Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить изменение техники коньковых ходов с момента его появления до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по теме исследования;
2. Сравнить биомеханические параметры коньковых ходов различных лет.
3. Выявить, тенденции изменений техники конькового хода с 1994 года и до настоящего времени.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………...………………………….…3
1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В КОНЬКОВЫХ ХОДАХ В ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ……….……………………………………………………….…….6
1.1 Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов………………..…………………………………………...……….6
1.2 Теория обучения двигательным действиям………..……………………...…..11
1.3 Обучение спортивной технике в лыжных гонках……..………………...……18
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ КОНЬКОВОГО ХОДА В ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНЫХ ГОНОК.........................................……….24
2.1 Сравнительный анализ одновременного двухшажного конькового хода с 1994 по 2006 год……………………………………………………..………...……24
2.2 Сравнительный анализ одновременного одношажного конькового хода с 1994 по 2006 год……………………………………………………..………...…….25
3. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА…………………..….….37
3.1 Введение…………………………………………………………………….…...37
3.2. Безопасность проекта……………………………………………………..……37
3.3. Экологичность проекта…………………………………………………...……42
3.4. Анализ возможных чрезвычайных ситуаций………………..…….….………44
3.5. Выводы……..………………………….…………………………….……..……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………..…………...………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….….…………..…………..49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

3 фаза - скольжение с отталкиванием ногой, сделать выпад вперед - влево и перенести массу тела на другую (левую) ногу, а правую, которой заканчивается толчок, отставить назад - в сторону с полным выпрямлением в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах (носок от опоры не отрывать), туловище наклонено, руки удерживают палки сзади на весу [19,23].

 

1.2 Теория обучения  двигательным действиям

 

Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность учеников - учением.

Процессы учения и  преподавания представляют собой две  особые, хотя и взаимосвязанные, формы  деятельности, в которых функции  педагога и учеников строго разграничены. Функция педагога - передача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, развития и воспитания занимающихся. Функция учеников - восприятие, осмысление, переработка знаний, накопление двигательного опыта.

Специфика обучения в  физическом воспитании состоит в  том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности [3, 4].

Способность человека приобретать  знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью. Каждый человек обладает разной степенью обучаемости: один быстрее осваивает изучаемое двигательное действие, другой — медленнее. Способность к обучаемости обусловлена следующими факторами:

  • сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз, сложностью его ритмической структуры действия);
  • двигательной одаренностью индивида;
  • накопленным двигательным опытом;
  • половозрастными показателями;
  • эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся;

Каждое двигательное действие состоит из движений [13]. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени [14].

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может  быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками. В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

  • знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ—модель будущего действия;
  • наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;
  • многократных повторений изучаемых действий;

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной  роли  мышления [3].

Характерными признаками двигательного умения являются;

  • Управление движениями происходит не автоматизировано;
  • Сознание ученика загружено контролем каждого движения;
  • Невысокая быстрота выполнения действия;
  • Действие выполняется неэкономно, при значительной степени  утомления;
  • Относительная расчлененность движений;
  • Нестабильность действия;
  • Непрочное запоминание действия [3];

В процессе дальнейшего  овладения двигательным действием умение превращается в навык.

Двигательный навык - это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

  • Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.
  • Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;
  • Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;
  • Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.);
  • Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (на учившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может 
    выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва) [3, 4].

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым - двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача - научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

На основе ранее усвоенных  знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка [3, 29].

Эти умения связаны с  самостоятельным решением новых  двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.

От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки - это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки - это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно [3, 13, 26].

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяется тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить этапы, которые в  педагогических целях рассматриваются  относительно изолированно. Каждый этап характеризуется, прежде всего, своеобразием познавательной деятельности занимающихся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого физического упражнения [3].

На первом этапе происходит начальное  разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия; т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», концентрируя внимание на её звеньях. Для достижения этой цели вначале создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем в том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления о изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений [29].

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в пространстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двигательного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав других, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникновение грубых ошибок. В-третьих, добиться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники двигательного действия в целом путём облегчения условий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного действия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внимания и значительных нервных напряжений [3].

На втором этапе физическое упражнение разучивается углубленно, создается  умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических  требований. Некоторые элементы двигательного  действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом и мыслительная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

С появлением слитности в движениях  и закреплением отдельных элементов  действия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более  обобщенную форму сознательного  контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упражнение [14, 29].

На третьем этапе обеспечивается совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осуществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего их временных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выполнения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обучения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершенствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от преподавателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и других качеств занимающихся.

Для того чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспособляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяется в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно, чтобы внимание занимающихся сосредоточивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содержание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради которой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение [3, 6].

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разучивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном процессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные перерывы становятся возможными. Количество повторений совершенствуемых двигательных действий возрастает от занятия к занятию. Здесь реализуется принцип развивающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических способностей, обеспечивающих необходимую эффективность действия [14].

 

1.3 Обучение  спортивной технике в лыжных  гонках

 

Спортивная  техника - это способ выполнения спортивного  действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей [5].

Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки [1, 4, 5].

В плане многолетней  технической подготовки, особенно в  юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны обучающимся в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В этом случае обучающие овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа технических элементов, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников [1].

Информация о работе Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов