Осанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………......10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

самая старая.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Описанные упражнения рекомендуется  включать в комплекс утренней гимнастики, физкультминутки, а также в комплексы  ОРУ для уроков физической культуры.

Подвижные игры включают упражнения на ловкость, быстроту, скорость. Комплексность упражнений очень ценна и важна в физическом воспитании детей школьного возраста. Игра, с одной стороны, способствует общему совершенствованию двигательной деятельности и повышению интереса к занятиям, а с другой – способствует закреплению навыка правильной осанки при специальном подборе игр, требующих сохранять позу правильной осанки. С этой целью следует рекомендовать игры, требующие быстро принимать позу правильной осанки – «пятнашки» - пятнать нельзя того, кто стоит в стойке правильной осанки. Игра «море волнуется», в которой дети играя, имитируют волнение моря движением рук, а по сигналу «море спокойно», должны принять позу правильной осанки. Игра типа эстафет – передача мяча через голову в колоннах, преодоление полос препятствий с выполнением упражнений в равновесии, лазании по стенке, скамейке в упоре стоя на коленях, бросании и ловли мяча над головой и др. [12].

3.4. Дополнительные  мероприятия в режиме дня

 

Они дают возможность  лишний раз на протяжении всего учебного дня напоминать ученикам о значении осанки, которая считается правильной и тем самым способствовать лучшему осознанию её значения и необходимости. Это:

Утренняя гимнастика с включением упражнений на ощущение правильной осанки, с них должен начинаться комплекс упражнений, ими и заканчиваться.

В физкультурных паузах обязательно должны быть корригирующие  упражнения с выпрямлением спины, а  также упражнения на ощущение правильной осанки с указанием следить за осанкой.

Соблюдать правила о соответствии размера парт росту учащихся. Учителям следить за правильным положением тела учеников при сидении.

Изготовить плакаты, изображающие правильную осанку, правильные и неправильные способы ходьбы, сидения за столом, лежания во время сна.

В программу медицинского обследования включить показания – тип осанки учеников с учетом изменчивости в период роста. Врачам школ проводить беседы с детьми и родителями о влиянии осанки на состояние здоровья.

На всех этапах построения требовать строевой выправки и следить за осанкой [12].

 

Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

 

Исследовательская работа по изучению осанки детей проводилась в городе Липецке с 3-ми классами гимназии №59 и 7-ми, 9-ми классами МОУ СОШ №65. Всего было обследовано 266 детей.

В своем исследовании мы пользовались методиками:

Методика определения  искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов.

Ученик становится к  стене так, чтобы к ней прикасались  лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5 см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определения  искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и с правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует. Если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определения  бокового искривления позвоночника. Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится  в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.

 

Итоги обследований учащихся

Классы

Кол-во учеников

Нормальная  осанка

% соотношение

Нарушения осанки

% соотношение

3-и

60

21

35%

11

18,3%

7-ые

105

42

40%

24

22,9%

9-ые

101

48

47,5%

29

28,7%


 

 

Данные врачебно –  физкультурного диспансера

Классы

Кол-во учеников

Нормальная  осанка

% соотношение

Нарушения осанки

% соотношение

Младшие

классы

606

208

34,3%

12

2%

Средние

классы

530

183

34,5%

79

14,9%

Старшие классы

625

220

35,2%

95

15,2%


 

Итоги обследований опорно-двигательного  аппарата у школьников показывают, что физическое состояние школьников ухудшается из года в год. Это наблюдается не только у учеников, но и в целом по городу Липецку (данные предоставлены врачебно-физкультурным диспансером).

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Осанка в школьном возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у школьников опасны еще и тем, что при них происходит расстройство функционирования многих органов и систем, которое может привести даже к заболеваниям.

2. В младшем школьном  возрасте костная система отличается  недостаточной твердостью. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. В среднем школьном возрасте процесс формирования костной ткани продолжается, поэтому сохраняется опасность его искривления. В старшем школьном возрасте формирование костной и мышечной систем почти завершается и поэтому все искривления позвоночника исправить очень трудно или невозможно.

3. Методика воспитания правильной осанки происходит в несколько этапов, в ходе которых применяются раздельный, целостный и смешанный методы физического воспитания. Главным средством в методике являются специально подобранные, методически оформленные физические упражнения и игры. Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 3-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.

4.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.
  2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л.: Медицина, 1991. - 416 с. - (научно-популярная медицинская литература).
  3. Андреева Т.М. Социальная психология-М: Аспект Пресс, 2000.-376с.
  4. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев: Здоровье, 1988. - 133 с.
  5. Вилков А.С. "Глазами ортопеда" газета "Сургутский вестник" февраль 2003г.
  6. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. - 8. с 25 - 28.
  7. Гукасова Н.А. "Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза", Москва, "Медицина" 1987г. стр. 195.
  8. Корнилов А.С. "Коррекция нарушений осанки школьников" Санкт-Петербург, издательство "Детство-пресс", 1998 г.
  9. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2004. - 207 с.
  10. Красикова И. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. Изд-во Корона-принт, 2007 г.
  11. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 1963. - 64 с.
  12. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – Л.: Медицина,1982.
  13. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. — Л.: Медицина, 1988.— 141 с.
  14. Маркс О. В. Ортопедическая диагностика. - М.: Наука и техника, 1978.
  15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
  16. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Высшая школа, 1980. - 288 с.
  17. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 127 с.
  18. Минх А. А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., Физкультура и спорт, 1981г.
  19. Носкова Л.А. Позвоночник - осанка - здоровье. - М.: Феникс, 1999. - 98 с.
  20. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2е изд., испр. и доп..- М.: Изд. Центр «Академия», 2007г.
  21. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. С.Н. Попова. Изд. 3-е. — Р н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.
  22. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. –М.: Физкультура и спорт, 1999г.
  23. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.
  24. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Олимпия-Пресс, 2005. — 528 с.
  25. Устелимова С. Массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.-М.: Изд-во Вече, 2003г.-208с.
  26. Материал взят с сайта www. nsportal.ru/tretuakova. Формирование осанки у детей школьного возраста.



Информация о работе Осанка