Физическая культура в научной организации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является разработка и внедрение в трудовую деятельность на производстве новых форм организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и экспериментальное обоснование эффективности этого внедрения в научной организации труда.
Задачи:
1. Изучить и выполнить анализ литературных источников с целью выявления современных представлений о форме организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Изучить состояние здоровья трудящихся.
3. Разработать и внедрить новую форму организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий на производстве ООО «Гальванические покрытия».

Файлы: 1 файл

4 курс Курсовая ПЕРЕДЕЛАНАЯ.doc

— 920.50 Кб (Скачать)

      Основная  нагрузка при деятельности падает на зрение и концентрацию внимания. Что  в итоге приводит к снижению, нарушению  и ухудшению, как зрения, так и  внимания. Мы взяли эту проблему за основу нашей работы.

     Для диагностики концентрации внимания мы использовали тесты [приложение №3, 4, 5]. 

      Это дало возможность в дополнение к  основным показателям определять степень утомляемости, как в течение дня (т.е. до начала рабочего дня и после его завершения), так и через некоторое время (т.е. раз в месяц). Так как использовались разные тесты, это не давало возможность запомнить их специфику, и в итоге получить достоверный результат. 

      Полученные  данные в результате тестирования внимания в начале нашего эксперимента у экспериментальной и контрольной групп разницы не имеют. Оценка успешности составила: среднее и ниже среднего значение (от 10 баллов и ниже). Причем, как в начале рабочего дня, так и в конце (рис. 2)

                    Рис. 1   Начальные данные прохождения МО ЭГ и КГ  

      Из  рисунков 1 и 4  мы наглядно видим, что  на начальном этапе нашего эксперимента никаких значительных отличий между  группами нет.

      Проанализировав, мы разработали комплекс мер, направленных на их улучшение, и внедрили его в производство в экспериментальной группе.  

      3.2. Методика физкультурно-оздоровительных  занятий в режиме  трудового дня

      РЕЖИМ ТРУДОВОГО ДНЯ:

      ▪ 8.00 – 8.05  «Доброе утро» 

      ▪ 9.00; 11.00; 15.00; 19.00 – физкультпауза: отдых и расслабление для глаз (самостоятельно).

     ▪ 10.00; 16.00; 18.00 – комплекс корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисова [приложение №2]. Цель: включить в динамическую работу бездействующие глазные мышцы, и наоборот, расслабить те из них, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.

     ▪ 12.00 – упражнения для стимуляции органов пищеварения перед обедом.

      ▪ 13.00 – 14.00 – обед, рацион которого должен быть богат углеводной пищей, после обеда упражнения на релаксацию, для более быстрого отдыха и восстановления уже затраченных сил за первую половину рабочего дня.

      ▪ 17.00 – «Заряд бодрости и настроения».

      ▪ 20.00 – «Спокойной ночи». 

      В дополнение к методике физкультурно-оздоровительных  занятий мы предложили экспериментальной группе добавить в режим питания продукты (питания) более энергоемкие – углеводные. Таким образом, исключить снижение энергетического потенциала в течение рабочего дня и соответственно нормализовать рацион. 

      3.3. Результаты внедрения  методики физкультурно-оздоровительных  занятий  в  режим  трудового  дня  на  производстве ООО «Гальванические покрытия»

      В первый период времени было очень  сложно внедрить нововведение из-за полного  отсутствия опыта в этой сфере, как  у самого исследователя, так и у работников этого производства. Результаты появились не сразу.

      Через некоторое время такой режим  работы, совмещенный с комплексом физкультурно-оздоровительных мероприятий, был приветствован положительной реакцией работников. Из субъективных показателей отмечалось повышение настроения, желание продолжать работу.

     Физические  упражнения не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность головного мозга, глазных  мышц, улучшают кровообращение в тканях. Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой.

      По  субъективной оценке гимнастика для глаз в экспериментальной группе была отмечена снижением напряжения глаз (при выполнении работы).

      В контрольной группе таких изменений не наблюдалось, и это понятно.

Но не исключено, что некоторые (единичные) работники из контрольной группы могут самостоятельно заботиться о  своем здоровье, используя различные  варианты, как  общих физических упражнений, так и частных упражнений для расслабления глазных мышц, переключения внимания (для сохранения его концентрации) и т.п.

     Уже через месяц внедрения, мы отметили положительную тенденцию в процессе внимания (рис. 2).  Что также сказывалось  на самом процессе работы на производстве. По последующим проведенным тестам на внимание, на протяжении всего нашего эксперимента, мы определили переломный момент у экспериментальной группы. Через три месяца внедрения методики, тесты на концентрацию внимания оценивались выше среднего, как до рабочего дня, так и поле окончания (от 10 баллов и выше).   Хотя у контрольной группы также наблюдалось незначительное изменение в лучшую сторону, так как сам тест является развивающим.

    Рис. 2      Оценка  внимания  на протяжении всего эксперимента            

      Комплексы упражнений и мероприятия с конкретным направлением в конкретный период времени (в течение дня) способствовали общему улучшению самочувствия, повышению  работоспособности, бодрости, дополнительной энергии, устойчивости к заболеваниям, неблагоприятным факторам среды и утомляемости, повышению двигательной активности. 

      Очень сложно добиться  в короткий период времени серьезных сдвигов в  состоянии здоровья (при различных  заболеваниях), но можно уже через  некоторое время отметить положительную тенденцию к улучшению самочувствия, снижению болевых синдромов, добиться стадии ремиссии (при хронических заболеваниях). 

      В конце нашего эксперимента мы провели  повторное изучение данных МО и субъективных показателей.

Результат нашего эксперимента хорошо просматривается на рисунках 3 и 4, где мы видим, что у экспериментальной группы повторные данные МО и субъективные показатели значительно отличаются от контрольной группы.  

                           Рис. 3      Повторные данные прохождения МО     

      У экспериментальной группы к концу  нашего эксперимента, т.е. через 6 месяцев  значительно улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Данные повторного прохождения МО у экспериментальной группы показали эффективность внедрения методики физкультурно-оздоровительных занятий в режиме трудового дня, о чем свидетельствуют сравнительные данные как внутри одной группы, так и между группами. Заметно улучшилось настроение, работа проходила весело и незаметно. У контрольной группы изменений небыло.

                Рис. 4    Итоговые  данные субъективных  показателей ЭГ  и КГ     

      Также отметилось уменьшение количества бракованной  продукции и увеличение производительности труда (рис. 5).

Рис. 5 Качество производительности труда до эксперимента в %  
 

Рис. 6 Качество производительности труда после эксперимента в % соотношении 

      Возрождение форм физкультурно-производственных занятий (гимнастик) с конкретным подбором упражнений и методик их проведения позволило бы решить не только вопрос пропаганды здоровья рабочего населения в целом, но и усовершенствовать трудовой процесс, улучшить производительность труда на производстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВЫВОДЫ 

      1. Анализ литературных источником показал, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме трудового дня являются важным средством оздоровления и повышения работоспособности трудящихся.

      2. Анализ состояния здоровья работников ООО «Гальванические покрытия» показал наличие заболеваний и отклонений от нормы, связанных с трудовой спецификой: миопия, гиперметропия, остеохондроз, артроз, радикулит, миозит, отечность конечностей, варикоз, заболевание дыхательных путей, различные повреждения сухожилий, связок и т.п.

     3. Разработанная методика представляет собой систему средств оздоровительных мероприятий, состоящую из физкультпауз, комплекса корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисову, упражнений для стимуляции органов пищеварения и комплекса физических упражнений.

      4. Разработанная методика оказалась эффективной, об этом свидетельствуют положительные результаты в состоянии здоровья (как субъективных, так и медицинских показателей); результаты тестирования концентрации внимания после ее внедрения в режим трудового дня на производстве ООО «Гальванические покрытия». 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аверьянов  В.С., Алдышева А.А., Виноградова О.В., Гребняк В.П. и др.          Физиологическое нормирование в трудовой деятельности.- Л.: Наука, 1988.

2. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. – СПб.: Лань, 1999. – 224с.

3. Вархушев Я.М. Специфическое динамическое действие пищи. – Ижевск: Экспертиза, 1996. – 116 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, 1994.

5. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. – М.: Медицина,1966. 367с.

6. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. -76с

7. Глезер В.Д. Зрение и мышление. – Л.: Наука, 1985. – 245 с.

8. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.– М.: издательство Ун-та дружбы народов,1991.

9. Дубровский В.И.Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: Риторика,2001.

10. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2002.

11. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М.: 1982.

12. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29 апреля 1999 г.

13. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: Аспект Пресс, 1995.

14. Косилов С.Л. Очерки физиологии труда. – М.: Медицина, 1965. – 241с.

15. Купер К.Аэробика для хорошего самочувствия. Пер.с англ. М.: ФиС,1989.

16. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК.-М., 1992.-120 с.

17. Макарова Г.А. Справочник спортивного врача. – Краснодар, 2002.

18. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб., 1998. - 217 с. 

19. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.: 1988.

20. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. Учебное пособие для вузов. М.: 1985.

21. Сычев А.Л. Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 245 с.

22. Семенова М.А. Основы физической культуры. Методика и организация проведения самостоятельных занятий по физической культуре. – М., МГУИЭ, 2006,- 90 с.

23. Семенова М.А., Т.И. Кузнецова. Роль физической культуры в формировании здоровье - сберегающих установок учащейся молодежи./ Среднее профессиональное образование./ Под ред.А.А. Скамницкого Вып. № 9. – М. 2006.-С.64-66.

24. Физиология зрения / Под ред. А.Л. Бызова. – М.: Наука, 1992. – 704 с.

25. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. /Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова. М.: Высшая школа, 1983

Информация о работе Физическая культура в научной организации труда