроцикла (2-3) дает лучший эффект в  смысле прироста работоспособности, чем  равномерное ее распределение на большее количество тренировочных  дней (при одинаковом общем объеме выполняемой работы). Тогда как  для сохранения приобретенной тренированности  предпочтительнее распределение данного  объема нагрузки на большее количество тренировочных дней в микроцикле.

При совершенствовании  спортивно-технического мастерства необходимо подбирать не только эффективные  специально-подготовительные упражнения, но и оптимальные режимы их применения, которые во многом определяют уровень  переноса навыка на основное двигательное действие лыжника-гонщика. В.Н. Манжосов указывает, что одаренные лыжники 13-14 лет должны пройти курс фундаментальной  базовой подготовки, не форсируя свою подготовку ради ранних спортивных достижений. Но при этом не исключаются необходимые  пути превращения их в высококвалифицированных  лыжников-гонщиков. На этапе углубленного тренировочного процесса для юных лыжников необходимо тщательно подбирать  все предлагаемые им нагрузки; надо составлять рабочие и перспективные  планы, учитывая предыдущие нагрузки, выполнение контрольных нормативов и рост спортивных результатов. Детальное  годичное планирование В.Н. Манжосов предлагает использовать усовершенствованную  периодизацию Огольцова И.Г. Эта  периодизация предполагает следующую  цикличность подготовительного  периода:

1.  цикл - апрель-середина  мая - восстановление общей работоспособности  после соревновательного периода;

2.  цикл - середина  мая-июнь - стабилизация работоспособности;

3. цикл - июль-первая  декада августа - цикл базовых  нагрузок;

4. цикл - август-сентябрь - развивающий;

5. цикл - сентябрь-октябрь  - стабилизация работоспособности;

6.  цикл - базовый  цикл лыжной подготовки с постановки  на лыжи и до середины декабря.

Из построения работы с юными лыжниками по такой  периодизации видно, что наиболее спорным  моментом этапа являются циклы наиболее глобальных нагрузок специальной подготовки; цикл базовой тренировки июль-август и особенно развивающий цикл (август-сентябрь).

Как показывает практический опыт и исследования специалистов последних  лет, для дальнейшего роста результативности юных лыжников на углубленном этапе  их многолетний подготовки (13-16 лет) необходимо применять интенсивные  и продолжительные специально-подготовительные упражнения, то есть тренировочные  нагрузки развивающего характера.

Исследования Р.А. Абатурова и И.Г. Огольцова показали, что в подготовительный период на занятиях лыжников-гонщиков наибольший эффект приносит работа при ЧСС 160±5 и 180±5 уд/мин. Это согласуется с  мнениями других специалистов. Из опыта  работы со взрослыми спортсменами следует, что применение средств специальной  подготовки в развивающем режиме дает прирост интенсивности в  течение одного мезоцикла подготовительного  периода на 15-20 % как у мужчин, так  и у женщин. Причем наиболее высокие  показатели у спортсменов, которые  выполнили работу более вариативного характера. Максимальные показатели интенсивности  от соревновательной у взрослых спортсменов  достигали в кроссе с имитацией 75-80 %, а на лыжероллерах 85-90%. Но при  этом исследования показали и то, что  даже у взрослых, высококвалифицированных  гонщиков нагрузка, равные по величине объема и интенсивности, в конечном итоге не всегда одинаково воздействует на результативность спортсмена. Отсюда следует, что на занятиях юных гонщиков такие нагрузки надо включать осторожно, чаще варьируя режимы работы и средства, строго учитывая возрастные и индивидуальные особенности спортсменов. Это подтверждается и в работе предыдущих лет. Так, И.Т. Яковлев показывает, что планирование нагрузки должно осуществляться с учетом индивидуальной скорости движения спортсмена, что позволит обеспечить целесообразный режим при выполнении специальных  упражнений, на котором более эффективно идет одновременное совершенствование  двигательных и вегетативных функций.

При этом дальнейший рост результатов в лыжных гонках будет предопределяться рациональным сочетанием нагрузок именно различной  интенсивности - это мнение многих специалистов.

Вариативность нагрузок, их интенсивность, а также сочетание  средств в подготовительном периоде  разными авторами дается по-разному. Так, Н.А. Колодяжная предлагает в июле в тренировочных микроциклах  применять как ведущее средство кросс с имитацией, а в августе - лыжероллеры. При этом у автора есть рекомендации по интенсивности  выполнения работы: в июле кросс  с имитацией составляет 33-35 % от общего объема, из них в развивающем режиме 9-10 % от общего объема, работа на лыжероллерах составляет 47-45 % от общего объема (в  поддерживающем и восстанавливающем  режиме); в августе кросс с имитацией  составляет только 16-18 % от общего объема и в развивающем режиме 2-2,5 %, когда  работу на лыжероллерах уже рекомендуется  выполнять 74-75 % от общего объема циклической  работы и 18,5 % в развивающем режиме. Некоторые авторы отмечают необходимость  четко распределять нагрузки в микроцикле; причем в подготовительном периоде  для прироста работоспособности  лучше концентрировать нагрузку в 2-3 ударных днях микроцикла, это  обычно 2, 3 или 5-й дни, а в соревновательном периоде лучше равномерно распределять нагрузки по тренировочным дням микроцикла, т.к. главная задача этого периода - удержание спортивной формы.

Манжосов В.И. попытался  представить конкретные данные применения средств специальной подготовки в годичном цикле, по мере роста результатов  у юных лыжников-гонщиков: так спортсменам II-го разряда для дальнейшего  совершенствования необходимо выполнить  следующую физическую нагрузку в  объеме 2800 км в подготовительном периоде (180 тренировочных днях в году):

·  кросс и ходьбы - 700 км;

·  кросс с имитацией - 300 км;

·  имитации в подъем (входит в бег) - 50 км;

·  лыжероллеров - 300 км;

При общем объеме циклической работы 5000 км. в течение  года (250 тренировочных дней) спортсменам (1-го спортивного разряда) для дальнейшего  совершенствования специальных  качеств необходимо выполнить:

·  кросс и ходьбы - 500 км;

·  кросс с имитацией  – 800 км;

·  имитации в подъем - 200 км;

·  лыжероллеров - 950 км;

Также автор предлагает более точно конкретизировать режимы выполняемой специальной работы, ссылаясь на мнение И.Г. Огольцова, что  если перед тренировкой ставится задача воспитания специальной выносливости, то она должна быть в пределах границ развивающего объема, который составляет 85-100 % от предельно допустимого:

Информация о работе Физическая подготовка лыжника-гонщика