Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить изменение техники коньковых ходов с момента его появления до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по теме исследования;
2. Сравнить биомеханические параметры коньковых ходов различных лет.
3. Выявить, тенденции изменений техники конькового хода с 1994 года и до настоящего времени.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………...………………………….…3
1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В КОНЬКОВЫХ ХОДАХ В ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ……….……………………………………………………….…….6
1.1 Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов………………..…………………………………………...……….6
1.2 Теория обучения двигательным действиям………..……………………...…..11
1.3 Обучение спортивной технике в лыжных гонках……..………………...……18
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ КОНЬКОВОГО ХОДА В ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНЫХ ГОНОК.........................................……….24
2.1 Сравнительный анализ одновременного двухшажного конькового хода с 1994 по 2006 год……………………………………………………..………...……24
2.2 Сравнительный анализ одновременного одношажного конькового хода с 1994 по 2006 год……………………………………………………..………...…….25
3. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА…………………..….….37
3.1 Введение…………………………………………………………………….…...37
3.2. Безопасность проекта……………………………………………………..……37
3.3. Экологичность проекта…………………………………………………...……42
3.4. Анализ возможных чрезвычайных ситуаций………………..…….….………44
3.5. Выводы……..………………………….…………………………….……..……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………..…………...………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….….…………..…………..49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Различают общую и специальную техническую подготовку [4, 17]. В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.

В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.) [12, 18,20].

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий [3]. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность  техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в лыжных гонках это - соотношение частоты шагов в зависимости от рельефа.

        Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, — спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание [13, 14].

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту [3].

Оценку эффективности  техники осуществляют несколькими  способами:

  • сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
  • сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
  • сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена — силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
  • сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

  • стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
  • устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);
  • сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
  • автоматизированность выполнения действий;

Задачи в  процессе общей технической подготовки решаются следующие:

  • Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;
  • Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП;

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

  • Сформировать знания о технике спортивных действий;
  • Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;
  • Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях;
  • Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования);
  • Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «коньковый» ход в лыжах) [3, 4].

В процессе технической  подготовки используется комплекс средств  и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

1. Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

  • беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
  • показ техники изучаемого движения;
  • демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др;
  • использование предметных и других ориентиров;
  • звуко- и светолидирование;
  • различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации;

2. Средства  и методы, в основе которых  лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений.

 

В этом случае применяются:

  • общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
  • специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
  • методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
  • равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение  данных средств и методов зависит  от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки [3, 14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ КОНЬКОВОГО ХОДА В  ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНЫХ ГОНОК

Для реализации поставленных задач  мы использовали следующие  методы:

1. Изучение научно  — методической и научно —  исследовательской литературы, поиск  и аналитический обзор источников  отечественных и зарубежных авторов  по интересующей нас проблеме;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогический эксперимент;

4. Анализа  видеоматериалов. 

 

 

Сравнительный анализ одновременного двухшажного конькового хода с 1994 по 2006 год

Организация исследования

 На первом этапе  наших исследований нам предстояло проанализировать циклы одновременного одношажного и одновременного двухшажного конькового хода у квалифицированных лыжников – гонщиков  Олимпиад 1994, 1998 и 2006 года, для этого мы использовали видеозаписи соответствующих лет.

Во время анализа  были выявлены отрицательные элементы коньковой техники, которые на ранних этапах применения конькового хода в соревнованиях  не считались ошибками.

 Отрицательные элементы, которые нам удалось выявить  в фазах цикла одновременного двухшажного конькового хода в 1994 году:

1. в первой фазе, которая  начинается в момент отрыва  лыжи от снега и заканчивается  в момент, когда маховая нога  поравняется с опорной (рис. 2 и  3) виден элемент - горизонтальный  перекос плеч;

2. в третьей фазе, скольжение  с одновременным отталкиванием палками и лыжей в первом скользящем шаге, которая начинается в момент постановки палки на снег, заканчивается в момент отрыва лыжи от снега. Виден такой элемент, как горизонтальный перекос таза (рис. 4 и 5).

Со временем в коньковой  технике происходят изменения некоторых элементов, это объясняется тем, что идёт постоянный поиск наиболее оптимального варианта передвижения коньковым ходом на фоне постоянно изменяющихся параметров действующих на квалифицированного лыжника –  гонщика во время передвижения по дистанции таким образом в цикле одновременного двухшажного конькового хода (по сравнению с 1994 годом) в 1998 году нам удалось выявить следующие элементы:

1. в первой фазе - свободное одноопорное скольжение в первом шаге, которая начинается в момент отрыва лыжи от снега и заканчивается в момент, когда маховая нога поравняется с опорной, присутствует элемент – перекос плеч, но по сравнению с этим же циклом в 1994 году этот элемент становиться менее выраженном (рис. 7 и 8).

2. в третьей фазе - скольжение с одновременным отталкиванием палками и лыжей в первом скользящем шаге, которая начинается в момент постановки палки на снег, заканчивается в момент отрыва лыжи от снега, присутствует элемент перекос таза по сравнению с 1994 годом этот элемент становиться менее выраженным (рис. 10).

Анализ элементов коньковой техники 2006 года в цикле одновременного двухшажного конькового хода даст нам современное представление о технике передвижения коньковым ходом и основных элементах по сравнению с 1998 и 1994 годом:

1. в первой фазе - свободное  одноопорное скольжение в первом  шаге, которая начинается в момент  отрыва лыжи от снега и заканчивается  в момент, когда маховая нога  поравняется с опорной, отсустсвует  такой элемент как перекос  плеч (рис. 11 и 12).

2. в третьей фазе – скольжение с одновременным отталкиванием палками и лыжей в первом скользящем шаге, которая начинается в момент постановки палки на снег, заканчивается в момент отрыва лыжи от снега, нет элемента перекоса таза по время отталкивания, (рис. 13).

 

2.2 Сравнительный анализ одновременного одношажного конькового хода с 1994 по 2006 год

 

Элементы, которые нам  удалось выявить в фазах цикла  одновременного одношажного конькового хода в 1994 году:

1. В первой фазе - свободное  скольжение; выпад вперед - вправо перенос массы тела на сильно согнутую правую (опорную) ногу, левую (маховую) отставить назад - в сторону (опоры не касаться), руки находятся сзади и удерживают палки на весу, туловище наклонено вперед, затем почти полностью выпрямляется правая нога, подтянуть к ней левую и, разгибая туловище, вынести палки вперед (на опору не ставить). Виден такой элемент как разворачивание плеч (рис. 17);

2. В конце первой  фазы присутствует элемент двухопорного  скольжения, (рис. 18);

3. Во второй фазе - скольжение  с отталкиванием руками; правая нога слегка согнутая, левая подтянута к опорной, держать на весу рядом; при почти выпрямленном туловище палки перед носками ног - это начало второй фазы; наклоняя туловище и наваливаясь на палки, выполнить толчок руками с полным выпрямлением в плечевых и локтевых суставах (от опоры не отрывать), сделать небольшое подседание на толчковой (правой) ноге - это окончание фазы, присутствует такой элемент, как двухопорное скольжение (рис. 19).

Основные изменения  которые нам удалось выявить в одновременном одношажном ходе в 1998 году по сравнению с 1994:

1. В первой фазе - свободное  скольжение; выпад вперед - вправо  перенос массы тела на сильно  согнутую правую (опорную) ногу, левую  (маховую) отставить назад - в  сторону (опоры не касаться), руки находятся сзади и удерживают палки на весу, туловище наклонено вперед, затем почти полностью выпрямляется правая нога, подтянуть к ней левую и, разгибая туловище, вынести палки вперед (на опору не ставить). Отсутствует элемент перекоса плеч по сравнению с 1994 (рис. 21);

Информация о работе Основные исторические моменты развития и особенности техники коньковых ходов