Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
– определить место гимнастики в системе физического воспитания;
– рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;
– изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;
– проанализировать значение прикладных видов гимнастики.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Спортивная классификация. Её структура………………………………..2
2. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания……….3
3. Виды гимнастики и их классификация……………………………………..5
3.1 Общеразвивающие вид гимнастик………………………………………..5
3.2 Спортивные виды гимнастики…………………………………………….7
3.3 Прикладные виды гимнастики…………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………..….14
В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая.
Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения – с бегом на короткие и длинные дистанции.
Цель гигиенической гимнастики
– укрепление здоровья, сохранение
бодрости и высокой работоспособности.
Из всех видов гимнастики гигиеническая
гимнастика наиболее массовая и доступная.
Она полезна в любом возрасте:
детям, учащейся молодежи, работникам
умственного и физического
Если ею заниматься систематически,
она приносит большую пользу –
укрепляет организм человека, улучшает
работу органов кровообращения, дыхания
и нервной системы. Она особенно
полезна лицам с ослабленным
здоровьем и людям пожилого возраста.
Систематические занятия
В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики – индивидуальная и групповая.
Индивидуальная гигиеническая
гимнастика обычно состоит из простых,
доступных каждому, физических упражнений
и проводится самостоятельно. Групповые
занятия гигиенической
В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.
Упражнения гигиенической
3.2 Спортивные виды гимнастики
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.
«Спортивная гимнастика является наиболее
массовым видом спорта, увлекательна
и близка молодежи. Неисчерпаемое
число постоянно новых и
Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения – до уровня мастерства».
Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское – вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований – Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, универсиад.
Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т.д.
Значительная часть этих упражнений используется для общей физической подготовки гимнастов. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения, являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.
Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т.д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими, присущими только ей, формами движений, особенно это касается упражнений с предметами. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения».
Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства, применяемые на занятиях художественной гимнастикой, форма, содержание учебного процесса и требования, предъявляемые на соревнованиях, способствуют эстетическому воспитанию.
Спортивная акробатика имеет в
основном те же задачи, что и спортивная
и художественная гимнастика, но отличается
от них характером упражнений и способом
их выполнения. Вначале акробатика
развивалась в низовых
Развитием этого вида спорта у нас в стране сейчас занимается самостоятельная федерация акробатики. По этому виду с 1974 г. проводятся международные соревнования, включая и первенство мира.
Наряду со сложными спортивными видами упражнений в акробатике есть бесчисленное количество разнообразных простейших упражнений, позволяющих проводить занятия с различными контингентами занимающихся. К ним относятся всевозможные перекаты, кувырки, перевороты, простейшие пирамиды, стойки, «шпагаты», «мосты» и т.д.
Акробатические упражнения широко представлены в программах по физической культуре. С их помощью развивают координацию движений, ловкость, прыгучесть, чувство равновесия, воспитывают смелость, настойчивость, ориентацию.
Для большинства акробатических упражнений не требуется специальных снарядов или оборудования. Занятия по акробатике можно проводить в любом зале, на любой площадке при несложном оборудовании.
3.3 Прикладные виды гимнастики
Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.
К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.
Профессионально-прикладная гимнастика
имеет своей целью
Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, переползания, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.
Спортивно-прикладная гимнастика применяется
в учебно-тренировочном
В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т.д.
Главной задачей гимнастики на производстве
является укрепление здоровья трудящихся
и повышение производительности
труда. При правильной организации
производственной гимнастики снижаются
производственный брак, травматизм, заболевания.
Многочисленными наблюдениями показано,
что в результате систематических
занятий рабочие движения становятся
более ловкими, экономичными, снижается
степень усталости. В процессе трудовой
деятельности в организме человека
происходят существенные изменения, влияющие
на качество трудового навыка. Специальными
исследованиями установлено, что в
течение рабочей смены
а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего темпа и ритма движения;
б) период устойчивой работоспособности – слаженные и экономичные рабочие движения, позволяющие сохранить должную производительность труда длительное время;
в) период снижения работоспособности – удлинение времени рабочих операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости.
Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы.
Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7–10 мин, цель ее состоит в том, чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т.п.
Во время работы проводятся физкультпаузы (5–7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности.
Содержание физкультурной
Гимнастика после работы (10–25 мин). Цель этой гимнастики состоит в том, чтобы снять остаточные явления от трудового процесса, способствовать восстановлению сил и быстрейшему переходу к другому виду деятельности или отдыху. Средствами гимнастики после работы являются простейшие упражнения, главным образом связанные с расслаблением мышц, с повышением кровообращения, что в свою очередь способствует удалению из мышц продуктов распада, накопившихся во время работы,
Лечебная гимнастика направлена на
восстановление здоровья и трудоспособности,
утраченной вследствие различных заболеваний,
ранений, несчастных случаев. Особенно
велика ее роль при исправлении недостатков
телосложения. Кроме того, она играет
большую роль в улучшении общего
самочувствия больных, в повышении
их жизненного тонуса. В настоящее
время лечебная гимнастика как средство
лечения широко применяется в
самых разнообразных лечебно-