Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:13, реферат
Цели у каждого человека в жизни свои, чтобы их успешно осуществлять - необходимо, конечно, хорошее здоровье. Оно, как правило, обеспечивает выносливость организма, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Будь то увеличение нагрузки в учебных заведениях, на предприятии и в быту. Поэтому, чтобы успешно справляться с ежедневными заданиями, которые ставит перед нами жизнь, мы должны заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм.
Введение 3
Глава 1.Гигиена физической культуры для студентов: Предмет, задачи, методы 5
1.1 ПРЕДМЕТ 5
1.2 ЗАДАЧИ 5
1.3 МЕТОДЫ. 6
Глава 2. Основы гигиены физической культуры студентов 8
2.1 Гигиена студента: 9
2.1.1 Личная гигиена студента 9
2.1.2 Гигиена спортивной одежды и обуви студента. 11
2.2 Рациональное питание студента 13
2.3 Закаливание студента: 16
Глава 3. Гигиенические основы физических упражнений для студентов: 19
3.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями для студентов. 20
Заключение 23
ЛИТЕРАТУРА 25
Молодые люди отличаются от взрослых целым рядом анатомических и физиологических особенностей, которые изменяются в течение различных периодов его развития. Сущность возрастного развития состоит в изменении не только размеров тела, но и функциональных свойств организма, в постепенном формировании особенностей высшей нервной деятельности. Поэтому организм молодого человека нельзя рассматривать просто как уменьшенную копию организма взрослого и применять к нему нормы для взрослых, лишь уменьшенные пропорционально возрасту, росту и весу. Внутренняя структура большинства органов тела молодых людей определена уже достаточно полно, в дальнейшем происходит преимущественно рост органов и тканей и совершенствование их функций.
В возрасте 18 лет следует усилить силовые упражнения, которые могут укрепить рост костей. Рациональное чередование разнообразных физических
упражнений для студентов - способствует развития выносливости. Физическая нагрузка на занятии должна применяться с постепенным ее возрастанием ко второй половине занятия, но заканчивать его следует боле легкими упражнениями, выполняемыми в медленном темпе и оказывающими успокаивающее действие на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
При построении урока физической культуры необходимо учитывать его место в расписании учебного дня. Если, например, после занятия физической культуры следует занятия по физике, то нужно заключительную часть урока провести с минимальной физической нагрузкой и без вызывающих сильные эмоции упражнений, чтобы вернуть организм обучающегося к спокойному состоянию, благоприятному для восприятия трудного материала. Если же занятия физической культуры по расписанию будет последним, то его можно закончить применением относительно высокого уровня нагрузки.
К сожалению, в ВУЗах занятия по физической культуре не всегда строятся правильно. Однообразие физических упражнений не вызывает положительных эмоций у обучающихся, что приводит к снижению интереса к занятиям. В результате существенные физиологические сдвиги не происходят, сердечно - сосудистая и дыхательная системы тренируются недостаточно. Большую пользу в гигиеническом отношении приносят занятия физической культуры, организованные на открытом воздухе. По сравнению с занятиями, проводимыми в физкультурных залах, они больше способствуют укреплению здоровья студентов, оказывают закаливающее действие и снижают заболеваемость. Закаливание является специфическим процессом с систематическим применением именно Холодовых раздражителей. Как показывает опыт работы, занятия физической культуры на открытом воздухе требуют строгого соблюдения определенных гигиенических и методических правил, а именно:
1. Обеспечение непрерывной двигательной активности студентов
в течение всего занятия.
2. Выполнение упражнений всеми студентами группы.
3. Регулирование физической нагрузке для студентов одной группы
в зависимости от уровня физической подготовленности каждого.
4. Подбор таких физических упражнений, которые могут выполняться
в теплой одежде и обуви.
5. Выбор учебного материала с учетом погодных условий.
6. Строгое соблюдение температурных норм.
7. Обеспечение высокой плотности урока (использовать в основном
групповой и поточный методы проведения занятий, сокращать время
на объяснение и показ упражнений).
8. Проведение занятия
на высоком эмоциональном
Сами по себе занятия физической культуры, если они проводятся два раза в
неделю, не могут полностью обеспечить должного закрепления и
совершенствования двигательных навыков и физических качеств. Практикой
доказано, что только ежедневное занятие физической культурой, как
организованные, так и самостоятельные, могут обеспечить высокий уровень
физического развития и работоспособности студентов. Помимо занятий
физической культуры,
оздоровительной воздействие
гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий, физкультурные паузы,
регулярные занятия спортом.
Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовку. Главную роль в решении этой задачи играет формирование у студентов здорового образа жизни.
Одним из важнейших разделов медицины является гигиена и санитария. Двуединая наука, которая изучает влияние условий жизни, учебы и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий для существования человека, сохранения его здоровья и продления жизни. Гигиена происходит от греческого hydienos, что означает «содействующий здоровью», «приносящий здоровье» и слово «санитария», от латинского sanitas, т.е. здоровье. Термины эти не равнозначны: гигиена дает знания о здоровье; санитария же занимается практической реализацией требований гигиены, соблюдением необходимых правил.
Убедительным свидетельством эффективности союза медицины и физической культуры, является создание научной и учебной дисциплины – гигиены физической культуры и спорта, которая изучает влияние различных факторов внешней среды на занимающихся, с включением основных элементов и средств воздействия личной гигиены, закаливания, питания, режима труда и отдыха, использования естественных сил природы.
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба
студентов взаимосвязаны и
Закончить хочется словами ученого И. М. Саркизова - Серазини:
"Систематически применяемая физкультура и спорт - это молодость, которая не зависти от паспортного возраста, это - старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это - долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье - самый большой источник красоты".
1. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 2007.
3. Искусство быть здоровым - Часть 3. /Авт. сост. Шенкман С.Б. - М.: ФиС, 2001.
4. Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Феникс 2009.
5. Виленский М.Я.,Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента.- М.: Гардарики, 2007.
6. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь.- М.: Гардарики,2010.
Информация о работе Гигиенические требования на занятиях по физической культуре