Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:50, курсовая работа
Проблема оздоровительного закаливания организма человека рассматривается в течение многих столетий. Так известно, что здоровье человека на 10–20% зависит от наследственности, 10–20% – от состояния окружающей среды, 8–12% – от уровня здравоохранения и 50–70% – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое др. [3,с.21]. Человек, в отличие от животных, сам создает необходимые ему условия существования посредством целенаправленной, преобразующей природу деятельности. Тем самым, он не только приспосабливает природу к своим потребностям, но и создает себя, свои потребности, способности и свойства в пределах, ограниченных его биологической природой и социальными условиями жизни, которые он также непрерывно изменяет. Его деятельность приобрела общественный характер не только потому, что вовлекает в свою орбиту других людей, но и потому, что опирается на социальный опыт поколений, который представлен совокупностью средств, форм и способов ее осуществления, и, в частности, составом целей, средств и методов закаливания [14,с.27].
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.
Исторические аспекты проблемы закаливания организма человека…..…...…6
Глава 2. Основные принципы закаливания………………….….....…..……...11
Глава 3. Методы закаливания организма человека
3.1. Закаливание воздухом……………………………………...………....…….15
3.2. Закаливание водой………………………………...……………...…………23
3.3. Закаливание солнечной энергией…..…………………………..…….……30
Заключение ..........................................................................................................36
Список использованной литературы..............................................................39
Приложения..........................................................................................................46
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ПРАВА»
Факультет психологии
Специальность – «Психология»
Учебная
дисциплина – «Физическая культура»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
На
тему: Оздоровительно направленное
закаливание
Студентка:
Груданова Елена Павловна (17367)
Научный
руководитель__________________
Дата
представления_________________
Дата
защиты________________________
Оценка____________________
Тула, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
..............................
Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.
Исторические аспекты проблемы закаливания организма человека…..…...…6
Глава
2. Основные принципы закаливания………………….….....…..……
Глава 3. Методы закаливания организма человека
3.1. Закаливание
воздухом……………………………………...………..
3.2. Закаливание
водой………………………………...……………...……
3.3. Закаливание солнечной энергией…..…………………………..…….……30
Заключение
..............................
Список
использованной литературы....................
Приложения....................
Введение
Проблема оздоровительного закаливания организма человека рассматривается в течение многих столетий. Так известно, что здоровье человека на 10–20% зависит от наследственности, 10–20% – от состояния окружающей среды, 8–12% – от уровня здравоохранения и 50–70% – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое др. [3,с.21]. Человек, в отличие от животных, сам создает необходимые ему условия существования посредством целенаправленной, преобразующей природу деятельности. Тем самым, он не только приспосабливает природу к своим потребностям, но и создает себя, свои потребности, способности и свойства в пределах, ограниченных его биологической природой и социальными условиями жизни, которые он также непрерывно изменяет. Его деятельность приобрела общественный характер не только потому, что вовлекает в свою орбиту других людей, но и потому, что опирается на социальный опыт поколений, который представлен совокупностью средств, форм и способов ее осуществления, и, в частности, составом целей, средств и методов закаливания [14,с.27].
Важную роль играет закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до трех лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Результаты массовых обследований состояния здоровья школьников (В.М. Филиппов, 2002; Ю.Н. Вавилов, 1990г.; А.А. Баранов, 1997г. и др.) убедительно показывают, что только 25–30 % детей, поступающих в первый класс, можно считать здоровыми, а к выпускному классу здоровых остается 5–10 % школьников. Последствия этих процессов угрожающие – это физиологическая неготовность большинства школьников к восприятию программы обучения и выполнению гражданских обязанностей, огромные расходы на лечение и реабилитацию как взрослых, так и детей, повсеместное распространение вредных привычек, рост детской и подростковой агрессивности. В то же время регулярная физическая активность значительно улучшает здоровье, особенно состояние опорно–двигательной и сердечно – сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека [8,с.44].
Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды [2,с.3]. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает тысячу лет.
Мощное оздоровительное средство – это закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2–4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
В
современных условиях значение закаливания
все более возрастает. Это связано
с реализацией широкой
Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.
На
основании вышеизложенного
Актуальность определяется тем, что оно посвящается изучению вопросов влияния природных факторов на организм человека.
Объект исследования – система средств оздоровления.
Предмет исследования – факторы оптимизации закаливания.
В соответствии с этим, цель настоящего исследования состоит в том, чтобы показать каким образом влияет закаливание на оздоровление человека.
В рамках этой цели, решаются следующие задачи:
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Теоретическое
значение работы состоит в изучении
физиологических механизмов закаливания.
Глава 1. Понятие «Закаливание», сущность и значение.
Исторические аспекты проблемы закаливания организма человека
Закаливание – это одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Что же подразумевается под понятием закаливание и закалка? «В русской речи, – писал профессор В.В. Гориневский, – понятия эти возникли на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости» [9,с.8].
Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог А.П. Парфенов отмечал, что можно... определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний [11,с.37].
В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов. Давно известно, что воздух, вода и солнце широко использовались для закаливания еще в давние времена. В папирусах Древнего Египта, к примеру, отмечено, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Предполагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей – будущих воинов – было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время – в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на соломе или сене без подстилки и покрывала [3,с.115].
Сторонником
использования в
Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так – в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье.
Скифы, по свидетельству Геродота, купали своих новорожденных в холодной воде. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни.
Крупнейшим культурно–историческим событием в пропаганде закаливания, заставившим широкие круги Европы обратить внимание на оздоровляющие и целебные силы природы, было издание в 1761 году романа в письмах литератора и философа Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза». Мысль автора, вложенная в уста главной героини романа, не потеряла своего значения и сегодня. Юлия, оценивая систему воспитания своего первенца, говорит: «Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того,– что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти в детстве от насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину» [16,с.41].
Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси ...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам. Великий русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До прекло ного возраста полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. «Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным», – вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А.В.Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой бане. Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении «Наука побеждать» он писал: «Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер–офицеру и ефрейтору – палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет». Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А.В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход через Альпы и штурмом овладеть Сен–Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.
Фельдмаршал М.И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В.Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил баню и прямо с полки кидался в снег...».
Не случайно у русского народа есть поговорка: «Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды». Большой смысл скрыт в этих словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.