Физическая культура в научной организации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является разработка и внедрение в трудовую деятельность на производстве новых форм организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и экспериментальное обоснование эффективности этого внедрения в научной организации труда.
Задачи:
1. Изучить и выполнить анализ литературных источников с целью выявления современных представлений о форме организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Изучить состояние здоровья трудящихся.
3. Разработать и внедрить новую форму организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий на производстве ООО «Гальванические покрытия».

Файлы: 1 файл

4 курс Курсовая ПЕРЕДЕЛАНАЯ.doc

— 920.50 Кб (Скачать)

     ― уровень здоровья и всестороннего  развития физических способностей людей;

     ― уровень спортивных достижений;

     ― наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

     ― пропаганда физической культуры и спорта;

     ― степень и характер использования  СМИ в сфере задач, стоящих  перед физической культурой;

     ― состояние науки и наличие  развитой системы физического воспитания.

     Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью.

     Первоначально формой организации физического  воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

     В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она  использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и веления захватнических войн. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и другие выдающиеся люди древности.

В период капитализма физическая культура была поставлена нищим классом на службу укрепления основ своего политического господства. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта [30].

     На  современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физически  совершенных, социально активных, морально стойких здоровых людей.

Физическое  воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений. Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса [18]. 

     1.3. Физическая культура  в системе НОТ,  её цели и задачи

     Увеличение  механизации и автоматизации  трудовых процессов приводит, с одной  стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а  с другой – к увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях промышленности, особенно людей умственного труда.

     В этих условиях покой, как форма отдыха, уже не удовлетворяет потребностям организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?

      Изучая  эту проблему, ученые пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы. Дальнейшее развитие физической культуры в сфере производства связано с научным обоснованием новых форм организации и методов проведения занятий.

     Во-первых, ФК в системе НОТ является процессом  использования средств физической культуры в системе НОТ на всех ее уровнях как целесообразная деятельность, направленная на всестороннее и гармоническое  развитие человека, обеспечение необходимой и достаточной подготовки, а также на сохранение надежной и стабильной готовности к труду и повышение результативности труда.

     Во-вторых, ФК в Научной Организации Труда  является специфической инфраструктурой  в системе социальной организации производства, народного хозяйства и культуры, имеющей свою организацию, свою материально-техническую базу, теоретическую, программно-методическую, административно-правовую основу, а также специальное медико-биологическое и кадровое обеспечение.

     Связь физической культуры и НОТ осуществляется по следующим направлениям:

     1. Создание благоприятных условий  труда и отдыха. Здесь с помощью  средств физической культуры  обеспечивается оптимальный режим  для конкретных производственных условий труда и отдыха человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность.

     2. Рационализация приемов и методов  труда на рабочем месте. Физическая культура содействует сокращению энергозатрат человека в процессе труда за счет лучшей координации движений в выполнении приемов работы, двигательных действий, экономизации движений, ритмичности работы.

     3. Подготовка кадров, повышение культурно-технического  и общеобразовательного уровня  работника. Физическая культура  содействует всестороннему и  гармоническому развитию личности, укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, более плодотворному общему и социальному обучению.

     4. Правильное использование трудовых  ресурсов. Физическая культура играет  положительную роль в повышении  социальной мобильности человека, содействует подготовке и выполнению профессиональной деятельности, регулирует миграцию трудовых ресурсов, способствует развитию и сплоченности, что позволяет повысить эффективность коллективного труда.

     5. Повышение производительности труда.  Занятие физической культурой и спортом повышают уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.

     6. Развитие творческой инициативы  и дисциплины.

      Показатели  развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах включаются в коллективные договоры, в планы социального развития [19].

     Основная  цель физической культуры в системе  НОТ – активное содействие всесторонней подготовки человека к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.

     Конкретными задачами физической культуры в системе  НОТ данной отрасли являются:

     ― рационализация и совершенствование  профессиональной и двигательной деятельности работников умственного труда, поиск и внедрение наиболее экономичных форм двигательной деятельности для конкретных производственных операций;

     ― создание прочной основы общей физической подготовленности для развития профессионально  важных способностей и двигательных навыков, которые позволяли бы быстро и качественно осваивать специфические движения и действия;

― теоретическая  разработка и внедрение в практику работы на производстве оптимальных  условий режима труда и отдыха, внедрение производственной гимнастики, организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в конце рабочего дня, недели, в период отпуска [4]. 
 

     1.4. Характеристика условий  труда, требования  к их физической  подготовленности  работников разных  профессий

     Для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда специалистов, требования к их физической подготовленности. Для этого приведен ряд примеров такого анализа. По аналогии с ними можно проанализировать деятельность специалиста любого другого профиля.

     Для характеристики различных видов  труда чаще всего используются понятия  его физической тяжести и нервно-психической  напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют выделить третий вид - смешанный труд [34].

     Примерами преимущественно физического труда  являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых  сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также и спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в лёгкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.

     Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

     С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о ходе производства.

     Для измерения объема и мощности выполняемой  физической работы применяются различные  количественные меры: масса поднятого  груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряют ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.

     Например, очень легкий труд характеризуется  незначительным общим суточным расходом энергии, лишь не на много (на 500 ккал и  меньше) превышающим средние величины основного обмена ( около 2300 ккал в сутки ), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличии от этого очень тяжелый труд физический труд требует предельного суточного расхода энергии- от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений – 180 -200 ударов в минуту.

     Понятно, что такую работу могут выполнять  только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.

     Если  тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧЧС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов в минуту. Доля же физического труда при этом относительно невелика.

     Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно- психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена - выпускников средних специальных учебных заведений.

     Приведём  несколько примеров условий труда  специалистов и переносимых ими нагрузок.

     Возьмем некоторые типичные профессии, к  которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно- психической напряженности.

     Труд  в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий - запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего в подземных выработках, высокого уровня общей и специальной физической подготовки.

Информация о работе Физическая культура в научной организации труда