Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………............................5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………......10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.................................................................................14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста..................................................................................6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31
Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование навыка правильной осанки является то, что осанка связана с сохранением равновесия тела в вертикальном положении, при котором части тела (голова, туловище, ноги) должны быть взаиморасположены так, чтобы это равновесие сохранялось без лишних мышечных усилий. Работа мышц в данном случае осложняется тем, что равновесие тела должно сохраняться не только в спокойном положении, но и при его деятельности. Для обеспечения этого сложного процесса деятельности и сохранения тела в пространстве нужна хорошо координированная работа многих мышечных групп, связанная с небольшими статическими напряжениями. Эту функцию деятельности мышц, обеспечивающую поддержание устойчивого положения тела выполняют тонические рефлексы, охватывающие всю мускулатуру человека. Тонические сокращения мышц при небольших статических нагрузках более экономны в смысле энергетических затрат, по сравнению с активными динамическими мышечными сокращениями. Они то и обеспечивают возможность длительного сохранения осанки.
Наличие тонических рефлексов,
охватывающих всю мускулатуру организма
и его способность
Таким образом, развитие и совершенствование тонических, установочных рефлексов и мышечных ощущений путём специальных упражнений – основное условие воспитания правильной осанки.
Вторым условием, которое нужно учитывать при воспитании правильной осанки – влияние окружающей среды. Здесь имеется ввиду влияние повседневных движений и поз (сидение за столом, партой, ходьба, игры, положение лёжа в постели и др.) Если учесть, что эти влияния действуют постоянно, то становятся ясными трудности при выработке прочного навыка правильной осанки. Нужно создавать условия, чтобы в повседневной жизни дети привыкали всегда сидеть и ходить с выпрямленной спиной и с прямым держанием головы. Постель должна быть жёсткой и прямой, а положение тела во время сна выпрямленным, голова лежала на небольшом возвышении. Постоянный контроль над осанкой детей и корректировка их действий ограничивают неблагоприятные условия. Кроме того, здесь необходимо постоянно говорить детям о том, что они должны сами следить за осанкой во время ходьбы, сидении и т.д. и постоянно стремиться выпрямиться, подтянуться, принимать положение правильной осанки. Сутулость – враг здоровья – лозунг для детей всех возрастных групп. Нельзя согласиться с мнением о том, что воспитание осанки может проходить без осознанности этого состояния, без ясного понимания, какой считается хорошая и какой считается плохая осанка; без знания имеющихся недостатков своей осанки. Ошибочно мнение о том, что выполнение физических упражнений само по себе обеспечивает формирование правильной осанки даже, если эти упражнения правильно подобраны и проводятся организованно.
Прочность образования двигательных навыков обеспечивается степенью участия сознания в их необходимости и целесообразности. При частых повторениях действий без участия сознания нельзя сформировать навык правильной осанки. Общеизвестно, что даже простые движения, часто повторяемые без участия сознания, быстро теряются при прекращении повторений.
Таким образом, общими положениями, которые нужно учитывать при формировании навыка правильной осанки, являются знание закономерностей формирования двигательных навыков, а также условий, в которых может формироваться конкретный двигательный навык [26].
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки
Начинать воспитание навыка правильной осанки желательно с беседы, в которой дать понять учащимся, какой должна быть их осанка и каково её значение для здоровья, в учёбе, труде, быте [12]. Первым шагом в работе над осанкой является ознакомление учащихся с правильной осанкой путём показа и рассказа. В этот период работы целесообразно пользоваться целостным методом [15]. Сущность его заключается в том, что даётся целостное представление о положении тела, которое соответствует правильной осанке. Показ этого положения необходим потому, что создает зрительное представление о правильной осанке. Зрительное восприятие возбуждает интерес, мобилизует внимание, которое связано с мышлением, памятью, сознанием. Показ учителем правильного положения с указанием, как это достигается (при этом даётся указание, что нужно встать прямо, приподнять голову, развернуть плечи, живот не выпячивать, ноги выпрямить). Показать правильное положение тела можно на специально изготовленных плакатах или на одном из учащихся, имеющих хорошую осанку [26].
Метод целостного воздействия на первом этапе воспитания навыка правильной осанки наиболее эффективен, так как на первой стадии ведущим является основная цель этого навыка, а не способы ее решения, т.е. внимание учащихся должно быть сосредоточено не на том, как держать отдельные части тела, а на всём теле, стремиться выпрямиться, быть стройным, подтянутым. Правильную установку позы, соответствующую правильной осанке, рекомендуется первоначально выполнять в таких условиях, при которых облегчается фиксация всех звеньев тела. Например: в положении сидя на гимнастической скамейке (на стуле в домашних условиях). Таз при этом фиксирован в нужном положении, поясничная часть позвоночника выпрямлена. Остаётся только напомнить о положении головы и развернутом положении грудной клетки (лопаток и плеч). Такое положение дети должны принимать при выполнении упражнений, а также сидя за столом, партой. В положении лёжа на спине еще легче принять позу правильной осанки, т.е. естественное положение лежа обеспечивает выпрямление позвоночника без мышечных усилий. в этом положении легко прочувствовать положение тела, которое соответствует правильной осанке. Положение стоя, в позе правильной осанки, можно принять, если поставить ученика спиной к стене так, чтобы его пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены, а ноги должны быть выпрямлены. Такая поза создает условия, при которых фиксируются в нужном положении все части тела [12].
После показа правильной
осанки и выполнения вышеописанных
положений следует
Следующий этап воспитания правильной осанки связан с обучением учащихся владеть своим телом и его отдельными частями. Здесь анализируются положения отдельных частей тела (головы, плечевого пояса, туловища и ног). Параллельно следует усилить первое восприятие – позы правильной осанки и добиться, чтобы учащиеся могли самостоятельно принимать правильное положение. Это достигается путём контрольных упражнений у стены, исправления отдельных ошибок. Здесь используется целостный метод, но ведущим в этом периоде будет раздельный метод [15].
Этот метод применяется в основном при выполнении ОРУ, где помимо общего воздействия делается акцент на укрепление мышц отдельных частей тела. Действуя изолированно на отдельные части тела, следует развивать силу мышц, силовую их выносливость, подвижность в суставах (особенно позвоночника), способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Особое значение в этой фазе приобретает работа в области развития мышечных ощущений. Систематические занятия физическими упражнениями, которые выполняются с заданием принимать точно заданные положения, запоминать и повторять, развивают отчётливость мускульно-двигательных ощущений. Систематическое выполнение упражнений с повторением правильных положений и внесение соответствующих поправок дает возможность научить детей принимать позу правильной осанки и формировать у них навык правильной осанки. При этом очень важно научить детей концентрировать внимание на своей осанке. Это нужно делать не только при выполнении упражнений на ощущение правильной осанки, где внимание и действия направлены к единой цели, но и при выполнении других физических упражнений, ходьбе, стоянии, сидении при отдыхе и за партой.
Естественно, что заставить школьников концентрировать внимание на своей осанке очень сложно, однако постепенно, в начале при выполнении специальных упражнений, затем при выполнении других действий путём напоминаний, показа специальных плакатов, рисунков, снимков, все время, объясняя в необходимости, следить за своей осанкой.
Дальнейшая фаза работы выражается в закреплении изученных положений в виде навыка, когда учащиеся смогут всегда непроизвольно сохранять правильное положение тела при ходьбе, сидении, стойках и других действиях. На этом этапе должно быть обеспечено освоение и закрепление навыка рациональной осанки в усложнённых условиях, в том числе навыков сохранения оптимальных положений тела и его звеньев в структуре техники сложных двигательных действий. На этом этапе закрепления навыка правильной осанки следует пользоваться смешанным методом, при проведении различного рода упражнений, т.е. аналитическим [15]. Особенно это следует делать, когда упражнения выполняются в согнутом положении (кувырки, перекаты в группировке, отдельные виды лазания, перелезания). Упражнения такого рода нужно постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку (перекаты прогнувшись, упражнения в положении лёжа, сидя, в висе на гимнастической стенке). Смешанный метод имеет место и при выполнении упражнений в парах или перед зеркалом, где ученики могут проверять положение отдельных частей тела и принимать правильное положение всем телом, а также при выполнении упражнений на ощущение правильной осанки [26].
3.3. Основные средства воспитания и формирования осанки
Строевые упражнения кроме общего положительного воздействия на организм учащихся способствует воспитанию организованности, дисциплинированности, коллективных действий и внимательности. Кроме того, строевые упражнения являются средством воспитания осанки, т.к они требуют прямой стойки, стройной ходьбы, в тоже время они выполняются без лишних усилий и сложных координационных действий и тем самым дают возможность сосредоточить внимание учащихся на положении тела, на их осанке. Они в равной мере могут быть использованы на всех этапах работы. На первом этапе формирования навыка осанки они создают условия для применения целостного метода, т.к. требуют прямой постановки тела с постоянным стремлением держаться как можно стройнее. Начинать обучение строевым упражнениям следует с прямой ненапряженной стойки и естественной ходьбы. Следует избегать излишних напряжений, длительных выполнений быстро утомляющихся детей. Показать преимущество более экономной прямой походки. Использовать желание детей подражать военным, физкультурникам на параде. На втором этапе воспитания навыка правильной осанки строевые упражнения используются для проверки правильности положений отдельных частей всего тела. С этой целью даются задания и команды выполнять строевые упражнения, изменяя частоту, длину шагов и направление движений. При выполнении этих заданий внимание учащихся сосредоточено на выполнении этих заданий, и удобно проследить, как сохраняется осанка каждым учеником при отсутствии контроля внимания за осанкой. На последнем этапе воспитания осанки они являются следствием определения прочности навыка осанки. При выполнении различных перестроений и фигурной маршировки удобно проследить, насколько прочно сформирован навык сохранять осанку каждым учеником при выполнении этих заданий.
ОРУ в воспитании осанки имеют исключительно важное значение. На первом этапе формирования осанки эти упражнения являются основными, т.к. с их помощью можно заставить ученика принимать позу, соответствующую правильной осанке т ем самым создать целостное представление о положении тела, которому нужно научить (Приложение 1).(упражнения – в приложение!):
И.п. – встать спиной к стене так, чтобы стены касались затылка, лопаток, ягодиц и пяток. Равномерно напрягая мышцы всего тела, ощутить принятое положение и запомнить его. Стоять 5-10 сек.
И.п. – то же. Сохранять положение 10 сек., отойти от стены, ходить или бегать в течение 30 сек. до 1 мин., затем стать к стене, чтобы проверить, удалось ли выполнить задание. Повторить 2-3 раза.
Самостоятельно, по ощущению, принять позу, соответствующую правильной осанке, а затем стать к стене и проверить принятую позу.
И.п. – то же. Проделать несколько движений руками, ногой, головой с поворотом, наклоны в сторону, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.
И.п. – лёжа на спине выпрямиться, равномерно напрягая мышцы. Повернуться на бок, затем на живот, не изменяя положения тела, затем снова лечь на спину и др.
На первом этапе воспитания правильной осанки эти упражнения (по 3-4) нужно выполнять на каждом занятии. С них нужно начинать занятие по физической культуре, ими и заканчивать его. Кроме того, следует детям давать домашнее задание – проделанные на уроке упражнения выполнять дома утром во время зарядки, вечером (перед выполнением уроков и после их выполнения).
На следующем этапе воспитания правильной осанки, когда решается задача обучения учеников владеть своим телом и его отдельными частями, ОРУ используются в значительном объеме.
Упражнения на ощущение правильной осанки используются для контроля, а упражнения для отдельных частей тела применяются с целью укрепления мышц, подвижности позвоночного столба, способности напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, а самое главное – для развития мышечных ощущений ( Приложение 2). Вот некоторые из них:
И.п. – стать спиной к стене на расстоянии 40-50 см и опереться об нее спиной. 1-4 – напрягая мышцы спины и плечевого пояса, максимально выпрямить спину, стремясь, чтобы стены касались затылка, лопаток и поясницы. 5-7 – стоять без напряжения.
И.п. – лежа на спине, согнутыми ногами опереться о пол, руки вверх, 1-4 – напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. 5-8 – и.п. Лежать ненапряженно.
И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – напрягая мышцы спины, отвести плечи назад, свести лопатки, поднять голову. 5-8 –и.п.
И.п.- упор стоя на коленях. 1-4 – прогнуться, поднять голову и наклонить ее назад. 5-8 – и.п.
Балансирование мяча на голове и др.