Формирование социальной активности на уроках физической культуры как основа адаптации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:29, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования состоит в исследовании влияния формирования социальной активности на уроках физической культуры на адаптацию младших школьников. Результаты комплексных обследований учеников пятых классов средней школы (С.А. Якимчука, С.А. Беличевой, Н.Ю. Синягиной, Н.М. Иовчука и др.) показывают, что у детей при переходе в среднюю школу возникают эмоциональные депрессии и невротические состояния, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: "личность-общество", "ученик-учитель", "класс-ученик", проявляются вегетативные расстройства, чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности. Причиной данных отклонений является неполная адаптация, либо дезадаптация ребенка к условиям школьной среды.
В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, Ю.В. Гравит, Н.А. Козырева, Т.А. Лопатик, А.П. Матвеев, В.И. Столяров). Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста с целью преодоления сложной кризисной ситуации.
Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого-педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются.
Тема исследования: формирование социальной активности на уроках физической культуры как основа адаптации младших школьников.
Объектом исследования является адаптация младших школьников.
Предметом исследования выступает социальная активность младших школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие уровня социальной активности на уроках физической культуры влияет на оптимальную адаптацию младших школьников к школьной среде.
Целью исследования является эффективность занятий физической культурой в формировании социальной активности детей как основы адаптации младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ_____________7
1.1. Проблема адаптации младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования социальной активности младших школьников в психолого-педагогичсекой литературе 14
1.3. Психолого-педагогические условия для адаптации младших школьников в процессе формирвания социальной активности на уроках физической культуры 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 43
2.1. Средства формирования социальной активности на уроках физической культуры, направленные на успешную адаптацию младших школьников 43
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности на уроках физической культуры как основы адаптации младших школьников 46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию социальной активности на уроках физической культуры как основы адаптации младших школьников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 809.50 Кб (Скачать)