Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………......10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31
И.Д. Ловейко и М.И. Фонарев [13] утверждают, что аномальная осанка угнетает деятельность нервной системы, нарушает жировой, углеводный, белковый, минеральный и водный обмен организма, что препятствует нормальному росту костной и мышечной систем.
1.3. Причины нарушения осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеваниями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается [18].
Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера - соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения [6].
Наиболее частой причиной нарушения осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста, в силу возрастных особенностей, мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствуют крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, это становится причиной нарушения осанки. К тому же, в школьном возрасте, развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника [10].
Нарушение осанки и искривление позвоночника довольно широко распространены среди школьников. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся изменениями в позвоночнике, наблюдается в возрасте 11-15 лет, то есть в период усиленного роста.
Во время врачебных осмотров в школах выявляется от 20 до 40% учащихся с дефектами осанки. Основной причиной нарушения осанки и образования сколиоза является, так называемая, привычная форма. Название это произошло потому, что значительную роль в образовании дефектов осанки играет привычка горбатиться, косо держать плечи и таз, неправильно сидеть за партой или столом, спать в неправильной позе и т.п.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие [2].
Важной причиной, способствующей возникновению дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе [5].
Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая для занятий мебель, ношение груза в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче их исправить [9].
1.4. Необходимость правильной осанки
Осанка - важный показатель,
характеризующий физическое развитие человека [10]. Это физическая характеристика человека,
которая рассматривается как прямое отражение здоровья и
Осанка - это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно – двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка - понятие комплексное [15].
Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.
Хорошая осанка - эффективный и надежный путь профилактики таких болезней цивилизации, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника. Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела» [12]. Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза. Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей, нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов, а также стопы.
С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке.
Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободиться от имеющихся проблем. На этом, например, основана модная в настоящее время методика Фредерика Александера (1869-1955). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Мысли и тело человека неразрывно связаны, и изменения одного, влечет за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменение положение тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психо - эмоциональных комплексов, деформируют осанку – выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь, способствует закреплению психо-эмоциональных нарушений и формирование неврозов [23].
Глава II. ОСАНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст в современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет (1-5 классы) [3].
Детский организм находится в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумеваются изменения организма, характеризуемые количественными показателями, а под развитием – качественные изменения органов и тканей.
Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Костная система отличается недостаточной твердостью из-за преобладающего содержания в ее составе органических веществ по сравнению с минеральными (кальций, фосфор, магний) [17]. Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития.
Позвоночник в жизни человека выполняет еще рессорную функцию. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышц-разгибателей.
Мышечная система в этот возрастной период начинает усиленно развиваться, но увеличение объема мышц и нарастание силы протекают неравномерно: развитие крупных мышц туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра, происходит быстрее, мелкие же мышцы, например, кистей рук, еще значительно отстают в развитии. Дети еще не способны к длительной мышечной деятельности, связанной с более или менее значительным напряжением сил [17].
2.2. Особенности
опорно-двигательного аппарата
Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размера тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
У детей среднего школьного возраста костная ткань имеет ту же структуру, как и у взрослых, но процесс ее формирования продолжается. Окостенение позвоночника бывает еще не завершено, поэтому сохраняется опасность его искривлений и других нарушений осанки при длительных напряжениях и неправильном положении тела. В результате частого давления на грудь, например при опоре на край парты, возможно изменение формы грудной клетки с последующим нарушением нормальной функции легких и сердца. Вследствие неполного сращения отдельных костей скелета, в частности таза, при прыжках с высоты на твердую поверхность могут произойти смещения тазовых костей с неправильным сращением в дальнейшем. Такие изменения в форме таза у девочек могут впоследствии неблагоприятно сказаться на родах. В связи с незавершенностью процесса окостенения скелета недопустимы чрезмерные физические нагрузки, особенно односторонние напряжения, способствующие укреплению костной ткани и исправлению намечающихся возможных нарушений осанки [17].
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет [18].
2.3. Особенности
опорно-двигательного аппарата
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы [3].
В старшем школьном возрасте формирование
костной и мышечной систем почти
завершается. Строение грудной клетки,
таза и костной системы в целом
схоже с их строением у взрослых.
Заканчивается окостенение
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление веса и наибольший прирост становой силы. Интенсивно развивается мелкая мускулатура и совершенствуется точность и координация мелких движений. У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей - мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам [17].
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки
Управление процессом формирования и закрепления навыка правильной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений её составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды, однако, оно не завершается этими периодами, и должно продолжаться в течении жизни человека.
Умение и возможности детского организма производить согласованные движения и принимать различные позы дает право считать, что манера держать тело, вся постановка тела приобретаются в процессе роста и должны воспитываться наравне с другими навыками и привычками. Поэтому первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка правильной осанки, благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Осанка такого вида не может считаться сформированной до тех пор, пока она не стала для человека привычной, пока она не сохраняется без активных сознательных действий (основной стойкой, ходьбой, бегом, сохранением равновесия и др.) и воспитанием физических качеств – статической силы мышц туловища и ног, гибкости позвоночника, координированной работы мышц всего тела. Исходя из этого положения, очевидно, что формирование осанки должно осуществляться по законам формирования двигательных навыков с учётом условий, в которых формируется этот навык.