Осанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………......10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

самая старая.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В  РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5

    1. Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
    2. Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
    3. Причины нарушения осанки……………………………………......10
    4. Необходимость правильной осанки………………………………..11

Глава II. ОСОБЕННОСТИ  ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14

2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14

2.2. Особенности опорно-двигательного  аппарата детей среднего школьного  возраста……………………………………………………….15

2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6

Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18

3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18

3.2. Последовательность  в работе при воспитании осанки……………..21

3.3. Основные средства  для воспитания осанки………………………..24

3.4. Дополнительные мероприятия  в режиме дня………………………29

Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под правильной осанкой  понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит.

Значение состояния  осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

От умения правильно  держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Осанка имеет большое  эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.

Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.

Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.

Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и формирование правильной осанки человека.

Согласно современным  взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма  и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды.

Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей  во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских  учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы  дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в  жизнедеятельности человека, способствуя  рациональному использованию биомеханических  свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.

Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть физиологические  особенности осанки школьников.

2. Изучить особенности  опорно – двигательного аппарата  школьников младшего, среднего и старшего возраста.

3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.

4. Исследовать осанку  детей младшего, среднего и старшего возраста.

 

Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В  РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА

 

1.1. Понятие осанки и ее типы

 

Осанка – привычное  положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая  от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических  изгибов позвоночника.

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Определяется вертикальное положение головы – подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козелок уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линии [9, c. 35].

При осмотре сбоку  правильная осанка характеризуется  несколько приподнятой грудной  клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба.

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет  свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный  переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1–2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28є, у девочек – 31є. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10–12 годам [13, c. 87].

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния  нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Позвоночник выполняет  основную опорную функцию. Его осматривают  в саггитальной, горизонтальной и  фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков. Обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии,   изгибы в саггитальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз) [11, c. 39].

 Осанка бывает нескольких  типов:

а) Нормальная (подтянутая) - все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо: плечи развернуты и слегка оттянуты назад. Грудь выпуклая, живот подобран.

б) Плоская спина (лордоз) - тип осанки, для которого характерно сглаживание всех физиологических изгибов, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед, мышцы туловища гипотоничны [21, с. 200].

в) Круглая спина (кифоз) - тип осанки, для которого характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Голова наклонена вперед. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время [21, с. 199].

г) Кругло-вогнутая спина - тип осанки, характеризующийся увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперед и свисает. Колени максимально разогнуты, может наблюдаться переразгибание коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истончены [21, с. 199].

д) Плоско-вогнутая спина - тип осанки, характеризующийся уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота книзу [21, с. 200].

 Перечисленные типы  осанок главным образом зависят  от кривизны позвоночника в  саггитальном (передне-заднем) направлении. То есть, они заметны, если смотреть сбоку. При виде спереди, линия плеч кажется ровной. 
Но имеются два типа нарушения осанки, связанные с искривлениями в фронтальном (боковом) направлении:

е) Косая спина (ассиметричная осанка) - этот тип осанки характеризуется отклонением головы вправо или влево, плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, отмечается неравенство треугольников талии, ассиметрия мышечного тонуса, общая и силовая выносливость мышц снижена [21, с. 200].

ж) Кривошея - тип осанки, при которой все отделы позвоночника кроме шейного имеют нормальный вид и нормальную изогнутость в передне-заднем и боковом положениях, но шейный отдел искривлен в сторону. Такой тип нарушения встречается довольно редко, но является одним из самых трудноисправимых и недопустимых физиологически [19].

Таким образом, чаще всего  анатомо-физиологические разновидности  осанки и отклонения ее от нормы  определяются не только внешними признаками, но и функциональными особенностями организма, и особенностями поведения. В различные периоды жизни под влиянием окружающей обстановки (условия труда, быта, занятия физическим трудом и спортом, и - в немалой степени - нервно-психологическое состояние) могут влиять на осанку и менять ее как в лучшую, так и в худшую сторону [25].

 

1.2. Анатомо-физиологические особенности при нарушениях осанки

 

При правильной осанке все части  тела расположены симметрично, относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной плоскости, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Пропорции тела с возрастом меняются: размеры головы уменьшаются, конечностей  – увеличиваются. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные  возрастные периоды достигается  за счет разного взаимоположения  частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а так же у юноши и девушки в период полового созревания различается [4, c. 55].

При нормальной осанке, у школьника  плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз.

Дефекты осанки приводят к недостаточной подвижности  грудной клетки и диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника, уменьшению колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на работе органов пищеварения: снижаются их физиологические резервы, нарушаются адаптационные возможности организма, снижается работоспособность, появляются головные боли [24, с.18].

Г.М. Краковяк [11] и другие считают, что нарушения нервной системы, вызванные ухудшением осанки, оказывают отрицательное влияние на все прочие системы и функции организма. Питание нервных клеток затрудняется, что вызывает повышенную утомляемость ребенка. Это влечет за собой неустойчивость внимания, увеличение числа ошибок, ослабление памяти, ухудшение общей успеваемости в школе.

С.Н. Попов [21] отмечает, что у детей с дефектами осанки часто наблюдаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Обычно они замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Информация о работе Осанка