Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………......10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31
Описанные упражнения рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики, физкультминутки, а также в комплексы ОРУ для уроков физической культуры.
Подвижные игры включают упражнения на ловкость, быстроту, скорость. Комплексность упражнений очень ценна и важна в физическом воспитании детей школьного возраста. Игра, с одной стороны, способствует общему совершенствованию двигательной деятельности и повышению интереса к занятиям, а с другой – способствует закреплению навыка правильной осанки при специальном подборе игр, требующих сохранять позу правильной осанки. С этой целью следует рекомендовать игры, требующие быстро принимать позу правильной осанки – «пятнашки» - пятнать нельзя того, кто стоит в стойке правильной осанки. Игра «море волнуется», в которой дети играя, имитируют волнение моря движением рук, а по сигналу «море спокойно», должны принять позу правильной осанки. Игра типа эстафет – передача мяча через голову в колоннах, преодоление полос препятствий с выполнением упражнений в равновесии, лазании по стенке, скамейке в упоре стоя на коленях, бросании и ловли мяча над головой и др. [12].
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня
Они дают возможность лишний раз на протяжении всего учебного дня напоминать ученикам о значении осанки, которая считается правильной и тем самым способствовать лучшему осознанию её значения и необходимости. Это:
Утренняя гимнастика с включением упражнений на ощущение правильной осанки, с них должен начинаться комплекс упражнений, ими и заканчиваться.
В физкультурных паузах обязательно должны быть корригирующие упражнения с выпрямлением спины, а также упражнения на ощущение правильной осанки с указанием следить за осанкой.
Соблюдать правила о соответствии размера парт росту учащихся. Учителям следить за правильным положением тела учеников при сидении.
Изготовить плакаты, изображающие правильную осанку, правильные и неправильные способы ходьбы, сидения за столом, лежания во время сна.
В программу медицинского обследования включить показания – тип осанки учеников с учетом изменчивости в период роста. Врачам школ проводить беседы с детьми и родителями о влиянии осанки на состояние здоровья.
На всех этапах построения требовать строевой выправки и следить за осанкой [12].
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
Исследовательская работа по изучению осанки детей проводилась в городе Липецке с 3-ми классами гимназии №59 и 7-ми, 9-ми классами МОУ СОШ №65. Всего было обследовано 266 детей.
В своем исследовании мы пользовались методиками:
Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов.
Ученик становится к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5 см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше, то осанка нарушена.
Методика определения искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов.
Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и с правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует. Если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
Методика определения бокового искривления позвоночника. Определение сколиозов.
Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.
Итоги обследований учащихся
Классы |
Кол-во учеников |
Нормальная осанка |
% соотношение |
Нарушения осанки |
% соотношение |
3-и |
60 |
21 |
35% |
11 |
18,3% |
7-ые |
105 |
42 |
40% |
24 |
22,9% |
9-ые |
101 |
48 |
47,5% |
29 |
28,7% |
Данные врачебно – физкультурного диспансера
Классы |
Кол-во учеников |
Нормальная осанка |
% соотношение |
Нарушения осанки |
% соотношение |
Младшие классы |
606 |
208 |
34,3% |
12 |
2% |
Средние классы |
530 |
183 |
34,5% |
79 |
14,9% |
Старшие классы |
625 |
220 |
35,2% |
95 |
15,2% |
Итоги обследований опорно-двигательного аппарата у школьников показывают, что физическое состояние школьников ухудшается из года в год. Это наблюдается не только у учеников, но и в целом по городу Липецку (данные предоставлены врачебно-физкультурным диспансером).
ВЫВОДЫ
1. Осанка в школьном возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у школьников опасны еще и тем, что при них происходит расстройство функционирования многих органов и систем, которое может привести даже к заболеваниям.
2. В младшем школьном
возрасте костная система
3. Методика воспитания правильной осанки происходит в несколько этапов, в ходе которых применяются раздельный, целостный и смешанный методы физического воспитания. Главным средством в методике являются специально подобранные, методически оформленные физические упражнения и игры. Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 3-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ