Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1.Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

1.2.Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

1.3. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях

Глава 2. Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

2.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

3. Заключение

4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Особ физвоспитания дет дошк возраста.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

    ПЛАН: 

    Глава 1. Теоретические основы физического  воспитания детей дошкольного возраста

           1.1.Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

           1.2.Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

           1.3. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях

Глава 2. Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного  возраста в процессе физического  воспитания

          2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

           2.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

               2.3. Единство обучения, воспитания  и развития ребенка в процессе  физического воспитания

              3. Заключение

           4. Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы физического  воспитания детей  дошкольного возраста. 

    1.1 Место  и роль физической культуры  в общей системе воспитания  детей дошкольного возраста.

    Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация  здравоохранения провозгласила  самый гуманный лозунг за всю историю  существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. 

    Ни в  какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые шесть лет. В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Эта  общая слабость вызывает и самые  различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению  способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  от здоровья, жизнерадостности детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в  знаниях, вера в свои силы. Поэтому  крайне важно организовывать занятия  физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В  настоящее время в ряде детских  учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели. 

    Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в  процессе его воспитания и обучения.  

    Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста учитывает возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации. 

    Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.  

    Вместе  с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при  усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности  ребенка каждого периода его  жизни, состояния нервной системы  и всего организма в целом. 

    Превышения  требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей ( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.  

    Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:

    1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей; 

    2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период (на пример, на учебный год) и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей; 

    3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

4.Проектировать желаемый  уровень конечного результата, предвидя  трудности на пути к достижению  целей;

5.Сравнивать достигнутые  результаты с исходными данными  и поставленными задачами; 

    6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя его. 

    Установлена прямая зависимость между уровнем  двигательной активности детей и  их словарным запасом, развитием  речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в  организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.  

    1.2. Система  физического воспитания в дошкольных  учреждениях 

    Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой  единство цели, задач, средств, форм и  методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной  системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов  включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости  от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. 
 

    1.3.Цель, задачи, средства физического воспитания  в дошкольных учреждениях.

    В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи. 

    Среди оздоровительных задач особое место  занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций  организма, повышение активности и  общей работоспособности. 

    Учитывая  специфику возраста, оздоровительные  задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. 

    Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.  

    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и  навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его  жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь  с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его  интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного  возраста, составляют фундамент для  их дальнейшего совершенствования  в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов  в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей  вырабатывается способность легко  овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков  по возрастным данным находится в  программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме  того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.  

    Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности  к систематическим занятиям физическими  упражнениями. Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях  строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. 

    Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными  биологическими свойствами, в том  числе и типологическими особенностями  основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности  составляют лишь основу для дальнейшего  физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому  очень важно создать такие  условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. 

    Физическое  воспитание благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует  развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.). 

    Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового  образа жизни. Для решения задач  физического воспитания детей дошкольного  возраста используются: гигиенические  факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном  применении всех средств, так как  каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические  факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач  физического воспитания. 

    Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной  и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание  положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам  необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному  росту и развитию ребенка. Полноценный  сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное  влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими  упражнениями на воздухе при солнечных  излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности  отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается  обмен веществ и т.д.).  

Информация о работе Основы обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания