Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 20:30, реферат
Краткое описание
В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых.
Оглавление
Введение..................................................................................................................3 1. Характеристика нарушения осанки и сколиоза у детей..................................5 1.1. Пути формирования осанки.............................................................................6 1.2. Виды нарушений осанки..................................................................................8 1.3.Ох, уж эти каблуки.........................................................................................11 1.4. Гигиеническая оценка школьной мебели и освещения…..........................12 2. Организация и результаты исследования…....................................................15 2.1. Результаты исследования пригодности школьной мебели для младших школьников…........................................................................................................16 2.2. Результаты исследования освещенности кабинетов для младших школь-ников…...................................................................................................................21 2.3.Славянская гимнастика…..............................................................................23 Заключение….......................................................................................................25 Список используемой литературы…...............................................................
Как мы видим из таблицы столы
и стулья не соответствуют гигиеническим
нормам для 29 детей обоих классов имеющих
рост до 130см, для детей имеющих рост 130см
и более во 2 «Б» не соответствует 4 комплекта
мебели.
2.2. Результаты исследования
освещенности кабинетов для младших школьников
Окна исследуемого кабинета
№ 5 дают достаточно естественного света,
они не затенены соседними зданиями и
деревьями. Световой коэффициент данного
кабинета равен: 1 : 4, что соответствует
гигиеническим требованиям.
Коэффициент заглубления в
данном кабинете равен: 1:2, что соответствует
гигиеническим нормам.
При оценки естественного освещения
нами было установлено, что кабинет №
4 ориентирован на юг. Несмотря на то, что
световой коэффициент и коэффициент заглубления
одинаков и соответствует гигиеническим
нормам, из -за часто посаженных и густо
разросшихся деревьев в этом классе существенно
не хватает естественного освещения.
В результате этого количество
детей с нарушением осанки можно проследить
по таблице № 6
Таблица № 6
Нарушение осанки
Номер кабинета
Кол-во детей в классе
Кол-во детей с нарушением осанки
1 класс
2 класс
№ 4 (2 «Б»)
28
7
9
№ 5 (2 «А»)
26
4
4
В результате исследования
естественного освещения кабинетов №
4-5 выявлено следующее:
В кабинете № 4 из-за недостаточной
освещенности детей с нарушением осанки
на пять человек больше, чем в кабинете
№ 5.
2.3.Славянская гимнастика
Упражнение состоит из трех
частей, первая — называется „Росток‛.
Название отражает суть, и важно не только
выполнить упражнение, но и провести эмоциональную
параллель, психологически стимулируя
себя, представляя, как прорастающее с
первыми лучами солнца зернышко тянется
вверх, пробивая прохладную земную толщу.
Ладони соединены за головой у шеи. Раздвигая
плечи, делаем глубокий продолжительный
вдох и, не разнимая рук, тянемся вверх
с небольшим прогибом спины назад, поднимая
при этом подбородок. Вслед за ладонями
вверх устремляется вся верхняя часть
корпуса, а нижняя остается на месте. Вытянутые
вверх руки опускаем прямо перед собой
до горизонтального положения и переходим
ко второй части — „Круг‛.
Соединив кисти ладонями наружу,
круговым движением разводим руки, смыкая
их за спиной и стараясь держать как можно
выше. Корпус прямой. В начале „Круга‛
делаем вдох, в конце — выдох. Плавно переходим
к третьей части — „Корневище‛. Соединив
кисти на уровне груди и разведя локти,
опускаем руки вниз, плотно сжимая ладони.
Плечи при этом тянутся вверх. Вся третья
часть сопровождается выдохом и опусканием
подбородка. Каждая часть повторяется
по два раза, без особого напряжения. Первый
раз, как бы пробный — в памяти восстанавливается
последовательность действий, а второй
раз — с усилием.
Упражнение 1. Заламывание плечевого
сустава
Рука за головой согнута в локте, кисть
скользит по позвоночнику. Второй рукой, на
выдохе, надавите сверху вниз на локоть. На
вдохе — ослабьте давление. Смените руки.
Упражнение 2. Заламывание локтевого и
плечевого суставов
Кисть руки заблокирована, прижата к
спине на уровне почек, локоть отставлен в
сторону. Обхватив второй рукой локоть, на
выдохе оттяните его по окружности к груди.
Выполняя упражнения, не задерживайте дыхания и
соблюдайте принцип так называемого ‛солнечного
дыхания": выполняя вдох обязательно
распрямляйте гортань, поднимая подбородок
вверхи максимально разводя плечи, а на
выдохе, после сжатия груди, отпускайте
подбородок.
Заключение
На основании анализа литературных
источников, проведенных исследований
и экспериментов и обработке полученных
данных можно сделать следующие выводы:
Правильно подобранная мебель
влияет на сохранение правильной осанки.
Недостаточное естественное
освещение класса влияет не только на
ухудшение зрения, но и на нарушение осанки
детей.
В процессе исследования были
решены следующие задачи:
Проведена гигиеническая оценка и выявлены
недостатки в подборе школьной мебели младших школьников.
Подобраны простые и доступные
упражнения для исправления и поддержания осанки.
Осанка — это показатель здоровья
и физической культуры человека. Хорошая
осанка — эффективный и надежный путь
профилактики и лечения таких болезней
цивилизации как боль в спине и остеохондроз
позвоночника, а также важный фактор карьеры.
Осанка — это язык тела, поза,
которая говорит о том, как человек ощущает
себя по отношению к другим, к своей жизни,
к самому себе, индивидуальность, внутренняя
позиция, признак профессии, социального
происхождения. Это его визитная карточка,
позволяющая безошибочно узнать знакомого
человека, не видя его лица.
Список используемой
литературы
1. Горяная Г.А. Ваша осанка. -
Киев, 1995.
2. Попов С.Н. Лечебная физическая
культура. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Карпман В.Л. Спортивная медицина.
- М.: Физкультура и спорт, 1987.
4. Бернштейн Н.Л. Физиология
движений и активность.- М.: «Наука»,
1990.
5. Ефимова-Яраева В.П. Азбука
вашего здоровья. - М.: «Советский спорт»,..
6. Тихонова Л.Я. Школа здоровья.-
Новосибирск, «Книжное издание», 1990.
7. Просецкая А.Г. Руководство
к практическим занятиям по школьной гигиене.
- М.: «Просвещение», 1974.
8. Чабовская А.П. Практикум по
основам педиатрии и гигиены детей дошкольного
возраста. - М.: «Просвещение», 1985.
9. Санюкевич Л.И. Лабораторные
занятия по анатомии и физиологии ребенка
с основами школьной гигиены.- Минск: «Вышэйшая
школа», 1985.
Приложение 1
Памятка «Что нужно
делать, чтобы осанка была хорошей?»
• Выполнять упражнения по
укреплению мышц туловища.
• Правильно сидеть за столом,
на стуле, не горбиться.
• При переносе тяжестей нужно
равномерно нагружать руки. Если будете
носить ранец или портфель в одной руке
одно плечо станет ниже другого.
• Спать на жёсткой постели,
с невысокой подушкой.
• Сидеть с максимально выпрямленной
спиной. Важно избегать неудобных поз.
Через каждые 15 минут сидения за столом
надо менять позу, двигать руками и ногами,
потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно
встать, походить или полежать.
• Стоять и выполнять различную
работу следует также с максимально выпрямленной
спиной. При этом важно найти для головы,
туловища, рук и ног достаточную опору.
После длительного стояния обязательно
полежать (разгрузить позвоночник).
• Каждый день смотреть на себя
в зеркало, которое подскажет, какая у
вас осанка.