Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социально психологических особенностей в группе.
Задачами являются:
- изучение научно – учебной литературы по данной теме;
- провести тестирование и анкетирование среди студентов;
- разработка рекомендаций для студентов и преподавателей.

Оглавление

Введение
1. Индивидуально психологические особенности личности
1.1 Понятие личности
1.2 Психофизиологическая характеристика видов темперамента
1.3 Характер. Структура характера
1.4 Индивидуально – психологические особенности личности менеджера
2. Практическая часть
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 34.23 Кб (Скачать)

Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности. 

     Содержание 

Введение

1. Индивидуально психологические особенности личности

1.1 Понятие  личности

1.2 Психофизиологическая  характеристика видов темперамента

1.3 Характер. Структура характера

1.4 Индивидуально  – психологические особенности  личности менеджера

2. Практическая часть

2.1 Организация  и методы исследования

2.2 Результаты  исследования

Заключение

Список литературы 

 

    Введение

Исследование психологических  особенностей личности актуально, потому что, в основе личности лежит ее структура. Связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента и характера, способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается  в последовательности и предсказуемости  ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение  личности в отдельных ситуациях  довольно вариативно(6).

В самом общем  виде способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении  определяется не одной, а системой различных  способностей, при этом они могут  взаимно компенсироваться.

Целью работы является выявление социально психологических  особенностей в группе.

     Задачами  являются:

     - изучение научно – учебной  литературы по данной теме;

     - провести тестирование и анкетирование  среди студентов;

     - разработка рекомендаций для  студентов и преподавателей.

Объектом исследования является выявление психических  процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых  выступают особенности нервной  системы, мозга, создаются и развиваются  в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим.

Предметом исследования, является группа нового набора Краснодарского технического колледжа.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа литературы, была сформулирована следующая гипотеза: индивидуально психологические  особенности у студентов нового набора – развиты очень хорошо.

Методологической  основой данного исследования являются труды Канта и Вундта – иностранных  ученых, английского психолога Айзенга и русских ученых, таких как И.П. Павлов, В.С. Мерлин, Н.Д. Левитов, И.В. Страхов и другие.

     В работе использовались следующие методы:

     - анализ научно – учебной литературы;

     - тестирование, анкетирование;

     - обобщение резервов проведенной  работы.

Базу исследования составили студенты Краснодарского технического колледжа. Группа АМ1-9б, в  которой обучаются одни юноши  в количестве двадцати восьми человек, все в возрасте от шестнадцати  до семнадцати лет.

Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций для студентов и преподавателей.

     1. Индивидуально психологические особенности личности 

    1.1 Понятие личности

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия  индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников(1).

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения  или субъект - субъектного отношения  наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого  человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей(3).

Иначе говоря, мировоззрение  личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки  зрения признаком личностного развития человека выступает его способность  поступать по внутреннему убеждению  в самых сложных житейских  ситуациях, не перелагать ответственность  на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства(15).

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут  получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому, развитие человека - процесс становления личности под  влиянием внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень  много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке(12).

Развитие каждого  своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Если человек черпает  все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого  от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым  условием общественного развития.

     1.2 Психофизиологическая характеристика  видов темперамента

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи  Гиппократ, а затем Гален, сделали  попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь.

Преобладание одной  из них и определяет темперамент  человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились  до наших дней. Гиппократ правильно  описал типы, но не смог научно объяснить  их(10).

Наиболее успешную попытку связать темперамент  с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой  понимают и работоспособность нервной  клетки, и способность нервной  системы выдерживать большие  нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов  возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов  быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и  резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в  основе: каждого из четырех видов  темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое  было названо типом высшей нервной  деятельности. Приведенная таблица  выражает принятую классификацию Темперамент - психическое свойство, особенности  которого зависят от условий жизни  и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается  простым указанием на тип ВНД  свойственного для данного темперамента. темпераментов с типами высшей нервной деятельности.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности(6).

Информация о работе Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности