Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:31, реферат

Краткое описание

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.
В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде.

Файлы: 1 файл

Тема 7 - Физразвитие.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Тема7: Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков.

 

 Физическое  развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде. Причем, в понятие окружающей среды, бесспорно, вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием “образ жизни” индивидуума. Учитывая биологический характер понятия “физическое развитие”, последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия). На сегодняшний день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: “Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени”.

Данным определением охватываются оба значения понятия “Физическое развитие”. С одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфофункциональное состояние.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

  • чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
  • процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
  • в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

  • эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;
  • необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;
  • цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;
  • постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;
  • синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии). Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный. Продольный (индивидуализирующий) и генерализирующий метод (поперечный), когда за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. В отличии от продольного генерализирующий метод не вскрывает индивидуальных различий в динамике роста, но позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, понять роль эндо- и экзогенных факторов в регуляции роста.

Преимущество генерализирующего метода состоит в том, что он отражает признаки, характеризующие детей определенного поколения. Физическое развитие при этом рассматривается как очень сложное явление, связанное с многообразием социальных, экономических и географических факторов. Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”. При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени. Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям и конкретизации мероприятий по оздоровлению детей, находящихся под наблюдением детской поликлиники.

Периодические медицинские осмотры детей в детских учреждениях проводятся врачом-педиатром в единые сроки, зависящие от возраста детей:

Периодичность осмотров осуществляется следующим образом:

до 1 года - ежемесячно в последнюю пятидневку месяца;

от года до 3-х лет - ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;

от 3-х до 7-ми лет - 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября;

свыше 7 лет - 1 раз в год по постоянному графику с 1 сентября по 31 декабря.

В подготовительных группах детских садов и у школьников медицинские осмотры всегда носят комплексный характер и проводятся бригадой врачей в составе педиатра, окулиста, отоларинголога, невропатолога, хирурга, стоматолога.

Осмотр узкими специалистами детей в детских дошкольных учреждениях должен осуществляться не реже 1 раза в году по самостоятельному графику, а стоматологические осмотры с последующей санацией полости рта проводят 2 раза в год. Медицинскому осмотру детей в детских образовательных учреждениях должно предшествовать их антропометрическое обследование с оценкой степени физического развития, которое проводится медицинской сестрой.

      Оценку физического  развития проводят на основе  сопоставления индивидуальных данных  с средними нормативными значениями (стандартами физического развития) для каждой отдельной половозрастной группы, которые отражают уровень физического развития детей и подростков, которые проживают в подобных условиях.

МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

   Сущность метода заключается в сравнении показателей физического развития индивидуума со средними арифметическими взвешенными. Для суждения о степени отличия признака от стандарта величину отклонения делят на δ, получая сигмальное отклонение.

 Оценка

  • Среднее   М ± δ
  • М -δ   < ниже среднего < М-2δ
  • М-2δ  < низкое < М-3δ
  • М+δ   < выше среднего< М+2δ
  • М+2δ < высокое < М+3δ

Пропорциональность

Физическое развитие пропорционально - точки лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на δ.

Недостаток

Изолированность оценки признаков без их корреляционной связи.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ОЦЕНОЧНЫМ ТАБЛИЦАМ (ШКАЛАМ РЕГРЕССИИ)

В связи с существующей зависимостью между основными показателями их разработку лучше производить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют коррелятивные решетки для зависимости роста от массы тела и роста от ОГК, с помощью решеток кроме уже указанных показателей вычисляют:

Коэффициент корреляции (r) - число выражающее величину связи 2х или нескольких признаков.

Коэффициент регрессии (Ry/x) - показывает изменение одного признака при изменении другого на единицу.

Сигму регрессии (δR), частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного  с другим.

Порядок работы:

    • Определить к какой группе роста относится испытуемый;
    • Определить должные МТ и ОГК;
    • Найти разницу между этими и реальными данными;
    • Степень расхождения выразить в δR.

Оценка:

  • Гармоничное - в пределах ± δR
  • Дисгармоничное - в пределах ± 2 δR
  • Резко дисгармоничное - свыше ± 3 δR

Достоинство: оценка производится по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.

Недостаток: неприменим при оценке развития детей, имеющих непропорциональное развитие отдельных признаков.

ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Центильный метод позволяет оценить морфофункциональные показатели с учетом их несимметричного распределения, т.е. он более корректен с позиций математической статистики, прост в работе т.к. исключает какие-либо подсчеты.

Разновидности:   

  • Одномерный (по Матвеевой Н.А.);
  • Двумерный (по Матвеевой Н.А.);
  • По Воронцову И.М.

Сущность центильного метода:

Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадание в которые имеет равные вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерения неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50й центиль.  Обычно для характеристики распределения признака приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3й, 10й, 25й, 50й, 75й, 90й, 97й. 

3й центиль - такая величина исследуемого признака, меньше которой она у 3% вариант исследуемой группы.

50й центиль - медиана ряда.

Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и выражают ее в %; промежутки между центильными вероятностями - центильными коридорами.

ОДНОМЕРНАЯ ЦЕНТИЛЬНАЯ ШКАЛА ПО Н.А. МАТВЕЕВОЙ

Очень трудоемка, используется при оценке результатов углубленных медицинских осмотров (поступление в школу, 3й, 6й, 8й классы).

Шкала разработана для 11 признаков:

  1. Длина тела, см;
  2. Масса тела, кг;
  3. Окружность грудной клетки, см;
  4. Жировая складка на животе, см;
  5. Число постоянных зубов;
  6. ЖЕЛ, мл;
  7. Мышечная сила правой руки, кг;
  8. Мышечная сила левой руки, кг;
  9. Частота сердечных сокращений;
  10. Максимальное давление, мм рт. ст.;
  11. Минимальное давление, мм рт. ст..

Таблицы разработаны для мальчиков и девочек с возрастным интервалом в 1 год. За "N" признака принимаются значения ограниченные 4 и 5 интервалами. При оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из 8 центильных интервалов.

Оценка:

    • 1 интервал - очень низкие;
    • 2 интервал - низкие;
    • 3 интервал - сниженные;
    • 4-5 интервал - средние;
    • 6 интервал - повышенные;
    • 7 интервал - высокие;
    • 8 интервал - очень высокие.

Ведущими признаками считают длину и массу тела.

Гармоничность:

Гармонично - если длина и масса тела лежат в одном или соседнем центильном интервале.

 Дисгармонично - длина и масса тела выходят за границы соседних интервалов.

Недостаток:

Имеет тот же недостаток, что и метод сигмальных отклонений, в них масса не зависит от длины тела. Для преодоления этого недостатка создана двумерная центильная шкала. 

ДВУМЕРНАЯ ЦЕНТИЛЬНАЯ ШКАЛА

(МАТВЕЕВА Н.А. И СОАВТОРЫ)

Шкала составлена для длины и массы тела.

Физическое развитие оценивают по тому, в какой интервал возрастной шкалы попадает величина длинны или массы тела испытуемого.

Гармоничность оценивают по интервалу номограммы, в котором пересекаются перпендикуляры от длинны и массы тела.

   Оценка:

ІV и V – гармоничное 

III и VI - дисгармоничное

I-II и VII-VIII – резко дисгармоничное

  Для характеристики физического развития достаточно определить уровень длинны тела по возрастной шкале, затем по номограмме установить степень соответствия массы тела длине.

На основании этого метода выделяют 3 группы физического развития:

1. Нормальное – длинна  тела с III по VI интервал, соотношение  длины и массы      

    тела    ІV-V;

2. Группа риска – 

    а) длина – VII или II при гармоничном развитии  ІV-V;

    б) длина тела - VII или II при дисгармоничном развитии III или VI интервал;

3. Группа с отклонениями  в физическом развитии – все  остальные.

 

ЦЕНТИЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПО ВОРОНЦОВУ И.М.

Шкалы разработаны по 3м основным показателям (длина тела, масса тела и ОГК). Шкала представлена 6-ю цифрами, отражающими значение признака, ниже которых он может встречаться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97% детей возрастно-половой группы. Шкала составлена на возрастные группы от 0 до 17 лет. Для определения уровня физического развития необходимо установить номер центильного интервала, к которому относятся его данные и просуммировать их.

Оценка (по сумме номеров):

до 10 - ниже среднего

11-15 - среднее

16-21 – выше среднего

Гармоничность - если разность номеров областей между любыми 2мя из 3х показателей не превышает 1 – гармоничное, 2 – дисгармоничное, 3 и > резко дисгармоничное.       

    СКРИНИНГ-ТЕСТ ПО ВОРОНЦОВУ

Проводится при массовых профилактических осмотрах с целью выявления детей с отклонениями в антропометрических показателях. Определяется развитие роста по центильным шкалам, а затем соответствие массы росту по специальной таблице.

Выделяют 3 группы –

  1. Основная – без выраженных отклонений (3, 4, 5 интервалы);
  2. Пограничная – антропометрические признаки (2 и 6 интервалы) – группа риска;
  3. выраженные отклонения (1 и 7 интервалы), нужно дополнительное углубленное исследование или госпитализация.

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Все ранее рассмотренные методы учитывают только морфологическое состояние организма, а применительно к растущему организму нужно учитывать и уровень биоразвития, как более информативный.

Информация о работе Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков