Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:01, курсовая работа
Целью нашего исследования является разработка и внедрение в трудовую деятельность на производстве новых форм организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и экспериментальное обоснование эффективности этого внедрения в научной организации труда.
Задачи:
1. Изучить и выполнить анализ литературных источников с целью выявления современных представлений о форме организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Изучить состояние здоровья трудящихся.
3. Разработать и внедрить новую форму организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий на производстве ООО «Гальванические покрытия».
Основная нагрузка при деятельности падает на зрение и концентрацию внимания. Что в итоге приводит к снижению, нарушению и ухудшению, как зрения, так и внимания. Мы взяли эту проблему за основу нашей работы.
Для диагностики концентрации внимания мы использовали тесты [приложение №3, 4, 5].
Это дало возможность в дополнение к основным показателям определять степень утомляемости, как в течение дня (т.е. до начала рабочего дня и после его завершения), так и через некоторое время (т.е. раз в месяц). Так как использовались разные тесты, это не давало возможность запомнить их специфику, и в итоге получить достоверный результат.
Полученные данные в результате тестирования внимания в начале нашего эксперимента у экспериментальной и контрольной групп разницы не имеют. Оценка успешности составила: среднее и ниже среднего значение (от 10 баллов и ниже). Причем, как в начале рабочего дня, так и в конце (рис. 2)
Рис. 1 Начальные данные прохождения МО ЭГ и КГ
Из рисунков 1 и 4 мы наглядно видим, что на начальном этапе нашего эксперимента никаких значительных отличий между группами нет.
Проанализировав,
мы разработали комплекс мер, направленных
на их улучшение, и внедрили его в производство
в экспериментальной группе.
3.2.
Методика физкультурно-
РЕЖИМ ТРУДОВОГО ДНЯ:
▪ 8.00 – 8.05 «Доброе утро»
▪ 9.00; 11.00; 15.00; 19.00 – физкультпауза: отдых и расслабление для глаз (самостоятельно).
▪ 10.00; 16.00; 18.00 – комплекс корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисова [приложение №2]. Цель: включить в динамическую работу бездействующие глазные мышцы, и наоборот, расслабить те из них, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.
▪ 12.00 – упражнения для стимуляции органов пищеварения перед обедом.
▪ 13.00 – 14.00 – обед, рацион которого должен быть богат углеводной пищей, после обеда упражнения на релаксацию, для более быстрого отдыха и восстановления уже затраченных сил за первую половину рабочего дня.
▪ 17.00 – «Заряд бодрости и настроения».
▪ 20.00 – «Спокойной ночи».
В
дополнение к методике физкультурно-оздоровительных
занятий мы предложили экспериментальной
группе добавить в режим питания продукты
(питания) более энергоемкие – углеводные.
Таким образом, исключить снижение энергетического
потенциала в течение рабочего дня и соответственно
нормализовать рацион.
3.3. Результаты внедрения методики физкультурно-оздоровительных занятий в режим трудового дня на производстве ООО «Гальванические покрытия»
В первый период времени было очень сложно внедрить нововведение из-за полного отсутствия опыта в этой сфере, как у самого исследователя, так и у работников этого производства. Результаты появились не сразу.
Через
некоторое время такой режим
работы, совмещенный с комплексом
физкультурно-оздоровительных
Физические упражнения не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность головного мозга, глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях. Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой.
По субъективной оценке гимнастика для глаз в экспериментальной группе была отмечена снижением напряжения глаз (при выполнении работы).
В контрольной группе таких изменений не наблюдалось, и это понятно.
Но не исключено, что некоторые (единичные) работники из контрольной группы могут самостоятельно заботиться о своем здоровье, используя различные варианты, как общих физических упражнений, так и частных упражнений для расслабления глазных мышц, переключения внимания (для сохранения его концентрации) и т.п.
Уже
через месяц внедрения, мы отметили
положительную тенденцию в
Рис. 2
Оценка внимания
на протяжении всего
эксперимента
Комплексы упражнений и мероприятия с конкретным направлением в конкретный период времени (в течение дня) способствовали общему улучшению самочувствия, повышению работоспособности, бодрости, дополнительной энергии, устойчивости к заболеваниям, неблагоприятным факторам среды и утомляемости, повышению двигательной активности.
Очень сложно добиться в короткий период времени серьезных сдвигов в состоянии здоровья (при различных заболеваниях), но можно уже через некоторое время отметить положительную тенденцию к улучшению самочувствия, снижению болевых синдромов, добиться стадии ремиссии (при хронических заболеваниях).
В конце нашего эксперимента мы провели повторное изучение данных МО и субъективных показателей.
Результат
нашего эксперимента хорошо просматривается
на рисунках 3 и 4, где мы видим, что у экспериментальной
группы повторные данные МО и субъективные
показатели значительно отличаются от
контрольной группы.
Рис. 3 Повторные
данные прохождения
МО
У экспериментальной группы к концу нашего эксперимента, т.е. через 6 месяцев значительно улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Данные повторного прохождения МО у экспериментальной группы показали эффективность внедрения методики физкультурно-оздоровительных занятий в режиме трудового дня, о чем свидетельствуют сравнительные данные как внутри одной группы, так и между группами. Заметно улучшилось настроение, работа проходила весело и незаметно. У контрольной группы изменений небыло.
Рис. 4 Итоговые
данные субъективных
показателей ЭГ
и КГ
Также отметилось уменьшение количества бракованной продукции и увеличение производительности труда (рис. 5).
Рис. 5
Качество производительности
труда до эксперимента
в %
Рис. 6
Качество производительности
труда после эксперимента
в % соотношении
Возрождение
форм физкультурно-производственных занятий
(гимнастик) с конкретным подбором упражнений
и методик их проведения позволило бы
решить не только вопрос пропаганды здоровья
рабочего населения в целом, но и усовершенствовать
трудовой процесс, улучшить производительность
труда на производстве.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источником показал, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме трудового дня являются важным средством оздоровления и повышения работоспособности трудящихся.
2. Анализ состояния здоровья работников ООО «Гальванические покрытия» показал наличие заболеваний и отклонений от нормы, связанных с трудовой спецификой: миопия, гиперметропия, остеохондроз, артроз, радикулит, миозит, отечность конечностей, варикоз, заболевание дыхательных путей, различные повреждения сухожилий, связок и т.п.
3. Разработанная методика представляет собой систему средств оздоровительных мероприятий, состоящую из физкультпауз, комплекса корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисову, упражнений для стимуляции органов пищеварения и комплекса физических упражнений.
4. Разработанная методика оказалась эффективной, об этом свидетельствуют положительные результаты в состоянии здоровья (как субъективных, так и медицинских показателей); результаты тестирования концентрации внимания после ее внедрения в режим трудового дня на производстве ООО «Гальванические покрытия».
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянов В.С., Алдышева А.А., Виноградова О.В., Гребняк В.П. и др. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности.- Л.: Наука, 1988.
2. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. – СПб.: Лань, 1999. – 224с.
3. Вархушев Я.М. Специфическое динамическое действие пищи. – Ижевск: Экспертиза, 1996. – 116 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, 1994.
5. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. – М.: Медицина,1966. 367с.
6. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. -76с
7. Глезер В.Д. Зрение и мышление. – Л.: Наука, 1985. – 245 с.
8. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.– М.: издательство Ун-та дружбы народов,1991.
9. Дубровский В.И.Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: Риторика,2001.
10. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2002.
11. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М.: 1982.
12. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 г.
13. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: Аспект Пресс, 1995.
14. Косилов С.Л. Очерки физиологии труда. – М.: Медицина, 1965. – 241с.
15. Купер К.Аэробика для хорошего самочувствия. Пер.с англ. М.: ФиС,1989.
16. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК.-М., 1992.-120 с.
17. Макарова Г.А. Справочник спортивного врача. – Краснодар, 2002.
18. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб., 1998. - 217 с.
19. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.: 1988.
20. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. Учебное пособие для вузов. М.: 1985.
21. Сычев А.Л. Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 245 с.
22. Семенова М.А. Основы физической культуры. Методика и организация проведения самостоятельных занятий по физической культуре. – М., МГУИЭ, 2006,- 90 с.
23. Семенова М.А., Т.И. Кузнецова. Роль физической культуры в формировании здоровье - сберегающих установок учащейся молодежи./ Среднее профессиональное образование./ Под ред.А.А. Скамницкого Вып. № 9. – М. 2006.-С.64-66.
24. Физиология зрения / Под ред. А.Л. Бызова. – М.: Наука, 1992. – 704 с.
25. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. /Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова. М.: Высшая школа, 1983
Информация о работе Физическая культура в научной организации труда