МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Г.БУГУРУСЛАНА
РЕФЕРАТ
на тему:
«Правильная осанка – залог
здоровья!»
студента 2курса 1 группы (050146)
Епифанцевой Е. Д.
Научный руководитель:
Пиманова Л.Н.
2014
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Характеристика нарушения
осанки и сколиоза у детей..................................5
1.1. Пути формирования осанки.............................................................................6
1.2. Виды нарушений осанки..................................................................................8
1.3. Ох, уж эти каблуки.........................................................................................11
1.4. Гигиеническая оценка школьной
мебели и освещения…..........................12
2. Организация и результаты
исследования…....................................................15
2.1. Результаты исследования пригодности
школьной мебели для младших школьников…........................................................................................................16
2.2. Результаты исследования освещенности
кабинетов для младших школьников…...................................................................................................................21
2.3. Славянская гимнастика…..............................................................................23
Заключение….......................................................................................................25
Список используемой
литературы…...............................................................26
Приложение
Введение
«Не горбись! Не сгибайся! Не
сутулься! Что ты согнулся, как старик
(старуха)? Выпрямись! Не волочи ноги!»,
- говорят, просят, требуют, умоляют родители,
учителя, врачи. Актуальность нашего исследования
несомненна.
В настоящее время в нашей стране
около 60% детей школьного возраста имеют
различные нарушения осанки, из них у 20%
диагностируется сколиоз позвоночника.
Растёт больное поколение и если немедленно
и всерьез не заняться здоровьем детей,
у нас не будет будущего. Если раньше таких
заболеваний было мало, то сейчас уже в
дошкольном, школьном возрасте слабые
мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки
носят массовый характер. Болезни школьных
лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют
в юности, создают основу для проявления
клиники остеохондроза у взрослых.
Сидячий образ жизни, малоподвижность,
отсутствие необходимой гимнастики у
современного человека приводят к серьезным
нарушениям осанки, что впоследствии может
вылиться в самые разные болезни позвоночника,
нервной системы и внутренних органов.
Многие люди считают эту патологию
не столь существенной в ряду других более
серьезных и опасных заболеваний. Правильная
осанка является не только залогом красоты,
но и крепкого здоровья. Ведь именно с
нарушений в позвоночнике и начинаются
серьезные беды и уже потом те самые опасные
заболевания, которые заставляют нас задуматься.
Правильная осанка делает нас
более привлекательными, придает уверенности
в себе, в своих силах, и главное
способствует нормальному функционированию
всех органов и систем организма.
При правильном подборе школьной
мебели, в соответствии нормам освещенности
и при систематическом укреплении мышц
спины младших школьников дома и в школе
(на уроках во время физкультурных пауз,
на уроках физической культуры) возможно
предотвращение возникновения нарушения
осанки, а значит сохранение здоровья
младших школьников.
Данная работа призывает обратить
внимание на проблему изменения осанки
у детей младшего школьного образа
Цель исследования: Развитие осанка у младших
школьников, под влиянием внешних факторов.
Объект исследования: здоровье младших школьников.
Предмет исследования: состояние здоровья младших
школьников.
Задачи исследования:
- Гигиеническая оценка и выявление
недостатков в подборе школьной мебели
младших школьников.
- Подбор простых и доступных
упражнений для исправления и поддержания осанки.
Методы исследования: изучение и анализ литературы,
проведение замеров парт и стульев, анализ
полученных данных, изучение СМИ, литературы.
Практическая значимость
исследования: практическая значимость реферата
заключается в том, что исследования, проведенные
в этой работе, помогут учителю в воспитании
и развитии детей младшего школьного возраста.
Структура исследования: титульный лист; содержание
(оглавление); введение; основной част;
практическая часть; заключение; список
используемых источников; приложение.
1. Характеристика
нарушения осанки и сколиоза у детей
Для нашего исследования представляется
необходимым рассмотреть характеристику
нарушения осанки и сколиоза у детей.
Г.А. Горяная указывает, что позвоночник
– это орган опоры человеческого тела,
стержень, вокруг которого сгруппированы
органы грудной клетки и брюшной полости,
надежный и крепкий футляр для весьма
уязвимого спинного мозга, без которого
жизнь человека невозможна.
Природа очень удачно «сконструировала»
наш позвоночник, дальновидно предусмотрев,
что этому «опорному столбу» придется
выдерживать большие и сложные нагрузки.
Трудно представить себе, что было бы с
нашим телом, мозгом, не будь этого надежного
амортизатора.
Позвоночник - основа скелетной,
мускульной и нервной систем. Именно его
гибкость и упругость предохраняет тело
от сотрясений и ударов, которые возникают
при беге, ходьбе и прыжках непоседливых
детей.
Сколиоз - это заболевание опорно-двигательного
аппарата, характеризующееся искривлением
позвоночника во фронтальной (боковой)
плоскости с разворотом позвонков вокруг
своей оси, ведущее к нарушению функции
грудной клетки, а также к косметическим
дефектам или проще говоря боковое искривление
позвоночника (1, с.156).
В ходе исследования нами были
выявлены виды сколиоза (по С.Н. Попову). Он может быть простым
или частичным, с одной боковой дугой искривления,
и сложным - при наличии нескольких дуг
искривления в различные стороны и, наконец,
тотальным, ели искривление захватывает
весь позвоночник. Он может быть фиксированным
или не фиксированным, исчеза
ющим в горизонтальном положении,
например: при укорочении одной конечности(2,
с.38).
Таким образом, в процессе изучения
специальной литературы, мы рассмотрели
следующие определения: позвоночник, сколиоз.
- Пути формирования
осанки
В данном параграфе представляется
необходимым рассмотреть пути формирования.
Осанкой принято называть привычную
позу непринужденно стоящего человека,
которую он принимает без излишнего мышечного
напряжения.
Осанка создается двумя путями.
Во-первых, развитием мощного мышечного
корсета, способного постоянно «защищать»
позвоночник. Во-вторых, сознательным
контролем привычных поз, положением тела,
т.е. навыкам правильно сидеть, стоять,
лежать, выполнять все работы дома и в
школе.
Эти условия взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Ведь, не имея сильной
мускулатуры, трудно длительно удерживать
правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы
еще не дают гарантии от сутулости и шаркающей
походки.
Цифры кричат! В настоящее время
95-97% (!) детей страдают различными заболеваниями,
среди которых наибольшее число представлено
нарушениями опорно-двигательного аппарата
- в том числе дефектами осанки. Основная причина - гиподинамия,
или, проще, недостаточная двигательная
активность, которая ведет к снижению
уровня физического развития людей, ухудшению
состояния внутренних органов и постепенному
уменьшению сопротивляемости организма.
Формирование осанки начинается
в раннем возрасте и зависит от силы мышц
и соотношения мышц сгибателей и разгибателей.
У школьников привычка гордо держать голову,
прямо сидеть и стоять не только удовлетворяет
эстетические номы, но и сохраняет здоровье
и трудоспособность. С годами осанка закрепляется
и если у ребенка слабый мышечный корсет,
формируется и фиксируется не правильная
осанка.
Часто взрослые не обращают
внимание на то, что мебель не соответствует
росту ребенка, в результате ребенок не
правильно сидит и сутулится. Кроме этого,
работники дошкольных и школьных учреждений
при организации и проведении образовательной
и воспитательной работы со школьниками
должны обращать внимание на освещение
в помещение, т.к. это приводит к нарушениям
осанки.
Таким образом мы узнали о формировании
осанки.
1.2. Виды нарушений
осанки
Отклонения от нормальной осанки
принято называть нарушениями или дефектами
осанки. Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными
изменениями опорно-двигательного аппарата,
при которых образуются прочные условно-рефлекторные
связи, закрепляющие неправильное положение
тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Осанка может изменяться при
неправильном физическом воспитании,
под воздействием неблагоприятных условий
внешней среды, из-за неудобных вынужденных
рабочих поз. Нарушение осанки может произойти
в любом возрасте, но все, же чаще всего
это происходит в детстве. К сожалению,
мало кто следит за правильным положением
тела ребенка во время его учебы в школе.
А ведь от этого страдает не только спина,
но и глаза. У детей часто очень рано появляется
близорукость, (поэтому правильную осанку
надо формировать с детства). В течение
дня дети выполняют массу разнообразных
движений, многие из них проводят много
времени сидя, что не является идеальным
для позвоночника. К концу дня спина устает
и все труднее поддерживать правильную
осанку - возникают различные нарушения
осанки.
В практике встречаются такие
виды осанки: правильная осанка, плоская
спина, сутулая, плосковогнутая, круглая
и кругловогнутая спина. В сагиттальной
плоскости различают два типа нарушения
осанки - с уменьшением и увеличением физиологической
кривизны позвоночного столба.К нарушениям
осанки с увеличением физиологических
изгибов позвоночного столба относятся:
а) сутулость - увеличение грудного
кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
б) круглая спина (тотальный
кифоз) - увеличение грудного кифоза с
почти полным отсутствием поясничного
лордоза
в) кругловогнутая спина - все
изгибы позвоночного столба увеличены,
увеличен также угол наклона тела
При сутулой, круглой, кругловогнутой
спине грудь западает, плечи, шея, голова
наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы
уплощены, лопатки крыловидно выпячены.
К нарушениям осанки с уменьшением
физиологической кривизны позвоночника
относятся:
а) плоская спина - уплощение
поясничного лордоза, наклон таза уменьшен
(грудной кифоз выражен плохо, грудная
клетка смешена вперед, нижняя часть живота
выступает, лопатки крыловидны)