Оздоровительно направленное закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Проблема оздоровительного закаливания организма человека рассматривается в течение многих столетий. Так известно, что здоровье человека на 10–20% зависит от наследственности, 10–20% – от состояния окружающей среды, 8–12% – от уровня здравоохранения и 50–70% – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое др. [3,с.21]. Человек, в отличие от животных, сам создает необходимые ему условия существования посредством целенаправленной, преобразующей природу деятельности. Тем самым, он не только приспосабливает природу к своим потребностям, но и создает себя, свои потребности, способности и свойства в пределах, ограниченных его биологической природой и социальными условиями жизни, которые он также непрерывно изменяет. Его деятельность приобрела общественный характер не только потому, что вовлекает в свою орбиту других людей, но и потому, что опирается на социальный опыт поколений, который представлен совокупностью средств, форм и способов ее осуществления, и, в частности, составом целей, средств и методов закаливания [14,с.27].

Оглавление

Введение .................................................................................................................3

Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.

Исторические аспекты проблемы закаливания организма человека…..…...…6

Глава 2. Основные принципы закаливания………………….….....…..……...11

Глава 3. Методы закаливания организма человека

3.1. Закаливание воздухом……………………………………...………....…….15

3.2. Закаливание водой………………………………...……………...…………23

3.3. Закаливание солнечной энергией…..…………………………..…….……30

Заключение ..........................................................................................................36

Список использованной литературы..............................................................39

Приложения..........................................................................................................46

Файлы: 1 файл

курсовая физ-ра.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА» 
 
 

Факультет психологии

Специальность – «Психология»

Учебная дисциплина – «Физическая культура» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

На  тему: Оздоровительно направленное закаливание 
 

Студентка: Груданова Елена Павловна (17367) 
 

Научный руководитель___________________________________ 
 

Дата  представления__________________________

Дата  защиты_________________________________

Оценка____________________ 
 
 

Тула, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .................................................................................................................3

Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.

Исторические  аспекты проблемы закаливания организма  человека…..…...…6

Глава 2. Основные принципы закаливания………………….….....…..……...11

Глава 3. Методы закаливания организма человека

3.1. Закаливание воздухом……………………………………...………....…….15

3.2. Закаливание водой………………………………...……………...…………23

3.3. Закаливание  солнечной энергией…..…………………………..…….……30

Заключение  ..........................................................................................................36

Список  использованной литературы..............................................................39

Приложения..........................................................................................................46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Проблема  оздоровительного закаливания организма  человека рассматривается в течение  многих столетий. Так известно, что  здоровье человека на 10–20% зависит от наследственности, 10–20% – от состояния окружающей среды, 8–12% – от уровня здравоохранения и 50–70% – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое др. [3,с.21]. Человек, в отличие от животных, сам создает необходимые ему условия существования посредством целенаправленной, преобразующей природу деятельности. Тем самым, он не только приспосабливает природу к своим потребностям, но и создает себя, свои потребности, способности и свойства в пределах, ограниченных его биологической природой и социальными условиями жизни, которые он также непрерывно изменяет. Его деятельность приобрела общественный характер не только потому, что вовлекает в свою орбиту других людей, но и потому, что опирается на социальный опыт поколений, который представлен совокупностью средств, форм и способов ее осуществления, и, в частности, составом целей, средств и методов закаливания [14,с.27].

       Важную  роль играет закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до трех лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Результаты массовых обследований состояния здоровья школьников (В.М. Филиппов, 2002; Ю.Н. Вавилов, 1990г.; А.А. Баранов, 1997г. и др.) убедительно показывают, что только 25–30 % детей, поступающих в первый класс, можно считать здоровыми, а к выпускному классу здоровых остается 5–10 % школьников. Последствия этих процессов угрожающие – это физиологическая неготовность большинства школьников к восприятию программы обучения и выполнению гражданских обязанностей, огромные расходы на лечение и реабилитацию как взрослых, так и детей, повсеместное распространение вредных привычек, рост детской и подростковой агрессивности. В то же время  регулярная физическая активность значительно улучшает здоровье, особенно состояние опорно–двигательной и  сердечно – сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека [8,с.44].

       Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды [2,с.3]. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает тысячу лет.

       Мощное  оздоровительное средство – это закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2–4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

       В современных условиях значение закаливания  все более возрастает. Это связано  с реализацией широкой программы  строительства многочисленных объектов в различных климатических зонах, в том числе и труднодоступных районах. Миллионы людей эффективно используют различные закаливающие средства. Можно лишь приветствовать, что в нашей стране все больше появляется школ закаливания, где наряду с воздушными, водными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные средства физической культуры [4,с.78].

       Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко  ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

       На  основании вышеизложенного формируется  научная проблема, заключающаяся  в обосновании применения оздоровительных технологий в системе закаливания человека.

       Актуальность  определяется тем, что оно посвящается  изучению вопросов влияния природных  факторов на организм человека.

       Объект  исследования – система средств  оздоровления.

       Предмет исследования – факторы оптимизации закаливания.

       В соответствии с этим, цель настоящего исследования состоит в том, чтобы  показать каким образом влияет закаливание  на оздоровление человека.

       В рамках этой цели, решаются следующие  задачи:

  • дать понятие «Закаливание», раскрыть его сущность и значение;
  • рассмотреть исторические предпосылки закаливания человеческого организма;
  • перечислить принципы закаливания человека;
  • описать применение методов закаливания организма человека солнцем, воздухом и водой;
  • рассмотреть нетрадиционные методики оздоровления организма.

       Научная новизна определяется основными  результатами. Показано, что описанные  ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность  человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.

       Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закаливания.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.

Исторические  аспекты проблемы закаливания организма  человека

       Закаливание – это одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Что же подразумевается под понятием закаливание и закалка? «В русской речи, – писал профессор В.В. Гориневский, – понятия эти возникли на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости» [9,с.8].

       Суммируя  научные данные об использовании  естественных факторов природы, физиолог А.П. Парфенов отмечал, что можно... определить закаливание человека как частный  случай тренировки, направленной к  совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний [11,с.37].

       В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов. Давно известно, что воздух, вода и солнце широко использовались для закаливания еще в давние времена. В папирусах Древнего Египта, к примеру, отмечено, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Предполагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей – будущих воинов – было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время – в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на соломе или сене без подстилки и покрывала [3,с.115].

       Сторонником использования в оздоровительных  целях обтираний, обмываний и  холодных ванн был Гиппократ. Идеи его  нашли распространение в трудах ученых других стран. В Азии, например, взглядов Гиппократа придерживался  ученый, философ и врач Абу Али ибн – Сина (Авиценна). В VIII–IX веках он создал «Канон врачебной науки»,  где разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю – на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды [11,с.87] .

       Древнейший  русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так – в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье.

       Скифы, по свидетельству Геродота, купали своих новорожденных в холодной воде. Жители Северного Кавказа  два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни.

       Крупнейшим  культурно–историческим событием в  пропаганде закаливания, заставившим  широкие круги Европы обратить внимание на оздоровляющие и целебные силы природы, было издание в 1761 году романа в письмах литератора и философа Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза». Мысль автора, вложенная в уста главной героини романа, не потеряла своего значения и сегодня. Юлия, оценивая систему воспитания своего первенца, говорит: «Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того,– что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти в детстве от насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину» [16,с.41].

       Уважительно к закаливанию относились и в  Древней Руси. Е.А. Покровский писал  о том, что у жителей Древней  Руси ...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего  детского возраста к холоду и различным непогодам. Великий русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До прекло ного возраста полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. «Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным», – вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А.В.Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой бане. Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении «Наука побеждать» он писал: «Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер–офицеру и ефрейтору – палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет». Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А.В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход через Альпы и штурмом овладеть Сен–Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

       Фельдмаршал М.И. Кутузов, продолжая ратные суворовские  традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В.Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил баню и прямо с полки кидался в снег...».

       Не  случайно у русского народа есть поговорка: «Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды». Большой  смысл скрыт в этих словах. Суровые  климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Информация о работе Оздоровительно направленное закаливание