Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:07, лекция
18 лекций на тему "Национальные виды спорта и единоборства".
ЛЕКЦИЯ
№ 1
На основании Государственной программы развития физической культуры и спорта РК – Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью гармонического воспитания надрастающего поколения. Развития национальных видов спорта предусматривает физическую подготовку молодежи, совершенствование специальных физических качеств, формирование военно-технических и прикладных навыков. Развития национальных видов спорта предусматривает создание: условий для развития и внедрения их в современную систему физического воспитания, открытий сети ДЮСШ но национальным видам спорта, ответственного производства конной амуниции, спортивной формы, инвентаря и оборудования и ипподромов. Создание программно нормативной основы системы физического воспитания. Физическое воспитания осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорта.
Программно
нормативные основы системы физического
воспитания конкретизируется применительно
и особенностям контингента ( возраст,
пол. Уровень подготовленности, состояние
здоровья ) и условиям основной деятельности
участков физкультурного движения ( учеба,
работа на производстве, служба в армии)
в двух основных направлениях: обще подготовительном
и специализированным. В программно подготовительных
условиях находят конкретное воплощения
основные принципы физического воспитания
( принципы всемирного содействия всестороннему
гармоническому развитию личности, прикладной
и оздоровительной направленности).
В
настоящее время казахские
Национальные виды спорта и игры как одно из средств физического воспитания необходимо применять в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Необходимо включать национальные виды спорта в школьную программу по физической культуре в сочетании с другими классическими видами спорта.
1)Национальные массовые виды спорта.
2)Национальные
казахские виды спорта.
АЛАМАН БАЙГА – сначала на длинные и сверх длинные дистанции, проходит на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями.
БАЙГА – сначала на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом.
БЕРКУТ САЛУ, КУС САЛУ – охота с ловчими птицами, имеет несколько видов, наиболее распространенные - с беркутом. Для проведения соревнования выбирается ровная площадка ( поле), на которую выпускаются дикие звери, включая волка. Победитель считается тот чей беркут первым поймал добычу.
ЖАМБЫ АТУ – стрельба лука в цель. Современные соревнования на жамбы ату предусматривают конные скачки с метанием копья в цель.
ЖАРГА ЖАРЫЗ - соревнования на иноходцах. Своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой мягкостью, ритмичностью в своей ходьбе и беге.
КУМЫС АЛУ – Всадник на полном ходу лошади, быстро накинувшись вниз поднимает один за другим монеты завязанные в платочек. За каждую неудачную попытку зачитывается штрафное время. Тот кто в одном заезде сумеет взять большее количество платков, считается победителем.
КОКПАР – конно-спортивная борьба, борьба всадников за овладения тушей козла. Игра имеет два варианта наиболее распространенным является: жалпы – тартыс, когда в игре участвуют большее количество всадников, которые борются за овладения тушей каждый самостоятельно. Другой вариант – дода тартыс, кагда борьба идет между группами.
КЫЗ КУУ – народно конно-спортивная игра, проводится на скаковой дорожке ипподрома. Содержание игра заключается в том, что в первом случае джигит старается догнать девушку. Если ему это удается, он считается победителем и ему предоставляется право на скаку поцеловать девушку. Если же девушке на обратном удается догнать джигита, она считается победительницей и ей представляется право бить камчой нерасторопного юношу.
САЙЫС – единоборство всадников минах, представляет собой один из странных военизированных игр. Современные варианты сайыса – сталкивание с седла « противника» руками.
1) Национальные конно-спортивные виды спорта.
2)Организация
и правила проведения.
КОКПАР в основном имеет два варианта. Наиболее массовым вариантом является жалпы тартыс, когда участвуют большое количество всадников и борются за овладения кокпара самостоятельно. Другой вариант – дода тартыс когда происходит борьба за овладения кокпара между группами, состоящими из определенного количество всадников.
Место для соревнования но кокпару выбирается организацией, проводящей соревнования. Поле должно быть открытое, ровное, по форме четырехугольника размером от 400-1000 метров каждая сторона. Предметом кокпара в соревнований рекомендуется использовать небольшой четырехугольный коврик размером в 1 кв. метр.
Перед началом соревновании арбитр, поднимает флаг, обозначающий начало соревновании. По этому сигналу каждая команда выстраивается в одну линию лицом к центру. По первому свисту команды должны выехать к центру площадки, на исходную линию, а капитаны команд подходят к центральному кругу к кокпару. В торой свисток означает начало схватки, по которому капитаны команды стремятся поднять кокпар с земли. В это время участники не имеют право переходить исходящую линию, а начинать схватку до тех пор, пока кокпар не будет взят каким небуть капитаном команды. Победителем считается та команда, которая в процессе схватки сумела доставить кокпар в свой ворота ( отау).
В соревнованиях по кокпару разрешается:
1) Отбирать кокпар только руками, используя скорость и силу своей лошади.
2) Держать
кокпар под стременем или
прижатым ногой к корпусу
3) Держать кокпар на седле в любом положении или на руках.
4) В процессе схватки с разрешения арбитра производить замену не более одного участника.
5) Перебрасывать
кокпар с целью передачи
Не разрешается:
Если участник с кокпаром оказался за линей площадки, то по свистку орбитра соревнования останавливаются и участники должны занять первоначальное положение выстраиваясь на исходные линии. А капитан команды, участник который переехал линию, лишается возможности принять участие в схватке на центральном кругу и остается вместе со своей командой на исходной линии. Продолжительность схватки 45 минут, без перерыва. Соревнования по кокпару для каждой команды заканчивается победой или поражением (ничья не присуждается).
Чистая победа присуждается:
Очко присуждается:
При равновесии очков победа присуждается команде, показавшей наиболее совершенные технические приемы и проводившей активную поступательную тактику схватки.
САЙЫС является чрезвычайно интересным и одним из любимых видов конного спорта. Сущность сайыса заключается в том, чтобы свалить противника с седла лошади. В некоторых областях Республики данный вариант носит название аударыспак. Современный сайыс воспитывает у человека такие не обходимые качества, как решительность, быстроту, подвижность, выносливость, и развивает физическую силу. Участники сайыса тоже приобретают большие навыки по изучению качества коня, как боевого друга.
В соревнованиях по сайысу разрешается:
1) Делать захваты только за руки друг друга.
2) Браться в обхват за корпус противника.
3) Упираться коленями и ступней о корпус своей и лошади противника.
4) Держаться в обхват шей своей лошади.
5) Толкать противника в любую сторону
6) Пересесть
на лошадь противника и
Не разрешается:
Соревнования проводятся по весовым категориям, начиная с легкого веса. Продолжительность схватки 20 минут без перерыва. Схватка по сайысу для каждого участника заканчивается победой или поражением.
Чистая победа присуждается:
Если по истечении времени не будет результата, то арбитр присуждает победу участнику показавшему более совершенные технические приемы и проводившему активную деятельность. При этом не обходимо учитывать те замечания, полученные во время схваток за нарушения правил. Арбитр может остановить схватку и сделать предупреждения одному или обеим сайысистам за пассивность.
Участники могут быть сняты за не явку или опозданием, за взвешивания или не выезд на круг по вызову арбитра в течении 3 минут, за нарушение правил соревновании, за грубое и не тактическое поведение со своим противником во время схваток.
КЫЗ
КУУ - народно конно спортивноя игра
с участием девушки и джигита наездника.
Она имеет большую популярность, среди
казахской молодежи. Для участия в соревнованиях
требуется выделить хороших коней который
имеют быстроту, выносливость. Также участники
и участницы должный уметь управлять конем.
Соревнования можно проводить как личное
так и командное. Для проведение игры –
поляна, площадка размером не менее 300
метров длины и 30-40м ширины. После предварительной
жеребьевки джигит и девушка становятся
на стартовую линию, девушка впереди,
а джигит сзади, на расстоянии 15 метров.
По команде судьи, участники одновременно
идут со старта.