Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:23, реферат
Прежде чем приступить к рассмотрению средств и методов специальной подготовки, необходимо уточнить, что такое специальная подготовка в лыжных гонках и на какой тренировочной деятельности она базируется.
Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях.
Санкт-Петербургский филиал федерального
государственного образовательного бюджетного
учреждения высшего профессионального
образования «Государственный Университет
Министерства Финансов РФ»
Реферат по дисциплине: Физическая культура на тему:
«Физическая подготовка
лыжника-гонщика»
Специальная
подготовка лыжников-гонщиков
Прежде чем приступить
к рассмотрению средств и методов
специальной подготовки, необходимо
уточнить, что такое специальная
подготовка в лыжных гонках и на
какой тренировочной
Специальная подготовка,
ее степень определяется уровнем
спортивных достижений на основных соревновательных
дистанциях. Критерием специальной
подготовки в циклических видах
спорта является уровень специальной
выносливости, то есть способность
эффективно выполнять специальные
упражнения на соревновательной дистанции
в наименьшее время, в отличие
от общей выносливости - способности
организма противостоять
В специальной литературе
часто выделяют скоростную и скоростно-силовую
выносливость. Первая определяется уровнем
достижений в субмаксимальной зоне
мощности, вторая - меньшим падением
скорости с увеличением протяженности
дистанции и ее рельефом. В основном
эти качества базируются на развитии
специальной выносливости у лыжников-гонщиков.
Для развития этих качеств в подготовительном
периоде используются те или иные
специально-подготовительные упражнения.
На данный период арсенал специально-
Прежде всего, к специально-подготовительным упражнениям относят бег по пересеченной местности, бег с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках, применение тренажеров (резиновых амортизаторов и станков др.). Специально-подготовительные упражнения включают комплексы специальных круговых, силовых упражнений, способствующих развитию специальных силовых и скоростных качеств.
Специально-подготовительные
упражнения в подготовительном периоде
способствуют правильному освоению
техники, более техничному закреплению
лыжных ходов, а также способствуют
развитию выносливости соответствующих
групп мышц. Для того чтобы у
лыжника образовался устойчивый
навык, нельзя ограничиваться каким-либо
одним средством. Необходимо регулярно
использовать большой объем специально-
Разностороннее
Специальные упражнения
следует применять с самого начала
подготовительного периода
Гармоничное развитие
юных спортсменов может быть осуществлено
только при правильном применении средств
и методов тренировки на протяжении
многих лет с учетом возрастных и
других особенностей организма. Деление
физической подготовки на общую и
специальную условно позволяет
более целенаправленно
Сотрудники ВНИИФК
разработали и провели в
Исследованиями и
наблюдениями доказано, что детям
доступны большие по объему и оптимальные
по интенсивности нагрузки. Поэтому
в последнее время в работе
с юными лыжниками был взят
курс на увеличение тренировочных объемов.
Однако выделить оптимальные нагрузки
для каждого определенного
Изучение научно-методической литературы позволило ознакомиться с доступными нам работами, в которых затронуты многие аспекты применения тренировочных нагрузок в подготовительном периоде, как взрослыми спортсменами, так и на занятиях юных лыжников-гонщиков. Были выявлены в основном разные применяемые средства специальной подготовки, определены методы и режимы (интенсивность) выполнения упражнений специальной подготовки, в основном, определён тренировочный эффект их использования. В научно-методической литературе есть рекомендации распределения нагрузок в микроциклах на этапах подготовительного периода по объему и по интенсивности.
Но в то же время,
анализ научно-методической литературы
показал, что арсенал средств
специальной подготовки применительно
к юным лыжникам несколько однообразен
и недостаточно вариативен. Не совсем
ясно, в какой мере на занятиях с
юными лыжниками можно
Методики подготовки лыжников-гонщиков
Во многих рекомендациях
по тренировке лыжников-гонщиков говорится
об увеличении числа тренировочных
занятий по мере перехода от этапа
к этапу подготовительного
При совершенствовании спортивно-технического мастерства необходимо подбирать не только эффективные специально-подготовительные упражнения, но и оптимальные режимы их применения, которые во многом определяют уровень переноса навыка на основное двигательное действие лыжника-гонщика. В.Н. Манжосов указывает, что одаренные лыжники 13-14 лет должны пройти курс фундаментальной базовой подготовки, не форсируя свою подготовку ради ранних спортивных достижений. Но при этом не исключаются необходимые пути превращения их в высококвалифицированных лыжников-гонщиков. На этапе углубленного тренировочного процесса для юных лыжников необходимо тщательно подбирать все предлагаемые им нагрузки; надо составлять рабочие и перспективные планы, учитывая предыдущие нагрузки, выполнение контрольных нормативов и рост спортивных результатов. Детальное годичное планирование В.Н. Манжосов предлагает использовать усовершенствованную периодизацию Огольцова И.Г. Эта периодизация предполагает следующую цикличность подготовительного периода:
1. цикл - апрель-середина
мая - восстановление общей
2. цикл - середина
мая-июнь - стабилизация
3. цикл - июль-первая декада августа - цикл базовых нагрузок;
4. цикл - август-сентябрь - развивающий;
5. цикл - сентябрь-октябрь
- стабилизация
6. цикл - базовый
цикл лыжной подготовки с
Из построения работы с юными лыжниками по такой периодизации видно, что наиболее спорным моментом этапа являются циклы наиболее глобальных нагрузок специальной подготовки; цикл базовой тренировки июль-август и особенно развивающий цикл (август-сентябрь).
Как показывает практический
опыт и исследования специалистов последних
лет, для дальнейшего роста
Исследования Р.А.
Абатурова и И.Г. Огольцова показали,
что в подготовительный период на
занятиях лыжников-гонщиков наибольший
эффект приносит работа при ЧСС 160±5
и 180±5 уд/мин. Это согласуется с
мнениями других специалистов. Из опыта
работы со взрослыми спортсменами следует,
что применение средств специальной
подготовки в развивающем режиме
дает прирост интенсивности в
течение одного мезоцикла подготовительного
периода на 15-20 % как у мужчин, так
и у женщин. Причем наиболее высокие
показатели у спортсменов, которые
выполнили работу более вариативного
характера. Максимальные показатели интенсивности
от соревновательной у взрослых спортсменов
достигали в кроссе с имитацией
75-80 %, а на лыжероллерах 85-90%. Но при
этом исследования показали и то, что
даже у взрослых, высококвалифицированных
гонщиков нагрузка, равные по величине
объема и интенсивности, в конечном
итоге не всегда одинаково воздействует
на результативность спортсмена. Отсюда
следует, что на занятиях юных гонщиков
такие нагрузки надо включать осторожно,
чаще варьируя режимы работы и средства,
строго учитывая возрастные и индивидуальные
особенности спортсменов. Это подтверждается
и в работе предыдущих лет. Так, И.Т.
Яковлев показывает, что планирование
нагрузки должно осуществляться с учетом
индивидуальной скорости движения спортсмена,
что позволит обеспечить целесообразный
режим при выполнении специальных
упражнений, на котором более эффективно
идет одновременное
При этом дальнейший рост результатов в лыжных гонках будет предопределяться рациональным сочетанием нагрузок именно различной интенсивности - это мнение многих специалистов.
Вариативность нагрузок, их интенсивность, а также сочетание средств в подготовительном периоде разными авторами дается по-разному. Так, Н.А. Колодяжная предлагает в июле в тренировочных микроциклах применять как ведущее средство кросс с имитацией, а в августе - лыжероллеры. При этом у автора есть рекомендации по интенсивности выполнения работы: в июле кросс с имитацией составляет 33-35 % от общего объема, из них в развивающем режиме 9-10 % от общего объема, работа на лыжероллерах составляет 47-45 % от общего объема (в поддерживающем и восстанавливающем режиме); в августе кросс с имитацией составляет только 16-18 % от общего объема и в развивающем режиме 2-2,5 %, когда работу на лыжероллерах уже рекомендуется выполнять 74-75 % от общего объема циклической работы и 18,5 % в развивающем режиме. Некоторые авторы отмечают необходимость четко распределять нагрузки в микроцикле; причем в подготовительном периоде для прироста работоспособности лучше концентрировать нагрузку в 2-3 ударных днях микроцикла, это обычно 2, 3 или 5-й дни, а в соревновательном периоде лучше равномерно распределять нагрузки по тренировочным дням микроцикла, т.к. главная задача этого периода - удержание спортивной формы.
Манжосов В.И. попытался представить конкретные данные применения средств специальной подготовки в годичном цикле, по мере роста результатов у юных лыжников-гонщиков: так спортсменам II-го разряда для дальнейшего совершенствования необходимо выполнить следующую физическую нагрузку в объеме 2800 км в подготовительном периоде (180 тренировочных днях в году):
· кросс и ходьбы - 700 км;
· кросс с имитацией - 300 км;
· имитации в подъем (входит в бег) - 50 км;
· лыжероллеров - 300 км;
При общем объеме циклической работы 5000 км. в течение года (250 тренировочных дней) спортсменам (1-го спортивного разряда) для дальнейшего совершенствования специальных качеств необходимо выполнить:
· кросс и ходьбы - 500 км;
· кросс с имитацией – 800 км;
· имитации в подъем - 200 км;
· лыжероллеров - 950 км;
Также автор предлагает
более точно конкретизировать режимы
выполняемой специальной