Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:13, реферат
Цели у каждого человека в жизни свои, чтобы их успешно осуществлять - необходимо, конечно, хорошее здоровье. Оно, как правило, обеспечивает выносливость организма, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Будь то увеличение нагрузки в учебных заведениях, на предприятии и в быту. Поэтому, чтобы успешно справляться с ежедневными заданиями, которые ставит перед нами жизнь, мы должны заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм.
Введение 3
Глава 1.Гигиена физической культуры для студентов: Предмет, задачи, методы 5
1.1 ПРЕДМЕТ 5
1.2 ЗАДАЧИ 5
1.3 МЕТОДЫ. 6
Глава 2. Основы гигиены физической культуры студентов 8
2.1 Гигиена студента: 9
2.1.1 Личная гигиена студента 9
2.1.2 Гигиена спортивной одежды и обуви студента. 11
2.2 Рациональное питание студента 13
2.3 Закаливание студента: 16
Глава 3. Гигиенические основы физических упражнений для студентов: 19
3.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями для студентов. 20
Заключение 23
ЛИТЕРАТУРА 25
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ.
Оглавление
Начался XXI век - век передовых
технологий, Интернета, огромных скоростей
поступления различной
Цели у каждого человека в жизни свои, чтобы их успешно осуществлять - необходимо, конечно, хорошее здоровье. Оно, как правило, обеспечивает выносливость организма, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Будь то увеличение нагрузки в учебных заведениях, на предприятии и в быту. Поэтому, чтобы успешно справляться с ежедневными заданиями, которые ставит перед нами жизнь, мы должны заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм.
Физическая культура является важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека, в том числе и студента. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного студента. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.
В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности, необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью, будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М.Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.
Соблюдений этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А.Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Знание гигиены необходимо
для правильного решения
Естественно, физическая культура, если их рассматривать только как комплексы физических упражнений, не смогут решить всех своих задач.
Поэтому физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Отсюда очевидна актуальность гигиены физической культуры как самостоятельной отрасли гигиенической науки.
Гигиена - область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путем проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека, в том числе и студента, и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. На организм студента могут воздействовать различные факторы внешней среды:
1.Физические - температура, влажность, давление воздуха, радиация, шум.
2.Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.
3.Социальные факторы – учеба, питание, жилищно-бытовые условия.
В настоящее время гигиена физической культуры – вполне оформившаяся отрасль гигиенической науки.
Основными задачами этой науки являются:
Этими задачами и определяется значение гигиены физической культуры в вузе. При решении указанных задач гигиена физической культуры опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.
В зависимости от решаемых
задач гигиеническая наука
Все методы делятся на несколько групп:
1 ГРУППА:
1. санитарное обследование и описание
2. физические
3. химические
4. биологические методы санитарной экспертизы.
Эта группа используется для гигиенической оценки факторов окружающей среды.
2 ГРУППА:
Эта группа используется для изучения влияния окружающей среды на организм студента. При необходимости установить влияние среды на здоровье студентов пользуются санитарно-статистическим методом.
Практическое претворение
в жизнь гигиенических
- гигиену окружающей среды
- гигиену питания и здоровья
- гигиену труда
- социальную гигиену
Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека, в том числе и студента. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и учебы на здоровье студентов, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранения здоровья и долголетия.
Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры студента. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой с внешней средой. Цель такого изучения - разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования студентов, призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к избранному виду трудовой деятельности.
Физическое воспитание является специфическим учебным предметом.
Занятия со студентами по этому предмету направлены на решения следующих задач:
- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
- обеспечение необходимой физической подготовленности применительно к требованиям избранной студентами профессией;
- формирование высоких нравственных, волевых и других личностных качеств;
- сообщение специальных знаний, формирование потребности и привычки заниматься физическими упражнениями, умений использовать средств физической культуры в быту и трудовой деятельности.
- Привитие организаторских навыков по физической культуре, спорту и туризму.
Средствами физического воспитания служат, прежде всего, разнообразные физические упражнения, а также гигиенические факторы (соблюдение температурных и других норм гигиены на занятиях, рационального режима труда, учебы и отдыха) и естественные силы природы (использование солнца, воздуха и воды для закаливания организма.
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Основные правила организации суточного режима:
- подъем в одно и то же время
- выполнение утренней
гимнастики и закаливающих
- прием пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день
- самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время
- не реже 3-5 раз в неделю по 1,5-2 ч. занятия физическими упражнениями с оптимальной физической нагрузкой
- выполнение в паузах учебной деятельности ,3-5 мин, физических упражнений
- ежедневное пребывание на свежем воздухе,1,5-2ч.
- полноценный сон, не менее 8 ч., с засыпанием и пробуждением в одно и то же время. При рациональном режиме студентов ВУЗов продолжительность ночного сна должна быть не менее 8 часов. При различных нарушениях режима переутомлении может наступить бессонница.
От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умственной работой, поздно тренироваться. Перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.
УХОД ЗА ТЕЛОМ.
Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье студента, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами. При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благоприятное действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и улучшает восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп.
УХОД ЗА РУКАМИ.
Уход за руками требует особого внимания, так как находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов скапливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом.
В результате выполнения физических упражнения на руках могут появиться мозоли, которые являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению предметами. Мозоли рекомендуется удалять с помощью пемзы. С целью предупреждения их появления используют различные приспособления для ладоней.
УХОД ЗА НОГАМИ.
Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это особенно необходимо при их повышенной потливости, способствующей появлению потливостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому необходимо ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки.
В целях профилактики грибковых заболеваний следует пользоваться только своими вещами, в раздевалках и душевых нужно пользоваться индивидуальными шлепанцами. После мытья ног в общественном месте следует досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки.
Информация о работе Гигиенические требования на занятиях по физической культуре