Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1.Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

1.2.Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

1.3. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях

Глава 2. Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

2.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

3. Заключение

4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Особ физвоспитания дет дошк возраста.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

    В сложных  действиях проявляется воля ребенка  – преодоление препятствий при  достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника  могут служить условия, побуждающие  к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном  и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые  усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют  применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств. 

    Двигательная  деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

    Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. 

    2.3. Единство  обучения, воспитания и развития  ребенка в процессе физического  воспитания

    Обучение  является составной частью целостного педагогического процесса, направленного  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства  воспитателя и самостоятельной  деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям  происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития. 

    Содержание  обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с  программой.  

    В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности  развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед  ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы  физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков  и физических качеств. 

    Усвоение  нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное  требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым  двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. 

    Обучение  требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный  отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя  и выполнения упражнений детьми; словесно- логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. 

    Обучение  детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных  чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности. 

    Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи  является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который  содействует формированию всесторонне развитой личности. 

    Заключение

    В отличие  от других педагогических наук, теория физического воспитания познает  общие закономерности, по которым  в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это  и определяет специфику предмета теории физического воспитания. 

    Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в  процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные  средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает  оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно  к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности. 

    Чем скорее ребенок осознает необходимость  своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное  отношение и интерес к физической стороне своей жизни. 

    Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств  – важная сторона повышения эффективности  физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

    Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. : « Четыре четверти» , 1998. – 66с.

    Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК – Малаховка, 2000, - 21с.

    Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968.

    Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.

    Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.

    Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.

    Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.- 144с.

    Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.

    Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

    Леонтьев  А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.

    Матвеев А.П.,Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.

    Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

    Физическая  культура в жизни детей дошкольного  возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М.: 1985.- 59с.

    Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для  студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.

    Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.

    Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998г. 

Информация о работе Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания